Развитие творческих способностей у дошкольников посредством конструирования


Развитие творческих способностей у дошкольников посредством конструирования
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта» Ж. Пиаже
В настоящее время особое внимание уделяется детскому конструированию. В современных программах дошкольного воспитания и обучения эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
Под детским конструированием подразумевается целенаправленный процесс создания ребенком различных изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое.
В ребенке от рождения заложены изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании.
Еще А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта» Ж. Пиаже.
В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется
умственное развитие,
нравственное воспитание,
эстетическое воспитание,
трудовое воспитание детей.
Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе.
Типы конструирования:
Техническое - конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы);
- из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;
- из крупногабаритных модульных блоков.
Художественое - конструирование из бумаги, картона;
- из природного и бросового материала.
Основная задача обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развить у него творческие способности.
Формы организации детского конструирования
(Л. А. Парамонова):
1. Конструирование по образцу
2. Конструирование по модели
3. Конструирование по доступным чертежам и наглядным схемам
4. Конструирование по теме
5. Конструирование по условиям
6. Каркасное конструирование
7. Конструирование по замыслу
Конструирование по образцу (Ф. Фребель):
Детям предлагают образцы построек и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.
Дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек. Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т. д.
Данная форма не способствует развитию творчества, но является необходимым и важным обучающим этапом, на котором можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели (А. Н. Миренова):
Усложненная разновидность конструирование по образцу. В качестве натуры детям предлагается модель, т. е. форма, обклеенная бумагой, фольгой или тканью. Педагог ставит перед детьми конкретную задачу, но не показывает способ ее решения. Дети воспроизводят модель из имеющегося строителя.
Обобщенные представления о конструированном объекте, сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам:
В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательныеспособности.
Детей сначала обучают построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.
Конструирование по теме:
Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.
Основная цель конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.
Конструирование по условиям (Н. Н. ПОДДЬЯКОВ):
Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся.
В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры.
Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования
Каркасное конструирование (Н. Н. Поддьяков):
Дети сначала знакомятся с каркасом как с центральным звеном постройки (отдельные части, характер их взаимодействий, а затем осваивают способы его преобразования(трансформации) в задуманную конструкцию. В конструкции такого типа, ребенок должен как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому каркасу дополнительные детали. Однако организация такой формы конструирования, требует разработки специальногоконструкторского материала. И только недавно появился в нашей стране немецкийконструктор «Квадро».
Способствует развитию творческого воображения, образного мышления, обобщенныхспособов действия (интеллектуальных и практических)
Конструирование по замыслу:
В сравнении с конструированием по образцу, обладает большими возможностями дляразвертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать, самостоятельно и творчески используя знания и умения, полученные ранее.
Важно помнить, что замыслы детей еще не устойчивы и часто меняются в процессе деятельности, поэтому чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть универсальными способами конструирования и уметь искать новые способы.
Переход детей к каждой новой форме не отменяет прежние, во-первых, основывается на них и, во-вторых, способствует дальнейшему развитию последних.Целесообразно освоение детьми каждой темы в разных формах конструирования.
В обучении старших дошкольников (5–7 лет) оказалось возможным использовать все основные формы конструирования в следующей последовательности:
-конструирование по образцу,
-по условиям (преобразование образца по условиям и создание конструкции по условиям,-конструирование по собственному замыслу.
Конструирование из природного материала:
Традиционно бытующая методика обучения этому виду конструирования, так же как иконструированию из бумаги, строится на подражательной основе. Детей учат воспроизводить образцы, а также создавать конкретные поделки из конкретного природногоматериала: бусы, человечки, ослик — из желудей.
Для развития творческого воображения в этом виде конструирования принципиально важно научить детей анализировать природный материал (в совокупности всех его свойств) вначале как основу будущего образа, создаваемого способом «опредмечивания», а затем — как деталь, значимую для построения целостного образа способом «включения»; сформировать такие приемы конструирования, как достраивание, изменение пространственного положения основы, убирание лишнего, комбинирование.Особое внимание необходимо уделять широкому экспериментированию с природным материалом с целью выяснения его свойств: гнется или ломается (а если намочить, то будет гнуться, закручивается; мягкий или твердый; шершавый или гладкий; пушистый или гладкий; колючий и т. п. Это значительно расширяет ассоциации детей, что подводит их порой к неожиданным конструктивным решениям, к созданию оригинальных образов с использованием свойств материала, которые они для себя открыли.
Конструирование из бумаги:
Этому виду деятельности в отличие от предыдущих детей обучают на специальных занятиях. Как правило, из-за сложности этой деятельности обучение строится только на подражательной основе — используются образцы, показ и подробное объяснение процесса изготовления каждой поделки. При таком обучении каждый способ оказывается«привязанным» к конкретной поделке и существует для ребенка только в контексте ее изготовления. В результате этого не происходит обобщения способов конструирования, и ребенок не пользуется ими для создания других поделок.
Для формирования самостоятельного и творческого конструирования из бумаги предлагается поэтапная система обучения для детей от четырех до семи лет.
В основу этой системы положено овладение детьми обобщенными способами конструирования из бумаги в процессе определенным образом построенного их«распредмечивания». «Распредмечивание» выступает как процесс, в котором первоначально перед ребенком раскрывается механизм образования способа конструирования вне контекста изготовления какой-либо игрушки, а затем он наполняется конкретным вариативным предметным содержанием.