«Возможности использования компьютерных технологий в процессе обучения географии»

«Возможности использования компьютерных технологий
в процессе обучения географии»
Ерматова Н.Н. (ТГПУ)
Цель данной статьи показать основные аспекты применения ИКТ на уроках географии в школе и использовать их в условиях образовательного процесса, найти рациональные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся.
Для достижения подставленной цели нам приходилось (необходимо) решить следующие задачи: изучить и проанализировать научно-теоретическую базу по внедрению информационно-компьютерных технологий в учебном процессе; овладеть методикой работы с компьютерными программами и их приложениями; внедрить в учебный процесс географии общеобразовательной школы новые ИКТ; активизировать деятельность учащихся на уроках по географии и способствовать аналитической деятельности и повышению мотивации изучения предмета; осуществлять обратную связь и мониторинговый контроль за результатами.
Являясь сторонниками новых ИКТ, считаем, что будущее именно за такими технологиями обучения. В условиях повышения своей квалификации, профессиональной компетентности (деятельности), в школе, когда имеются современные компьютерные оборудования, электронных учебников и другие программные продукты; изучая методической, педагогической профессиональной литературы мы смогли провести данного опыта.
Перспективность и актуальность нашего опыта заключается в решении задач модернизации образования и реализации национальных проектов, направленных на информатизацию общества, при этом акцент делается на то, что компьютерные и информационные технологии создают не только новые условия труда, но и новую среду с выходом на огромный информационный ресурс.
В последнее время усилился интерес к применению компьютеров (ПК) в обучении. Постепенно, материальная база школ и других образовательных учреждений, пополняется компьютерной техникой. В связи с этим возникает вопрос: «как использовать с наибольшей пользой ПК – как современное средство обучения?»
Одна из основных задач школьной географии на современном этапе состоит в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия в системе «информация – алгоритм – ПК», сформировать навыки работы с ИКТ, научить грамотно, работать с разнообразными информации в различных сферах ее возникновения и обработки.
Сегодня система образования должна быть направлена не только на усвоение суммы готовых знаний, но и на формирование учащихся интеллектуальных умений, умений самостоятельно обладить новых знание. А, применение информационных, компьютерных технологий на уроках географии позволяет решать данные задачи.
Самым трудным и очень важным в процессе компьютерного обучения (при наличия и доступа к ПК в школе) являются наличие и доступность программного обеспечения (ПО) или программно-педагогических средств (ППС). Нехватка ПО, а тем более нехватка методических рекомендаций по их использованию на узбекском языке сильно отталкивает учителей, желающих использовать ПК в обучении. Особенно эта проблема актуальна для сельских школ.
Наш подход к решению данный проблемы предусматривает:
- использование ИКТ – технологий, которые позволяют уходить от учения по «принуждению»;
- изменение места учителя в образовательном процессе, и статуса ученика как субъекта;
- внедрение новой модели организации учебно-познавательной деятельности учащихся на основе использования ИКТ в учебном процессе;
- применение электронных курсов и учебников, ресурсов по географии для учащихся;
- использование методических рекомендаций по применению ИКТ в преподавании географии.
Своей деятельности мы следовали следующим принципом: принцип научности; принцип сознательности; принцип доступности; принцип активности; принцип систематичности и последовательности; принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков; принцип наглядности; принцип открытости; принцип перспективности; принцип усиления практической направленности содержания курсов географии; обеспечение самостоятельной творческой деятельности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Основные результаты нашего опыта:
- рассмотрены способы организации и презентации уроков для 9 класса.
- предложены методические рекомендации по использованию компьютерных технологий при изучении школьного курса географии.
- разработана система поэтапного использования информационных технологий при изучении школьного курса географии в условиях сельской школы.
- предложена методика и описание особенностей технологии компьютерного урока.
- детально проработана адаптивность компьютерных средств обучения географии.
- уделено большое внимание подготовке статистической информации для работы на уроке.
- определены роль и место использования информационной технологии в школьном курсе географии, а также возможные варианты ее сочетания с традиционной технологией обучения при решении теоретических, практических и контролирующих вопросов.
- сформулированы критерии отбора учебных тем при работе по традиционному курсу географии. Наряду с этим разработаны критерии отбора и конструирования содержания школьного курса географии, с использованием информационной технологии.
- подтверждена эффективность разработанной методической системы применения информационной технологии в процессе обучения географии. которая выразилась в овладении учащимися работы с информационным потоком, предложенным компьютером, в достижении ими более высоких результатов при осуществлении пооперационного, итогового контроля и приобретении более качественных знаний по географии.
Новые информационные технологии помогают нам внедрять адаптивную систему обучения, формирующую личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, критичностью и креативностью. При проведении уроков мы используем самые разнообразные формы: урок-исследование, урок-игра, урок-путешествие, урок защиты проектов с использованием мультимедийных средств. Пытаемся организовывать компьютерные практические работы и компьютерный тестовый контроль знаний. На уроках используем следующие виды компьютерных программ: учебные (электронные учебники), тренажерные (практические работы), демонстрационные (показ слайдов и картин), мультимедийные (презентации, медиапроекты), справочные (Интернет-ресурс), контролирующие (тесты).
Используя НИТ в процессе изучение географии мы добились следующих результатов:
возросла познавательная активность учащихся,
повысилась мотивация изучения географии,
стабильно возрастает качество знаний,
вырос процент хорошистов и отличников,
активизировалась аналитическая деятельность учащихся,
активизировался творческий потенциал учащихся и учителя,
определены роль и место использования информационных технологий в школьном курсе географии, а также возможные варианты ее сочетания с традиционной технологией обучения.
разработана система поэтапного использования информационных технологий при изучении школьного курса географии.
Литература
Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Современные образовательные теории: учеб.-метод. пособие для вузов. – М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2004.
Ишкова Л.И. Современные методы в современном преподавании географии: использование ИКТ как необходимое условие оптимизации труда. Мастер-класс. – Ставрополь, 2007.
Методическая газета для учителей географии «География» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].