Программа студии конструирования и робототехники Юные конструкторы


Содержание:
Целевой раздел:
Пояснительная записка___________________________________________________________________________________________________ 2
Цели и задачи программы_________________________________________________________________________________________________5
Дидактические принципы построения и реализации программы_________________________________________________________________6
Методы конструктивного воспитания_______________________________________________________________________________________ 7
Возрастные особенности детей 6 – 7 лет______________________________________________________________________________________7
Формы и методы реализации программы__________________________________________________________________________________8
Интеграция образовательных областей_______________________________________________________________________________________9
Ожидаемые результаты освоения образовательной программы, мониторинг______________________________________________________ 10
Содержательный раздел:
Перспективное тематическое планирование деятельности работы студии конструирования, робототехники «Юные конструкторы»
на 2016 – 2017 учебный год ______________________________________________________________________________________________13
III. Организационный раздел:
Список детей студии конструирования, робототехники «Юные конструкторы»___________________________________________________20
3.2 Продолжительность занятий, количество часов в неделю, год__________________________________________________________________21
Список средств обучения_________________________________________________________________________________________________21
Список нормативных документов и научно-методической литературы для составления программы деятельности студии конструирования, робототехники «Юные конструкторы»______________________________________________________________________________________22
Пояснительная записка
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.Внедрение лего-технологии в ДОО происходит посредством интеграции во все образовательные области как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня. В процессе легоконструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Лего-конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. На наш взгляд, одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.Легоконструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка. Кроме того, Легоконструирование – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.Одним из факторов, обеспечивающих эффективность качества образования, является непрерывность и преемственность в обучении, которые предполагают разработку и принятие единой системы целей и задач являющихся прочным фундаментом содержания образования на всем периоде обучения начиная от детского сада до последипломного и курсового обучения. 
Программа по робототехнике для детей старшего дошкольного возраста разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов дошкольного образования.
Введение «ФГОС ДО» трактует нам, разработать образовательную модель, в основу которой вошли развивающие, игровые и информационно – коммуникативные технологии.
В современной России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Поэтому возникла необходимость вести популяризацию профессии инженера, ведь использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.
Назрела необходимость, как можно раньше начинать прививать интерес и закладывать базовые знания и навыки в области робототехнике.
Робототехника – это прикладная наука, занимающаяся разработкой и эксплуатацией интеллектуальных автоматизированных технических систем для реализации их в различных сферах человеческой деятельности.
Реализация этой программы в рамках дошкольного образования помогает развитию коммуникативных навыков за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой деятельности
Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.
Сегодняшним дошкольникам предстоит
работать по профессиям, которых пока нет,
использовать технологии, которые еще не созданы,
решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.
Дошкольное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в образовательном учреждении должно быть обеспечено
изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем,
обучение, ориентированное как на знания, так и деятельностные аспекты содержания образования.
Таким требованиям отвечает робототехника.
Образовательные конструкторы LEGO Education WeDo представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку". Причем, в процессе обучения ученики собирают своими руками «игрушки», представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их мира. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течение всей будущей жизни.
С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизированными системами. Интенсивное внедрение искусственных помощников в нашу повседневную жизнь требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.
Робототехника в дошкольном образовании - это достаточно условная дисциплина, которая может базироваться на использовании элементов техники или робототехники, но имеющая в своей основе деятельность, развивающую общеучебные навыки и умения.
Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию воспитанников к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированной для детей среды программирования.
Основное назначение "Робототехники" состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.
Робототехника является одним из важнейших направлений научно - технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
За последние годы успехи в робототехнике и автоматизированных системах изменили личную и деловую сферы нашей жизни. Роботы широко используются в транспорте, в исследованиях Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в массовом производстве промышленных товаров и товаров народного потребления. Многие устройства, принимающие решения на основе полученных от сенсоров данных, тоже можно считать роботами — таковы, например, лифты, без которых уже немыслима наша жизнь.
Содержание и структура совместной деятельности «Робототехника» направлены на формирование устойчивых представлений о робототехнических устройствах как едином изделии определенного функционального назначения и с определенными техническими характеристиками.
Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие и развитие.
За этой технологией – большое будущее. Робототехника прекрасно развивает техническое мышление, и техническую изобретательность у детей.
Цели и задачи программы
Цель: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники. Формирование у дошкольников основных навыков робототехники.
Задачи:
Обучающиеся: дать первоначальные знания по робототехнике. Формирование умений и навыков конструирования, приобретение первоначального опыта при решении конструкторских задач. Познакомить с правилами безопасной работы и инструментами необходимыми при конструировании робототехнических средств. Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре). Ознакомление    воспитанников   с    основами    конструирования    и    моделирования.
Овладение навыками начального технического конструирования и программирования
- ознакомление с комплектом LEGO
- ознакомление со средой программирования LEGO
- получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;
формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
Развивающие: развитие навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования; развитие логического мышления; развитие мотивации к изучению наук естественнонаучного цикла. Развитие конструкторских навыков; развитие логического мышления; развитие пространственного воображения. Развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении; развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца; Развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям. Развитие познавательного интереса и мышления учащихся. Развитие конструктивного мышления средствами робототехники. Развивать мелкую моторику рук
Воспитательные: воспитание у детей интереса к техническим видам творчества; воспитание ответственности, коммуникативных способностей. Воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества.
Дидактические принципы построения и реализации программы
личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка)
природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
сотрудничества;
систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
«от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).
На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
В процессе занятий Lego – конструированием дети:
Развивают мелкую моторику рук;
Развивают память, внимание, умение сравнивать;
Учатся фантазировать, творчески мыслить;
Получают знания о счете, пропорции, форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции;
Учатся создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;
Учатся общаться, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.
Конструктор Lego помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.
Методы конструктивного воспитания
- метод конструирования, творческого исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;
- словесный метод (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный метод (показ, работа по инструкции);
- практический метод (сборка моделей);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковый метод (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.
Возрастные особенности детей 6 – 7 лет
У детей 6-7 лет интерес к конструированию, к строительным играм возрастает. Игры детей становятся интереснее, разнообразнее. В них отражается уже более широкий круг знаний, которые они приобретают из непосредственных наблюдений окружающего мира, из обширной информации по радио, телевидению, из книг и рассказов взрослых. Воспитатель помогает детям правильно и точно излагать мысли. Развитие речи приводит к тому, что общение детей становится более свободным. Они охотно делятся опытом с товарищами, способны правильно ответить и объяснить, что они делают, умеют договориться, что будут вместе конструировать. В затруднительных случаях воспитатель должен прийти на помощь: подсказать отдельные приемы работы, уточнить характерные особенности формы, детали изображаемого предмета, показать соответствующие иллюстрации. Дети приобретают много новых знаний, технических умений. Так они постепенно готовятся к школе, т. е. учатся внимательно воспринимать задания и выполнять их, самостоятельно решать ряд конструктивных задач, сознательно и настойчиво овладевать новыми способами работы.
В старшем дошкольном возрасте работа направлена на развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создание разнообразных построек и конструкций. Дошкольники учатся выделять основные части и характерные детали конструкции, анализировать постройки, создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. В процессе конструирования формируются умения работать в коллективе, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом. В работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста уже можно применять такую форму организации обучения как «конструирование по условиям» (предложенное Н.Н. Поддьяковым). Не давая детям образца построек, рисунков и способов ее возведения, определяя лишь условия, которым постройка должна соответствовать. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.
Воспитанники подготовительной к школе группы уже в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображения, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дошкольники быстро и правильно подбирают необходимые детали. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будут осуществлять постройку. Владеют различными формами организации обучения, а так же «конструирование по теме». Детям предлагается общая тематика конструкции, и они сами создают замыслы конструкций. Основная цель такой формы это актуализация и закрепление знаний и умений полученных ранее. Изучив все формы организации обучения, дети подготовительной группы готовы к изучению основ образовательной робототехнике на использование конструктора Перворобот Лего Ведо.
Формы и методы реализации программы
- Беседы;
- Непосредственно – образовательная деятельность;
- Групповая, подгрупповая и индивидуальная работа;
- Коллективно – творческая работа;
- Оформление выставок;
- Наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный материал;
- Публикация информации на сайте МБОУ «Гимназия»
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие - Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом.
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие - Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей Лего-конструктора.
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Речевое развитие. - Работа на логопункте с учителем логопедом при развитии фонетического слуха, понятие синтаксис, словообразование.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие - Творческое конструирование – создание замысла из деталей Лего-конструктора.
реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.
Физическое развитие - Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
- Формирование основ безопасности собственной жизнидеятельности в продуктивно-конструктивной деятельности
1.8 Ожидаемые результаты освоения образовательной программы, мониторинг
Формирование устойчивого интереса к робототехнике; удовлетворённость родителей и воспитанников уровнем образовательных услуг; сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; мотивация образовательной деятельности дошкольников на основе личностно ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, воспитателю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
В результате освоения программы дошкольник будет знать и уметь:
- знать  основные принципы механики;
- уметь классифицировать материал для создания модели;
- уметь работать по предложенным инструкциям;
- уметь творчески подходить к решению задачи;
- уметь довести решение задачи до работающей модели;
- уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- уметь работать над проектом в команде, в паре, эффективно распределять обязанности.
- ставить цель и доводить продукт деятельности до конца;
- уметь выделять основные и характерные части постройки;
- анализировать образец постройки;
- создавать постройки по схеме, по замыслу;
- освоит основные компоненты конструкторов ЛЕГО, конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;
- пользоваться электрическими деталями и переходить на базовый уровень сборки роботов.
У ребенка будут развиты:
- образное мышление при создании конструкции;
- самостоятельность в создании новых оригинальных образов конструкции
- способность передавать форму или образ конструкции в разных техниках – воображение, творческая активность, фантазия;
- уметь анализировать, давать оценку;
- интерес к совместному творчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных конструкций;
Ребенок будет обладать следующими качествами:
- самостоятельное мышление, умение отстаивать свое мнение;
- ответственное отношение к труду;
- самокритичность в оценке своих конструктивных способностей;
У ребенка будет сформировано:
- самостоятельность, уверенность в конструктивном творчестве;
- уважение к нормам коллективной жизни;
Способы проверки ожидаемых результатов (мониторинг)
Мониторинг освоения пройденного материала проводится педагогом, работающими с дошкольниками. С помощью средств мониторинга освоение программного материала можно оценить степень продвижения дошкольника в программе по конструированию и робототехнике. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка при проведении мониторинга, анализ продуктов детской деятельности. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту. В ходе мониторинга используются различные методы:
беседы с детьми;
педагогические наблюдения;
дидактические игры;
продуктивная деятельность.
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае)
Характеристика уровней:
В – высокий (соответствует возрасту)
С – средний (частично соответствует возрасту)
Н – низкий (не соответствует возрасту)
Таблица мониторинга освоения материала воспитанниками по разделу «легоконструирование и робототехника»
№ п/п Ф.И ребёнка Владеет информацией о понятии, что такое конструирование Может моделировать и конструировать из обычного (деревянного) конструктора Умеет различать и называть детали конструктора Лего планирует этапы создания собственной постройки, находит конструктивные решения Составляет несложные постройки из конструктора Лего Владеет основными приемами лего-конструирования Знает способы крепления частей конструктора Сформированы представления о различных конструкторских элементах, их свойствах и способах монтажа и демонтажа.
Отображает свои знания и умения в продуктивной деятельности Итого
Нач. года Конец года
1 2 3
II. Содержательный раздел
2.1. Перспективное тематическое планирование деятельности работы студии конструирования, робототехники «Юные конструкторы» на 2016 – 2017 учебный год
Месяц Дата Тема Вид деятельности Задачи
Сентябрь 19.09
1.«Что такое конструирование?»
Беседа, конструирование из деревянного конструктора, просмотр презентации. формировать первичные представления о конструировании, его значении в жизни человека;
- приобщать детей к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел.
26.09 2. «Какие бывают конструкторы?» Рассматривание альбомов с постройками из разных видов конструктора; конструирование из пластмассового конструктора «Винтик и Болтик» Рассматривание готовых построек из разных видов конструктора, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Воспитывать усидчивость, желание конструировать.
Октябрь 03.10
3. «Знакомство детей с конструктором LEGO дупло»
Установление взаимосвязей. Конструирование. Сочинение историй с приключениями героев. Озвучивание персонажей Знакомство детей с конструктором LEGO дупло, с LEGO-деталями, с цветом LEGO-элементов, с формой LEGO -деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. активизацию речи, расширение словаря. Закрепить навык соединения деталей, расположение деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления.
10.10 4. «Подарок своими руками»
Конструирование из Лего Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Формировать умение обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.
Воспитывать умение пользоваться общим набором деталей.
17.10 5. Коллективная работа «Огород»
Рассматривание сюжетных картин с/х тематики.
Конструирование из Лего Продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей.
Формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках.
Воспитывать желание трудиться.
24.10 6. «Животные на ферме»
Рассматривание альбомов с постройками из разных видов конструктора; конструирование из пластмассового конструктора «Винтик и Болтик» Продолжать знакомство детей с конструктором LEGO дупло, с LEGO-деталями.
Развивать активное внимание, мелкую моторику рук.
Формировать умение выделять основные части постройки, определять их назначение.
Воспитывать умение концентрировать внимание на создании модели.
31.10 7. «Рыбки»
Просмотр презентации «Морские обитатели»,
Конструирование Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора, используя конструктор «LEGO CLASSIC».
Закрепить навык скрепления деталей.
Продолжать формировать чувство формы и пластики.
Прививать навык работы в паре.
Ноябрь 07.11
8. «Животные в зоопарке» Просмотр презентации «Жители зоопарка»
Конструирование из деревянного конструктора
Продолжать конструирование из LEGO дупло, закрепить название LEGO-деталей
Учить строить объёмные конструкции.
Закрепить умения строить по схеме к конструктору.
14.11 9. «Детская площадка» Рассматривание альбомов с постройками из разных видов конструктора; конструирование из пластмассового конструктора «Винтик и Болтик» Продолжать конструировать из LEGO дупло «Детская площадка», закрепить название и предназначение деталей.
Развивать воображение, память, внимание.
Закреплять конструктивные навыки
Закреплять умения обыгрывать постройку.
21.11 10. «Что нас окружает?» (конструирование по замыслу) Установление взаимосвязей. Конструирование.
Рассматривание альбома «Мир вокруг нас» Конструирование собственной модели.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Формирование умение обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание.
Воспитывать умение концентрировать внимание на создании конструкции.
28.11 11. «Специальный транспорт»
Беседа о транспорте, деление на виды.
Показ презентации «Специальный транспорт»
Конструирование. Знакомство детей с конструктором LEGO- сити, с LEGO-деталями, схемами.
Учить детей создавать модель по определённой схеме, которая прилагается к конструктору.
Развивать воображение, память, внимание.
Закреплять конструктивные навыки
Закреплять умения обыгрывать постройку.
Декабрь 05.12 12. «Дома» Рассматривание сюжетных картин на тему: «Дома на моей улице».
Конструирование.
Обыгрывание постройки. Закрепить у детей представление о строительных деталях (название, форма, свойства). Научить создавать элементарные постройки по несложным чертежам. Научить анализировать рисунок и постройку. Способствовать проявлению творчества, самостоятельности, инициативы.
12.12 13. «Самолѐт» Рассматривание альбомов с постройками из разных видов конструктора; конструирование из пластмассового конструктора «Винтик и Болтик» Учить детей строить самолѐт, используя в качестве образцов рисунки - чертежи; учить анализировать рисунки, определять тип самолѐта (грузовой, пассажирский, военный, спортивный),
выделять его основные части (кабину, фюзеляж, пропеллер, шасси и др.); выбирать чертѐж, вносить изменения, дополнения, т.е. преобразовывать по своему.
19.12 14. «Моделирование по
схеме» (разные виды конструктора LEGO) Рассматривание схем разных видов Лего -конструктора.
Конструирование из деревянного конструктора Учить детей отбирать по схеме необходимые фигуры и моделировать с их помощью предметы. Развивать
способность к плоскостному моделированию. Учить
самостоятельно анализировать схемы. Развивать у детей желание экспериментировать.
26.12 15. «Полицейский участок» (коллективная работа) Установление взаимосвязей. Конструирование. Продолжать учить детей делать объёмные постройки из конструктора LEGO- сити, закрепить название деталей LEGO, рассмотреть схемы постройки. Развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее составные части и функциональное назначение. Развивать умение договариваться. Воспитывать чувство коллективизма.
Январь 09.01 16. «Путешествие в страну роботов»
Рассматривание альбомов с постройками из разных видов конструктора; конструирование из пластмассового конструктора «Винтик и Болтик» Дать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств; Изучение принципов и конфигураций роботов. Изучение функции каждой части и соединение их.
16.01 17. Экскурсия в МБОУ «Гимназия» (кружок по робототехнике)
Установление взаимосвязей. Конструирование. Игра- тренировка- Посещение кружка робототехники, закрепить знания об истории роботов, о типах роботов, закрепить полученные навыки конструирования, научиться элементарному программированию модели. Формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей.
23.01 18. «Робот в гостях у детей» (Шунтик и Тиктоник)
Представление видеоролика, рассказ о создании своего проекта. Трудности, успехи. Представить детям производственных роботов Шунтика и Тиктоника. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям, развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков. Воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результатам;
30.01 19. Беседа «Профессия инженер робототехник»
Рассматривание картинок о профессиях «Все работы хороши, выбирай на вкус»
Конструирование из Лего конструктора
Познакомить детей с новой профессией инженер-робототехник. Рассказать о обязанностях, что он исходит из того, какие задачи робот будет решать, продумывает механику, электронную часть, программирует его действия, инженеры-робототехники работают в команде. Формировать представления о рабочем месте, о важных качествах, о необходимом оборудовании. Воспитывать уважение к людям разных профессий.
Февраль 06.02 20. «Знакомство с набором конструктора Lego WeDo» Ознакомление с инструкциями, блоками. Рассматривание альбома «Какие бывают конструкторы».
Конструирование. Рассмотреть из чего состоит конструктор, какие детали, закрепить их название. Познакомиться с инструкциями входящими в комплект конструктора. Знакомство со средой программирования: блоками, пиктограммами, связь блоков программы с конструктором. Воспитывать желание заниматься робототехникой.
13.02 21. «Мельница»
Рассматривание альбомов с постройками из разных видов конструктора; конструирование из пластмассового конструктора «Винтик и Болтик» Познакомить с новыми названиями и назначением деталей конструктора. Изучение типовых соединений деталей их программирование. Показать и рассказать, где и для чего они используются. Закрепить полученные навыки в конструировании. Учить комментировать свои действия, работать в паре, устанавливать контакт и поддерживать разговор. Обыгрывание построек.
20.02 22. «Умная
вертушка»
Установление взаимосвязей. Конструирование. Познакомить с новой моделью. Учить определять состав деталей конструктора. Дать общее представление о вращении, трении, силе. Развивать творческие конструктивные способности. Закрепить знания присоединения элементов питания. Учить приводить в действие механизм. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Активизировать словарь: зубчатые колѐса, вращение.
27.02 23. «Собачка»
Рассматривание альбомов с постройками из разных видов конструктора; конструирование из пластмассового конструктора Познакомить с новой моделью. Учить определять состав деталей конструктора. Беседа – презентация «Домашние животные». Постройка домашних животных. Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления деталей, использование материнской платы, которая приводит в движение модель. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Март 06. 03 24. «Знакомство с конструктором Lego DAKTA»
Просмотр презентации «Lego DAKTA» что можно сделать из конструктора.
Конструирование.
Беседа, просмотр презентации «Роботы вокруг нас». Что входит в конструктор LEGO DAKTA. Организация рабочего места. Техника безопасности Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника. Виды роботов, применяемые в современном мире. О сборке и программировании. Как работать с инструкцией. Символы. Терминология.
13.03 25. «Насекомое»
Чтение стихотворений о насекомых, рассматривание картинок.
Конструирование. Закрепить правила скрепления деталей. Прочность конструкции. Конструирование по схеме. Проектирование моделей- роботов. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук и навыки конструирования.
20.03 26. « Качели, карусели»
Рассматривание альбомов с постройками из разных видов конструктора; конструирование из пластмассового конструктор Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Закреплять умение собирать модель по инструкции. Учить разбираться, какие механизмы позволяют конструкции двигаться. Изучить принципы действия мотора, вращающего ось, рычага, кулачка. Познакомиться с зубчатой и ременной передачами. Что такое шкив и червячное колесо. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
27.03 27. «Динозавр»
Установление взаимосвязей. Конструирование. Сочинение историй с приключениями героев. Озвучивание персонажей Познакомить с новой моделью. Учить определять состав деталей конструктора. Беседа – презентация «Домашние животные». Постройка домашних животных. Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления деталей, использование материнской платы, которая приводит в движение модель. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Апрель 03.04 28. «Знакомство с конструктором «ТEHNO MAX» (взаимодействие с родителями)
Беседа, просмотр презентации «Роботы вокруг нас».
Конструирование. Беседа, просмотр презентации «Роботы вокруг нас». Что входит в конструктор «ТEHNO MAX» . Организация рабочего места. Техника безопасности Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника. Виды роботов, применяемые в современном мире. О сборке и программировании. Как работать с инструкцией. Символы. Терминология.
10.04 29. «Ракета»
(диагностическое обследование)
Рассматривание схем, рассуждение по ним. Конструирование из пластмассового конструктора «Винтик и Болтик» Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету по схеме, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Учить разбираться, какие механизмы позволяют конструкции двигаться Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Закреплять полученные навыки. Воспитывать творческие способности.
17.04
30. «Жук» Установление взаимосвязей. Конструирование. Сочинение историй с приключениями о жуке. Закрепить знания детей о мире насекомых. Продолжать учить составлять модель по схеме; проектирование технического, программного решения идеи, и ее реализации в виде функционирующей модели; Развивать память, внимание.
Организационный раздел
3.1 Список детей студии конструирования, робототехники «Юные конструкторы»
№ п/п Ф. И. ребенка Дата рождения Дата поступления Национальность
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 3.2. Продолжительность занятий, количество часов в неделю, год
В программе заложен годовой цикл мероприятий: 30 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 30 минут (для детей 6 -7 лет), в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049 от 15.05.2013 года.
3.3 Список средств обучения
Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска.
Оборудование: конструкторы полсмассовые, деревянные, металлические, конструкторы Лего, конструктор LEGO DUPLO;
конструктор LEGO CLASSIK; конструктор LEGO DAKTA; конструктор LEGO education. Столы для конструирования, полочка для выставки.
3.4. Список нормативных документов и научно – методической литературы для составления программы деятельности студии конструирования, робототехники «Юные конструкторы»
Приказ Минобрнауки РФ от 30.08. 2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА СИНТЕЗ,2014 г.
Санитарно – эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПиН 2.4.1.3049 – 13.
Федеральный закон «Об образование в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 1 сентября 2013 г. – М.: Просвещение: Владос,1995 г.
Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду». – М.: МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2014 г.
Злакова А.С., Горшков Г.А, Шевалдена «Занятия по Лего-конструированию в детском садо» – М.: МОЗАЙКА СИНТЕЗ,2014 г.
Фешина Е.В; «Лего – конструирование в детском саду» — программа развития конструкторских способностей. - М.: МОЗАЙКА СИНТЕЗ, К-2010 г.
Ишмакова М.С. Программа по образовательной робототехнике «Страна робототехники для детей старшего дошкольного возраста».- М.: «Карапуз – Дидактика, 2008 г.