Конспект урока Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме (2 класс)


Конспект урока "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"
Цели урока:
продолжение знакомства учащихся с безударными гласными в корне слова;
формирование умения применять на практике правило правописания безударных гласных;
воспитание  внимательности и аккуратности.
Оборудование: учебник «Русский язык» – 1 часть, 2 часть
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Ребята, готовы к уроку, На вас надеюсь я друзья.Мы хороший, дружный класс,Все получится у нас!  
2. Постановка цели
– Сегодня мы будем продолжать выяснять, как правильно написать безударную гласную букву в корне слова. Для начала мы с вами вспомним правило «О проверке написания слов».
3. Игра «Загадка – отгадка», и проверочное слово
1. Сидит  дед  в сто шуб одет,Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук – нет лука)2. В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд – нет льда)3. Берега зеленые,   вода красная,  а рыбки чёрные. (Арбуз – нет арбуза)4. Его весной  и летом мы видим одетым,А осенью с бедняжки слетели все рубашки. (Дуб – нет дуба)5. Что растет корнем вверх. (Зуб – нет зуба)
4. Работа  над пройденным материалом
а) Находим упражнение № 94, стр. 127.
Послушайте стихотворение (чтение учителем). Понравилось?  Есть ли в стихотворении непонятные слова?– Прочитайте про себя один раз. А сейчас посмотрим, в каких словах пропущены буквы.
б) Обсуждение слов с пропущенными буквами.
Писал – проверочное слово пишет,крючки – после буквы ч мы Ь не пишем,Петров – три трудности написания: 
– большая буква в начале слова;– безударная буква – Петя,– парный звонкий на конце слова Петров – у Петрова,– снежки – две трудности: безударный гласный  снег, парный звонкий в середине слова (снежок),– бежал – безударная гласная в корне  слова: бег, бегает, пробежка,– лежал – лёжа,– бросал – бросит,– пятак – пять,в) Давайте письменно сделаем это упражнение в рабочей тетради.
г) Происхождение слов: розовый, малиновый, сиреневый.
слова – признаки            слова – предметы
розовый -----------------  от розымалиновый  ------------  от малины сиреневый -------------   от сирени
Происхождение последнего слова  голубой посмотрим в словаре № 5 «Словарь происхождения слов», стр. 156 (2 часть)
(Голубой – светло-синий цвет\\ образовано от слова голубь, поскольку оперенье этой птицы имеет сизо-голубой оттенок;)5. Физкультминутка
Вот помощницы мои, их как хочешь поверни: (смотрим на раскрытые ладони)И вот эдак, и вот так, не обидятся никак (Потираем руками)Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)Постучали, (стучим по столу)повертели, (круговые вращения кистью)и работать захотели. (потираем руками)Поработают немножко, (хлопаем в ладоши)мы дадим им отдохнуть. (сложили ладони вместе)Постучали, (стучим по столу)повертели (круговые вращения кистью) и опять обратно в путь. (хлопаем в ладоши)
6. Работа в самостоятельной тетради
– Упражнение 48, стр. 40. Сделаем проверку, используя подсказку на доске:
форма этого же слова                           родственные слова
письмо – письма                                      гостить – гостьследы – след                                             осень – осенний дожди – дождь                                         вода – водный трава – травы                                           вишневый – вишнякора – коры                                               кормить – корм гнездо –  гнёзда                                        пятерка – пятьзвезда – звёзды                                         дворовый – двор– У слов в первом столбике в форме единственного числа определим род. – Какого рода будет это слово, стоящее в форме множественного числа?
Вывод: если слово – название предмета стоит в форме множественного числа, то чтобы определить род надо поставить слово в начальную форму ( единственное число, отвечающий на вопрос кто? что? )
7. Итог урока
– Ребята чем мы сегодня занимались на уроке? ( учились как правильно писать слова с безударными гласными в корне )
8. Домашнее задание
– Упражнение  №