Конспект открытого занятия на тему: «Современные жанры в фито дизайне. Натюрморт»


Муниципальное образовательное учреждения
дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Конспект открытого занятия на тему:
«Современные жанры в фито дизайне. Натюрморт»
Разработала: педагог дополнительного образования Линева И.В.
с. Кочубеевское
2014 год.
Тема занятия: Современные жанры в фито дизайне. Натюрморт.
Цель: Познакомить учащихся с жанром фито дизайна «флористический натюрморт».
Задачи:
Изучить характеристики и основные изобразительные средства жанра «натюрморт». Сформировать умения в создании натюрморта в ходе практической работы
Развивать творческое, ассоциативное, образное мышление, мотивацию к самовыражению, эстетический вкус.
Воспитывать умение строить взаимоотношения в процессе коллективной деятельности, формировать навыки культуры труда: эстетичности, аккуратности, экономного расхода материалов.
Тип занятия: комбинированный.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, демонстрационный, частично-поисковый.
Формы работы: рассказ, обсуждение изучаемого материала, творческие упражнения, ролевая игра, сообщения, практическая работа.
Инструменты: кисти, ножницы, секатор, шило, флористическая проволока, клеевой пистолет.
Материалы: ПВА, вода, гуашь, бумага, раздаточный материал, искусственные растения, сухой природный материал, флористическая фурнитура и аксессуары,
Оборудование: мультимедийная аппаратура, экран, доска.
Дидактический и наглядный материал: образцы композиций, фотоматериалы, литература, музыкальный ряд.

Учебная группа: дети в возрасте 11-12лет (четвертый год обучения).
Актуальность. Огромное влияние фито дизайна на формирование культуры современного общества. Возросший интерес к составлению отдельных композиций и целостному оформлению интерьера растительным материалом.
Планируемый результат: В ходе занятия обучающиеся получают общее представление об основных жанрах фито дизайна и более подробно знакомятся с правилами постановки флористического натюрморта.
План занятия:
Вводная часть – 5 минут.
1. Организация детей, психологический тренинг;
2. Минута новостей

Основная часть – 35 минут
1. Объяснение новой темы: «Жанры в фито дизайне»
2. Выполнение творческих заданий.
3. Практическая работа: составление композиций в микро группах.
III. Заключительная часть – 5 минут
Рефлексия.

Ход занятия.
I. Вводная часть. Дети становятся в круг, берутся за руки, проговаривают стихотворение-настрой на работу.
Педагог:
- У кого без изменения с утра плохое настроение?
- А кто утром потянулся, солнцу, миру улыбнулся?
- И кто хочет поскорей поприветствовать друзей?
- А кому наше общенье подняло вдруг настроенье?
Дети:
- Слева друг и справа друг - как не улыбаться?
Потому что так приятно с вами мне общаться.
Педагог: -
Настроение каково? - Во!
Все такого мнения? - Все, без исключения!
Может вы уже устали? - Мы таких с собой не брали!
Может лучше отдохнём? - Лучше мы творить начнем!
Педагог: - Надеюсь, что тот настрой и улыбки, которые появились на ваших лицах, помогут нашему дальнейшему взаимодействию
Минута новостей. Воспитанники делают иллюстрированные мини-сообщения на тему: «Новости фито дизайна».
II. Основная часть.
1. Объяснение новой темы. Рассказ педагога сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации.
Тема нашего занятия сегодня – «Жанры в фито дизайне». Но давайте сначала разберемся с самим термином «жанр». Что такое жанр? Жанр в искусстве – это внутреннее подразделение видов искусства. Каждый вид искусства имеет свою систему жанров. Так, в изобразительном искусстве существует жанр портрета, пейзажа, натюрморта и т. д.. В литературе также существуют различные жанры: поэма, роман, рассказ, повесть, стихотворение. Жанры музыки: классическая музыка, джаз, блюз, шансон, рок, романс, реп. Жанры кинематографии: трагедия, комедия мелодрама, приключения, вестерн, детектив, триллер, боевик, исторический фильм, фантастика.Фито дизайн – это тоже искусство. И он также имеет свои жанры. Давайте познакомимся с основными из них.
Композиции для праздничного стола. Очень нарядно выглядит праздничный стол, когда он украшен цветами. Разнообразие форм и стилей настольной аранжировки очень велико. Выбор зависит от повода, размера стола, времени года, общей сервировки. Аранжировку обычно размещают в центре стола. Цветы группируют в верхней части канделябра, подсвечника, в высоком сосуде или делают низкую композицию. Декораторы едины во мнении, что цветы на столе должны быть либо выше уровня глаз сидящего, либо значительно ниже, чтобы не затруднять общение. Цветовая гамма тоже очень разнообразна и зависит многих условий.
Пейзажные композиции. Цель таких композиций - создать определенное настроение, возникающее при взгляде на пейзаж, реальный или мнимый. Это может быть композиция, разработанная во всех деталях так, что зрителю ясно, что перед ним луг, опушка, уголок сада или парка, поле с цветами и пасущейся овцой; или, наоборот, в аранжировке может быть минимум деталей, чтобы зритель мог сам фантазировать, домыслить сюжет. Ставится такая композиция на подносе. Укрепляется коряга или ветка, символизирующая дерево. Используются песок, галька, мох, фигурки животных, птиц, различные предметы. Подбор растительного материала зависит от замысла композиции.
Храмовая флористика. В католических храмах считается уместным богатое убранство, пышное флористическое оформление, а символика растений широко известна еще со времен средневековья.
В протестантских церквях Англии или Германии нередко проводятся выставки цветов, праздники урожая, что определяет и приемы цветочного убранства.
В православном же храме, где главное — это присутствие Бога и души молящихся, украшение цветами носит подчиненный характер. Цветы здесь чаще всего ставят справа и слева от иконостаса, у царских врат. Ими украшаются праздничные и особо почитаемые храмовые иконы, выносной крест, плащаницу, подсвечники, орлец. В православном храме уместны не слишком яркие, не грубые и не кричащие цветы, а те, что подчеркивают красоту икон и благоговение верующих. Каждый праздник имеет свои особенности декора. На Рождество русский храм убирается обычно ветками или даже целыми деревцами ели. Очень красив храм в Вербное Воскресенье, когда народ приносит на освящение веточки вербы с цветами и свечами. В Страстную пятницу тщательно украшают плащаницу. Композиции около нее делают в корзинах, вазах, на подсвечниках. Свои особенности имеет и пасхальный декор.
Праздничные композиции). Свадебные: букет невесты, бутоньерка жениха, оформление свадебного кортежа, оформление зала – все эти композиции должны быть выдержаны в одном стиле, в одной цветовой гамме.
Новогодние композиции. Традиционная цветовая гамма – красно-зеленая, дополненная белым, золотистым и серебристым цветами. Хотя можно встретить и другие цвета: синий, фиолетовый. Основной материал - вечнозеленые растения, шишки, орехи, натуральные и искусственные плоды и ягоды, сухие семенные головки различных растений, которые можно подкрасить (мак, лотос, ирис). Аксессуары – свечи, ленты, блестки, мишура, елочные игрушки, бусы.
Пасхальные композиции символизируют приход весны и пробуждение природы. Традиционные цвета пасхальных композиций – желтый, белый, голубой, розовый и яркой зелени. Используемые растения – ветки с набухшими почками, весенние цветы нарциссы, тюльпаны, крокусы. Важную роль в пасхальных аранжировках играют такие аксессуары, как птичьи гнезда, крашеные яйца, перья, фигурки птиц, бабочки, ленты.
Флористы создают цветочные композиции и к другим праздникам – День Влюбленных, 8 Марта, 23 февраля, 1 сентября, День победы.
Натюрморт - это изображение группы предметов объединенных между собой общей тематикой или замыслом автора. «Натюрморт» происходит от французского nature morte, что буквально обозначает – «мертвая природа» -  это жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. 
Кроме неодушевлённых предметов в натюрморте изображают и объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращённые в вещь – цветы в букете, плоды в блюде и т. д.
Должны быть сгруппированы не только самые красивые и изящные растения, но и предметы, привлекающие внимание своей красотой и необычностью: заморские раковины, шелковые ленты, оригинальные часы, старинные хронометры, статуэтки и многое другое. Эти работы создаются из групп родственных предметов и замечательных вещей, впустую стоящих на полках. Объединенные красотой растений, они приобретают новый смысл и звучание. Нас всегда окружают вещи. Мы привыкаем к ним, иногда перестаём даже их замечать. Но художник, пытливым, зорким взглядом может увидеть в самом простом, обычном предмете необычное, прекрасное. То, на что мы смотрим порой равнодушно, на картине удивляет и радует, и даже может рассказать о человеке, его привычках, укладе жизни, социальном положении…
В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В первом вещи говорят не о самих себе, а о своём хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. Человек незримо присутствует, и порой кажется, будто он только что отошёл и может тот час вернуться.
В другом типе натюрморта предметы изображаются как нечто самоценное. Они говорят, прежде всего, о самих себе, словно предлагая зрителю полюбоваться красотой их облика, формы и цвета.
Сегодня нам предстоит создать натюрморт, к его составлению применяются определенные требования. Позже мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
Физминутка. Выполнить упражнения для восстановления кровообращения в мышцах плечевого пояса и шеи. Покатать на ладони грецкий орех. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Развиваем наши таланты с помощью пальчиковой гимнастики. Выполнить пальчиковую гимнастику.
2. Прежде чем приступить к нашей практической работе, предлагаю выполнить несколько упражнений, чтобы настроиться на творческий лад, активизировать образное мышление, образную память.
Упражнение№1 «Абстрактный рисунок»
(от лат. abstractio - отвлечение) - рисунок, составленный с помощью отвлеченных элементов художественной формы (цветовое пятно, линия и т. д.). Абстрактные картины – выдающееся явление XX столетия. Представители данного стиля экспериментируют с цветом, формой и пространством, дабы вызвать у созерцателя определенные эмоции.
Давайте превратимся в художников – абстракционистов и нарисуем такие картины. А вдохновит нас на это музыка. Часто именно в музыке черпают флористы свое вдохновение. Сейчас мы прослушаем музыкальные произведения и образы и ассоциации, которые будут возникать у вас при прослушивании, перенесем на бумагу. Итак, слушаем и рисуем.
Упражнение№2. «Ковер из цветов». Что еще вдохновляет флориста? Давайте закроем на минутку глаза и представим себя посреди весеннего луга. Он усыпан яркими цветами, в небе поют птички, порхают бабочки. А запах! Чудесный! Открываем глаза. Говоря про весенний луг, который усыпан цветами, обычно говорят «цветочный ковер». Но этот ковер имеет несколько недостатков. По словам художников, рисунок на данном цветочном ковре вытроен не композиционно. Ковер невозможно унести домой для рассматривания в спокойной обстановке. Но недостатки эти можно преодолеть, составить композицию из цветов у себя на столе. Для названия композиций воспользуемся строками стихотворения А.С. Пушкина:
«Вечерняя заря в пучине догорала»;
«Мороз и солнце: день чудесный».
Это упражнение выполняется в группах.
Инструктаж по технике безопасности. Ролевая игра.
3. Каждый флорист не просто составляет композиции из цветов, а передает с их помощью образы, мысли, настроения. Вот сейчас и вы попробуете передать нам свои мысли и чувства посредством искусства аранжировки. А заодно мы с вами закрепим новую тему – поработаем в определенном флористическом жанре – жанре натюрморта. Перед вами лежат флористические материалы, различные предметы. Ваша задача, используя их, составить натюрморт, где должно присутствовать не менее 3-х предметов, придать своему натюрморту эмоциональный настрой, а для этого нужно добавить в свои работы небольшие образы. Например, добавив изображение поникшего цветка, характер натюрморта становится печальным.
Композиционные требования:
1) Композиция натюрморта должна быть составлена из предметов, тематически связанных между собой, например, если рядом с овощами поставить книгу или гипсовую статуэтку, то постановка будет выглядеть нелепой.
2) В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре, цвету, например, два или несколько предметов одинакового размера и формы не могут произвести впечатления единого целого. Но и нужно избегать слишком большой разницы в размерах: спичечный коробок рядом с большим сосудом.
3.)Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составляя единое целое, не загораживая друга.
4) Расставляя предметы на плоскости, старайтесь ориентироваться на законы композиции, не перегружать пространство и не оставлять незаполненным какую-то его часть. В композиции должен быть композиционный центр. Его лучше распределять на втором плане и обязательно выделить расположением, цветовым контрастом.
5) И, наконец, ваша композиция не должна представлять просто набор предметов, в ней должен присутствовать замысел, ваше настроение, которое вы хотите передать
Практическая работа выполняется в микро группах, детям раздаются карточки-задания: 1) Составить композицию в жанре натюрморта на тему «Воспоминания о море»; 2) Составить композицию в жанре натюрморта на тему «Осеннее настроение»; 3) Составить композицию в жанре натюрморта на тему «Новогодние фантазии»; 4) Составить композицию в жанре натюрморта на тему «Вот моя деревня». Перед выполнением практической работы проводится «Мозговой штурм». Задается тема, нужно быстро назвать предметы и растения, из которых можно составить натюрморт на эту тему.
Композиции составляются из предложенных педагогом материалов. При выполнении практической работы педагог помогает детям, если у них возникают затруднения.
После окончания работы каждая творческая группа представляет свою композицию, дает ей краткую характеристику. Обсуждение работ учащимися.
III. Заключительная часть. Рефлексия (метод неоконченного предложения «Я узнал…, Я понял…, Я научился…).
Педагог благодарит детей за работу.
Мы с вами сегодня плодотворно потрудились, спасибо за активную работу. Каждый из вас показал свои знания и умения, проявил свои способности. Но какие-то способности проявились у каждого из вас в большей степени. И сейчас мы узнаем какие. Дети закрашивают таблички, на которых проявляются слова: «Самый коммуникабельный», «Самый креативный», «Самый эрудированный», «Самый творческий», «Самый активный», «Самый умелый», «Самый трудолюбивый», «Самый инициативный».
Занятие заканчивается.
Список литературы.
1. Анисимова А. Домашняя флористика. «Ниола 21-й век», 2004 г.
2. Брашнов Д.Г. Флористика: Технологии аранжировки композиций, Москва, Альфа-М, 2014 г.
3. Вестланд П. Букеты из живых цветов. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 2000г.
4. Матюхина Ю.А. Флористика. Москва, Альфа-М, 2012г.
5. Практическая энциклопедия. Искусство составления букетов. Москва, «РОСМЭН», 2001 г.
6. Суханова Н.П. 1000 способов как украсить жизнь цветами. «Олма-Пресс», Москва, 2001 г
7. Фомина Ю. Современные букеты. «Ниола 21-й век», 2004 г.