Урок обслуживающего труда в 5 классе Украшающие швы


Кравчук Ирина Константиновна
Учитель обслуживающего труда
ГУО “Средняя школа № 9 г. Пинска”
ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Тема урока “Украшающие швы” относится к разделу “Рукоделие” вариативной части программы. Это второй урок по изучению простых украшающих швов. Поскольку содержанием данной темы предусматривается изучение теоретического материала и приобретение учащимися практических навыков мною выбран комбинированный тип урока. И так как тема этого урока является продолжением предыдущей и опирается на знания и навыки полученные на предыдущем уроке я сочла необходимым актуализировать внимание учащихся на применении швов этой группы перед изучением следующих швов. С этой целью запланировала решение проблемной ситуации, используя элемент игры “Ассоциации” и мультимедийную презентацию.
Учащиеся этого класс имеют разную подготовку , поэтому содержание практической работы разбила на два блока: обязательный и высокий уровень. При выполнении практической работы учащиеся самостоятельно могут выбрать последовательность выполнения швов, а также и их сложность.
Моя цель на данном уроке расширить знания учащихся об области применения украшающих швов, а также научить выполнять простейшие украшающие швы. Для достижения цели использовала объяснительно-иллюстративные и практические методы, групповую и индивидуальную формы организации работы.
Урок обслуживающего труда в 5 классе
Тема Украшающие швы
Тип урока: комбинированный.
Цель: создать условия для приобретения навыков выполнения простейших украшающих швов.
Задачи:
научить простейшим ручными швами для вышивки;
сформировать навык выполнения простейших ручных швов для вышивки;
научить самоконтролю выполненной работы;
воспитывать аккуратность, художественный вкус, терпение, желание доводить любую работу до конца;
развивать эстетический вкус, логическое мышление;
развивать моторику рук.
Демонстрационные и наглядные пособия: стенды с образцами вышивок, презентация, учебник, рабочая тетрадь, ткань для вышивания,
Раздаточный материал: инструкционные карты,  оценка качества изделия,   инструкция по контролю качества изделий с вышивкой; инструкции по техники безопасности при работе с ножницами, с иголкой.
Оснащение, технические средства: набор инструментов и приспособлений для вышивания, нитки, компьютер.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Мотивационный момент: домашние любимцы (кошки).
Как запечатлеть понравившийся образ. Варианты: фото, рисунок, лепка, шитьё, вязание, вышивание и т. д.
Организацию рабочих мест, готовность обучающихся к уроку, обратив внимание к записи на доске: «Что в порядке лежит, само в руки бежит» – пословица.  
Проверка домашнего практического задания
Повторение пройденного материала по вопросам (устный опрос):
Какой раздел мы начали изучать?
Что необходимо для работы (загадки)?
Как организовать рабочее место?
Загадки «Инструменты»
На польце одном ведёрко вверх дном (наперсток)
Шагает мастерица
По шелку да по ситцу.
Как мал её шажок!
Зовется он – ( стежок).
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет.
Маленького роста я,Тонкая и острая,Носом путь себе ищу,За собою хвост тащу (иголка и нитка).Ткань держать устали пальцыМне пришли на помощь (пяльцы)- Что мы не назвали?Что является основой для вышивки? (ткань) Как получают ткань? (путем переплетения через одну нитей основы и утка) Как называется это переплетение? (полотняное)
Итак, еще раз назовём необходимые инструменты.
Главное правило в вышивке?
Какие правила отрезания нитки для работы вы знаете?
Какие способы закрепления рабочей нити на ткани знаете?
Слово учителя: 
-Что же, мы с вами сегодня будем делать?
Ученик читает стихотворение на экране.
Один стежок, другой стежок,Не спи, моя иголка,Раскрылся лист, расцвёл цветокЛазоревого шелкаК себе я птиц весёлых жду,Они вернутся к маю,И это дерево в садуДля них я вышиваю.                      (Авт. Т. Габбе)
Ответ учащихся: вышивка.
Учитель: правильно, мы будем вышивать.
Сообщение темы занятия и задач, которые обучающиеся должны выполнить на нём.
Демонстрация изображений вышитых изделий и образцы вышивок.
Вопрос: можем, ли мы вышить такие рисунки?
Ответ: нет
Рассуждение: почему не можем?
Вывод: не умеем.
Озвучить задачи урока.
Изучение нового материала
Скажите, какой шов из предложенных, мы уже выполняли?
Ответ: вперед иголку (салфетка для оформления дома, изготовления сета).
Демонстрация приёмов выполнения швов:
Назад иголку
Этот шов используется как украшающий и как соединительный простой. Иногда он заменяет машинную строчку
Тамбурный шов
Учитель рассказывает и показывает правила выполнения швов, опираясь на образцы: вперед иглу, назад иглу, шнурок, петельный, тамбурный, стебельчатый.
Тамбурный шов (представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой). Шов можно выполнять как в пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки надо выполнять движением иглы к себе. Вышивая без пялец, следите за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму. Этот шов похож на цепочку, звенья которой выходят одно из другого. Начиная вышивать, иголку из исходной точки перемещают под тканью по линии рисунка на расстояние, равное стежку. При этом рабочая нитка в виде петли остаётся под иглой. Делая последующие стежки, иголку вкалывают в образованный предыдущим стежком кружок (петлю). После закрепления рабочую нитку уложите петлей в направлении слева вниз направо, а иглу вводите в ткань в середине первой петли, в точку, из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани.Тамбурным швом можно выполнять контуры мотивов растительного и геометрического характера, а также сплошь заполнять плоскости узоров.Тамбурные швы широко используются в народных вышивках многих областей нашей страны, ею в старину украшали предметы убранства крестьянской избы – различные полотенца, подзоры, столешники (скатерти).
Практическая работа
Учащиеся выполняют украшающие швы, пользуясь учебником, инструкционной картой, схемой (рис.1).Перед работой вспоминают правила безопасной работы с ножницами, иглой.
Ты с иголкой не шути,
И в руках не тереби.А уж взяв ее за ушко,Уколи ее в подушку.С ножницами тоже не играйИ, держа за острый край,Другу их передавай.Лишь окончена работа –Ножницам нужна забота:Не забудь ты их закрытьИ на место положить.
Текущий инструктаж:Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильную организацию рабочего места, правильную посадку, технологию выполнения шва, правила техники безопасности.
Физкультминутка
Продолжение объяснения темы
Демонстрация выполнения петельного шва
Учитель рассказывает и показывает выполнения шва, опираясь на образец.
Петельный шов известен также как краевой, так как его используют и для обработки срезов, и для соединения деталей изделий. Шов выполняют между двумя линиями продёрнутыми нитями. Ткань прокалывают иголкой сверху вниз, при этом петля рабочей нитки остаётся под иглой. Этот шов можно выполнять различным образом, например, укладывая стежки плотно или редко в ряд, меняя высоту стежка и т.д. на углах петельный стежок образуют, вкалывая иголку в одно и то же место несколько раз.Этот шов применяют при обработке краёв аппликации, при заделке края сетки в цветной перевит, для украшения ткани и других случаях.
Задание на высокий уровень: стебельчатый шов, петля вприкреп, шов навивка (рис.2).
Продолжение. Практическая работа
Учащиеся, пользуясь учебником, инструкционной картой, выполняют практическую работу на образце.
Перед началом работы напомнить о соблюдении правил техники безопасности.Во время работы и в конце учащиеся проводят самоконтроль и взаимоконтроль выполняемой работы.
Анализ и контроль качества
Беседа с учащимися:
что нового узнали на уроке,
что нового научились делать?
Оговорив требования, предъявляемые к качеству готового изделия  и сопоставив свою выполненную работу с образцом,  учитель предлагает им самостоятельно оценить  и занести результаты в таблицу «Оценка качества изделия» (Приложение 1).
Итог урока
После проведения самоконтроля, учитель выставляет свои отметки за практические работы, корректно указывает на неточности самооценки, даёт советы; выставляет отметки в журнал – за практическую работу и за работу на уроке, отмечая лучших учениц. Оценочные листы каждого учащегося предлагается закрепить в рабочую тетрадь.Обучающиеся записывают с доски домашнее задание, убирают рабочие места.
Домашнее задание:   рабочую тетрадь, материалы для вышивки.
Приложение 2
Карта пооперационного контроля к практической работе «Выполнение шва шнурок»
№ п/п Технологическая операция Самоконтроль (баллы) Отметка учителя
1 Организация рабочего места и соблюдение техники безопасности. 2 Закрепление нити в начале и в конце работы. 3 Стежки должны быть одинаковой длины. 4 Ткань не должна быть стянута. 5 Объем выполненной работы Итого: Рис.1
Рис. 2