Урок-игра По страницам Красной книги Калининградской области 7 класс

МБОУ «СОШ пос. Новоколхозное»
Неманский городской округ





По страницам Красной книги Калининградской области


Урок-игра в 7 классе










Сысоева Елена Николаевна, учитель биологии.
















2017 год





Цель занятия: Формирование у учащихся бережного отношения к природе через знакомство с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу Калининградской области.
Задачи:

Предметные: получить знания об охраняемых заповедниках, растениях и животных Калининградской области,
Метапредметные: Развитие логического мышления, умения работать с источниками информации, отвечать на вопросы, применяя полученные знания в новой обстановке, уметь решать проблемные вопросы.
Личностные: Развитие всесторонней личности ребенка, повышение интеллектуального и духовного уровня развития. Развитие творческих и исследовательских способностей учащихся. Воспитание патриотических чувств, любви и бережного отношения к природе.

Тип занятия: интегрированный урок- игра. Средства обучения: карта Калининградской области, медиа–проектор, компьютерная презентация, выставка книг об экологии Калининградской области. Ход занятия: 1. Организационный момент: постановка задачи, деление класса на группы. 2. Конкурсы, работа с компьютерной презентацией.
3. Подведение итогов, награждение победителей.

Звучит музыка «Родной край »
Леса топорщатся, и степь клубится,
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы!
Но считанные птицы над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы ждут в реке.
И восковые считанные зерна
Не слышно зреют в малом колоске
Над запахом таежной земляники
Полночный филин ухает из тьмы
Неужто внуки, лишь по Красной книге узнают,
Как богаты были мы.

Добрый день, друзья! Мы встречаемся с вами на конкурсе «Умники и умницы» - «По следам Красной книги Калининградской области». Наша задача, узнать, как можно больше о редких и исчезающих видах растений и животных на территории нашей области. Шагая по страницам Красной книги каждая из трех групп должна отметить на карте области растения, животные о которых пойдет речь.

История Красной книги
О том, что такое Красная книга, сегодня знают все – это перечень видов животных и растений, грибов и даже лишайников, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли.
Первая Красная книга – международная – появилась в 1966 г. Ее изданию предшествовала кропотливая работа ученых всего мира, впервые решивших подсчитать тот ущерб, который нанесли люди природе Земли. Результат ошеломил всех: опасность грозила многим видам растений и животных. Вот тогда и было решено опубликовать эти данные, оповестить всех о грозящей катастрофе. Красный переплет этой книги неслучаен, он как бы предупреждает о возможной беде.
Через некоторое время выяснилось, что одной только международной книги недостаточно, ведь она отражает состояние животного и растительного мира в целом на планете. А в каждой стране положение редких или даже вымирающих видов неодинаково. Поэтому и стали создавать Красные книги отдельных стран. Красная книга нашей страны увидела свет лишь в 1983 г. и повторно в 1988 г.
Название “Красная книга” вполне конкретное и в то же время символическое. Символичны и ее страницы: черная – содержит названия исчезнувших видов;
красная – находящихся на грани исчезновения;
желтая – названия видов, численность которых восстанавливается, благодаря вмешательству человека;
зеленая – перечень малоизученных видов;
белая – практически не изученных видов животных и растений.
Красная книга Калининградской области увидела свет в 2010 году. Она содержит сведения о состоянии, численности, распространении, необходимых мерах охраны растений и животных. Для характеристики статуса таксонов приняты категории: 0 – вероятно исчезнувшие, 1 – находящиеся под угрозой исчезновения; 2 – сокращающиеся в численности; 3 – редкие; 4 – неопределенные по статусу.

Мы отправляемся в путешествие по страницам Красной книги Калининградской области.

Конкурс № 1. «Колесо мифологии» (о каких растениях Красной книги Калининградской области говорится в этих мифах) слайд 4 -9
Вопрос 1.
Нимфея: О, Всемогущий Зевс! Я нимфа, хранительница побережья Балтийского моря, парка „Куршская коса». Это я каждое утро с восходом солнца просыпаюсь и день мечтаю вновь встретиться в водах моего моря с красавцем Гераклом, которого я полюбила всей душой. Только он забыл обо мне, и думать, а все продолжает совершать свои многочисленные подвиги. Уж лучше бы я превратилась в бездушный цветок, чем так страдать от неразделенной любви.
Зевс: Хорошо будь цветком. И если люди не тронут тебя, возможно, когда-нибудь ты дождешься своего Геракла.
О каком цветке идет речь? (Синеголовник морской)

Вопрос 2.
На одной опушке расцвел чудо-цветок. Стали лесные звери и птицы спорить, кому он принадлежит. Четыре дня спорили, и спор сам собой разрешился. Созрели семена цветка, и ветер разнес их в разные стороны. По легенде первый цветок расцвел несколько миллионов лет назад и был так прекрасен, что полюбоваться им пришли не только звери, птицы и насекомые, но и вода и ветер, которые затем разнесли созревшие семена по всей земле. А когда семена проросли и расцвели, цветок стал одним из любимых растений человека. Издали они кажутся маленькими маячками, указывающими путь морякам.
О каком цветке идет речь? (легенда об Ирисе)

Вопрос №3
Это удивительное растение имеет много названий, связанных со своими свойствами. Его также называют мухоловкой или царевыми очами, росичкой, солнечной травой, используются названия глазница, болотница. Средневековые врачеватели замечали, что у животных, которые съели это растение, начинался неуемный кашель и попробовали применять его для лечения затяжного кашля. Оказалось, что большой эффект даёт однократное применение препаратов растения. Повторное же приводит к ухудшению состояния больного. Препараты растения хорошо зарекомендовали себя при лечении туберкулёза. Все растения - насекомоядные. Клейкое вещество, вырабатываемое листьями, содержит алкалоид кониин, оказывающий паралитическое действие на насекомых, и пищеварительные ферменты. После того как насекомое поймано, края листа закрываются, охватывая его целиком. Когда насекомое переварено (обычно это занимает несколько дней), лист вновь раскрывается. 
О каком цветке идет речь? (легенда о Росянке промежуточной)

Вопрос №4
«Как растение может съесть кого-то? Ведь у него нет ни рта, ни зубов!» Для того чтобы добыть себе пищу, плотоядным растениям острые зубы не нужны, у них для этого есть кое-что другое.Это растение с хорошо развитыми ловчими пузырьками представляет вполне реальную опасность не только для водных беспозвоночных:Циклопов и инфузорий, но и для мальков рыб.
О каком цветке идет речь? (легенда о Пузырчатке малой)



Вопрос №5
Ранней весной распускаются на тонком стебельке мелкие цветки желтого подснежника, еще называют его в народе желтоцвет. Когда-то этого растения по лугам и лесным полянам было очень много. И старые люди рассказывают, что на эти луга и поляны по весне всегда опускались стаи диких гусей, чтобы передохнуть здесь после трудной дороги и пощипать всходы лука, который они очень любили...
О каком цветке идет речь? (легенда о Гусином луке луговом)

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я, и ты
Если все сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Охраняется «Красной книгой»
Столько редких животных и птиц.
Чтобы выжил простор многоликий,
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери.
Охраняются змеи.
Охраняются и цветы.


Песня «Лесной олень»

Конкурс № 2 «Правда ли » слайд 10

Ответьте на вопрос «Правда ли »
что разорить гнездо аиста, и это принесет несчастье дому, а сам аист может отомстить и поджечь дом? (Нет)
- Найдите фото черного аиста и поместите его на карту К.О.
что птица змееяд названа за то, что является ядом для змей? (Да. Поедает змей, что приводит к их смерти)
что сокола сапсана называют «гусиным пастухом», он никогда не бьет гусей? (нет)
В 1396 году после неудачной битвы с турками французский король Карл VI выкупил своих пленных за несколько экземпляров соколов - сапсанов. А русский царь Алексей Михайлович так увлекся идеей скупать всех этих птиц, что чуть было не опустошил царскую казну.
что услышать ночной крик мохноногого сыча – к дождю? (Да)
что если дятел клюет изгородь – урожай будет червивым? (Да)
А вот в это можно поверить, поскольку основной рацион питания этих птиц – червяки и гусеницы, обитающие в стволах деревьев и на кустах. Если дятел очень часто посещает ваш огород, то присмотритесь, какой именно куст он облюбовал. Очень возможно, что растение начало гнить или засыхать из-за большого количества насекомых-вредителей внутри.
что каждый кулик своё болото хвалит, а кулик-сорока – не хвалит? (Нет)
Эта птица тоже живет на болотах в дельте р. Неман, на Куршской косе. Питается моллюсками.

что птица ФИФИ пренебрежительно относится ко всему, что видит? (Нет)
что на земле малая крачка, как и остальные крачки, чувствует себя довольно неуверенно и ходит мало. (Да)


Конкурс № 3 «Устами младенца» слайд 11 -13
Прочитав стихотворенье, поместите бабочку на карту

1. Мама, мама посмотри, Бабочка какая, У нее большие глазки Крылья желты, как в сказке , У нее полосочки И на крыльях точечки. Мы дадим ей червячка, Не спугнуть бы полчаса, Побегу за красками, Нарисую глазки ей.
Р.Эйдельман (Желтушка)
2.
Дотронуться хотела я руками До самого красивого цветка. А он, взмахнув своими лепестками, Вспорхнул и улетел под облака!
Т.Нестерова (Апполон)
Бабочка проснулась,
Солнцу улыбнулась, Села на цветок Выпить сладкий сок. И легко порхая, Над травой кружит  Так звезда ночная На волне дрожит. (Павлиний глаз ночной)
***
Конкурс № 4 «Узнай, кто я» слайд 14 -16

Из каждой группы читают описание и называют млекопитающего

Я из отряда Хищные, семейства Кошачьи. Вид находится под угрозой исчезновения. Обитаем в Красном лесу, но встречаемся и в лесах Полесского, Черняховского, Гвардейского районов. В марте, во время гона, обычно молчаливые, издаем громкие крики, урчание и мяуканье. Охотимся в сумерках на зайцев, косуль, лисиц, подкарауливая дичь в засаде.

Рысь


Я из отряда Ластоногие, нахожусь под угрозой исчезновения вида. Встречаюсь в водах Балтийского моря, у границ Калининградской области, г. Светлогорск, г. Балтийск и др. Новорожденные детеныши – белые. Живу в условиях пониженной солености морской воды. Питаюсь кальмарами или рыбой. Из-за сильного загрязнения вод отходами производства численность снижается.
Серый тюлень

Я найден в Правдинском районе и в окрестностях Советска. Селюсь в постройках человека или дуплах. Вылетаю на охоту в ранних сумерках на насекомых. Летаю быстро и маневренно. Обладаю интенсивной эхо локацией. Зимую в постройках. Меня отравляют токсичные добавки в стройматериалах.
Нетопырь-карлик



Подведение итогов, награждение победителей.
Каждая группа представляет свою карту с занесенными изображениями отгаданных ими животных и растений из Красной книги.

Люблю мой край
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек
Свой любит край!
И небо здесь синей и
Солнце выше,
И в цвет сирени здесь
Окрашен май,
Дождем и сеном
Пахнет лето,
Зовет прохладою река
И осень золотом одета,
Плывут клочками облака.
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит
И выйдет с берегов река в апреле
И лес весною зашумит
Люблю мой край,
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней
Родного края.
Я думаю мне больше не найти!

Песня «Родной край»
Я хочу задать вопрос вам?
– Поднимите руки те, которые ни разу не сорвут цветок без нужды, не поймают и не убъют жука или бабочку?
– Как мы должны вести себя в природе: как гости или как хозяева?
– А чем мы можем помочь природе?
Рефлексия.

Буклеты на память.
Заключительное напутствие учителя.
Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на стебле повилики, На тропинке солнечные блики... Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем. Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите Чудо песен Городов и весей, Мрак глубин и волю поднебесий... Нежности беспомощное пенье И любви железное терпенье, Берегите молодые всходы На зеленом празднике природы, Небо в звездах, океан и сушу И в бессмертье верящую душу
Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите Времени крутые повороты, Радость вдохновенья и работы, Древнего родства живые свойства, Дерево надежд и беспокойства Откровение земли и неба Сладость жизни, молока и хлеба. Берегите доброту и жалость, Чтоб она за слабого сражалась. Берегите будущего ради Это слово из моей тетради.
Все дарю! И все от вас приемлю! Только.. Берегите Эту Землю! М. Дудин.











13PAGE 15


13PAGE 14115




kђ Заголовок 115