Технологическая карта организованной учебной деятельности с применением новых технологий ТРИЗ


Технологическая карта организованной учебной деятельности
с применением новых технологий
ТРИЗ, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии
Средняя группа
Образовательная область: социум, познание, здоровье, коммуникация.
Раздел: экология, ознакомление с окружающим, развитие речи, ФЭМП, физическая культура.
Тема: «Путешествие в весенний лес»
Цель: Обобщение знаний детей о весне, весенних признаках.
Задачи: О.З: Формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; расширять словарь за счет имен существительных – названий детенышей диких животных (медвежонок, лисята, зайчата, бельчата, волчата).
Р.З: Развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
В.З: Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа: проталины, перелетные
Билингвальный компонент: көктем-весна, орман-лес, бір, екі, ұш, төрт, бес.
Предварительная работа: беседы,  наблюдение сезонных изменениях в природе, чтение художественной литературы о весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами.
Материал и оборудование:
иллюстрации на весеннюю тему, желтые круги по количеству детей, прищепки, скрепки для каждого ребенка, средства ИКТ:  презентация «Весна в лесу», ноутбук; картинки «Правила поведения в лесу», конверт с письмом, игрушки: большой и маленький медведи, картинки с изображением диких животных и их детенышей, звукозапись “звуки природы ”, образец для выкладывания птичьей стаи из счетных палочек, счетные палочки, предметы для имитации звуков леса, картинки-отгадки для каждого ребенка.
Этапы деятельности
Деятельность воспитателя
Действия детей
Мотивационно-побудительный
Организационно – поисковый
Рефлексивно - коррегирующий Мозговой штурм
Я увидела, как к окну прилетел воробей, постучал в окно и так радостно громко зачирикал.
Интересно, что он хотел нам сообщить?
Ой, посмотрите, что это там?
Воспитатель читает письмо:
Собирайтесь скорейВ необычный поход. Ждут вас тайны лесные,Вдаль дорожка зовет.
Ребята, вы хотите отправиться в лес?
Не за грибами, не за цветами,
а за лесными чудесами!
А вы знаете как надо себя вести в лесу? Расскажите.
Тогда в путь!
Двигательное упражнение «В путь!»
В лес весенний мы шагаем, Ноги выше поднимаем.Топают ножки По прямой дорожке. По узенькой дорожке, Пойдут тихонько ножки.Друг за дружкой побежали. В лес весенний прибежали.
 Вот мы с вами и в лесу!
Картина «Весна в лесу»
Здравствуй лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес!Кто в глуши твоей таиться?Что за зверь? Какая птица?Все открой, не утаи,Ты же видишь мы свои!
В какой лес мы с вами пришли?
 - Какое время года изображено на картинках? (белая шляпа – простой вопрос).
- Почему вы, так решили? (красная шляпа – объяснить связь явлений)
- На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима.
А здесь я вижу цветы. Может быть это лето?
 Ребята, я хочу вам показать, какая бывает разная весна.
Показ презентации «Весна в лесу».
Показ сопровождается рассказом воспитателя.
Игра “Солнышко лучистое”
В: Вот так чудо, я на всех картинках вижу улыбку весны.
-А кто дарит весне улыбку?
-Какое солнышко весной?
-Что делает солнышко?
А давайте, чтобы солнышко согревало нас еще больше, мы добавим ему лучиков.
Упражнение «Лучики солнышка»
Отслеживает работу каждого ребенка.
Картинка проталины
Сейчас мы с вами выйдем на солнечную поляну.
А раз она солнечная, то снег на ней тает как?
И появляются …?
А на проталинах…? Подснежники – еще одно чудо весны.
Почему они так называются?
 Вот полянка и проталины на ней, а где же подснежники? Наверное, они спрятались за снежными комочками. Давайте, подуем на снежные комочки. Глазки закроем.
Картинка подснежники
 Сколько подснежников появилось на солнечной полянке?
А давайте посчитаем подснежники на казахском языке
Физминутка “Подснежники просыпаются”
Ребята, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками.
  Сейчас свершится чудесное превращение. Влево – вправо повернись и в подснежник превратись.
Вот подснежники проснулись, Улыбнулись, потянулись. Раз – росой они умылись. Два – изящно покружились. Три – нагнулись и присели. И на солнце поглядели.
 Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Влево – вправо повернись и в ребяток превратись.
 Продолжим нашу прогулку по лесу, здесь много еще интересного.
А это что за чудо?
Весна давно пришла! А медведь до сих пор спит еще в берлоге! Давайте-ка разбудим его.
Чистоговорка “Весна пришла”
Ла-ла– ла к нам весна пришла. Ло-ло-ло в лесу тепло. Пель-пель-пель– капает капель. Ля-ля-ля расцветай, земля! Леть-леть-леть просыпайся, медведь!
Игра “Мама и детеныш”
В: Медведь зашевелился! Да, это не медведь, а медведица с медвежонком. Медвежонок у медведицы родился зимой. Давайте рассмотрим медведицу с медвежонком.
 Где здесь мама, а где ее детеныш? Как вы поняли? (Мама большая, детеныш ...) Правильно. Теперь я буду называть, что есть у медведицы, а вы, что есть у медвежонка.
У медведицы глаза, а у медвежонка…
У медведицы нос, а у медвежонка…
У медведицы уши, а у медвежонка…
У медведицы лапы, а у медвежонка…
У медведицы хвост, а у медвежонка…
У медведицы спина, а у медвежонка…
У медведицы живот, а у медвежонка…
Игра «У кого кто?»
 Ребята, не только у медведицы появились детеныши, но и у других лесных зверей весной появляются детеныши. Обращает внимание детей на картинки с изображение животных и детенышей.
Назовите, у кого кто появился.
Звучит звукозапись “голоса птиц”.
 Слышите, как чудесно поют птицы в весеннем лесу?
Как называются эти птицы? Почему их называют перелетными? Мы все очень рады тому, что с юга к нам возвращаются перелетные птицы. Значит, весна вступает в свои права. Вот летит самая первая птичья стая. Это грачи. Они прилетают раньше всех перелетных птиц.
Показ картинки
Выкладывание картины из счетных палочек “Птицы летят”
Показывает детям рисунок птичьей стаи, выложенной из счетных палочек.
Сейчас мы с вами с помощью счетных палочек выложим целую стаю грачей. Сколько птиц на картинке? Давайте, посчитаем их. Сколько палочек нужно для того, чтобы выложить одного грача?
Проводит индивидуальную работу с детьми.
Что ты выкладываешь?
Сколько птичек надо выложить? Сколько палочек надо для одной птички ? Как называется птица, которую выкладываешь?
Развитие слухового внимания “Звуки леса”
 Весной в лесу все оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков.
 А теперь закройте глазки и прислушайтесь: о чем говорит лес?
Воспитатель включает звуки, имитирующие лесные шумы (журчание ручейка –капель –стучит молоточком по дереву– дятел;– птицы поют).
В: Молодцы! Все правильно отгадали.
Вот и пришла пора прощаться с лесом и его чудесами. Нам нужно возвращаться в детский сад.
Где, мы, с вами побывали?
Какие чудеса видели в лесу?
Ребята, вам понравились чудеса весеннего леса?
Какое у вас настроение?
Я предлагаю вам выбрать солнышко, если у вас хорошее настроение, вам понравилось занятие, или тучку, если плохое настроение. Проявляют интерес
Ответы детей.
Находят письмо.
Проявляют желание отправиться в путешествие.
Отвечают на вопросы.
Рассказывают (В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.)
Маршируют друг за другом.
Выполняют бег друг за другом.
Внимательно рассматривают картину.
Мы пришли в весенний лес, красивый, сказочный, чудесный, волшебный.
Весна.
Смотрят флипчарт о весне.
Собирают пирамидку, каждое кольцо- признак весны.
Солныщко.
Весеннее, ласковое, яркое.
Согревает землю.
Цепляют прищепки к солнышку, называя его ласковыми словами.
Быстро.
Проталины.
Подснежники
Потому что они самые первые, появляются из-под снега.
Закрывают глаза и дуют.
Считают подснежники на русском и казахском языках.
Выполняют движения по тексту.
Улыбаются и подтягиваются. Умываются, кружатся. Наклоняются и приседают. Поднимают голову вверх.
Встают и протирают глаза.
Натыкаются на снежный ком.
Проговаривают чистоговорку.
маленький
глазки
носик
ушки
лапки
хвостик
спинка
животик
Называют детёнышей животных.
Слущают голоса птиц.
Перелётные.
Называют перелётных птиц.
Две палочки.
Выкладывают из палочек летящих птиц.
Птичью стаю.
Пять.
Две.
Грач.
Слушают запись.
В весеннем лесу.
В лесу распустились подснежники.
Медведь проснулся, у диких животных появились детёныши, прилетели птицы.
Выкладывают на пирамиде приметы и чудеса весны.
Прикрепляют на доску солнышко.
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: называют весенние признаки, и причины их появления.
Понимают:имеют представление о жизни диких животных, птиц весной
Применяют: умения образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, называют детенышей животных.
Воспитатель мини – центра Кожемякина Н.Я.