Творческая работа по краеведению Преданья старины глубокой…


СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………2
Введение……………………………………………………4
3.1.«Из глубины веков»…………………………………………5
3.2.Набеги и сражения…………………………………………..7
3.3. «Не срамил в сраженьях имя и седины»…………………..9
3.4. Легенда о Тамерлане……………………………………….12
3.5 .Сокровища Тамерлана……………………………………..15
3.6 .Воронов камень……………………………………… …..17
4.Заключение………………………………………………...….19
5. Литература……………………………………………………20
Пояснительная записка
Мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Ведь не секрет, что на уроках истории более всего изучается история своей большой Родины и история всего мира. Как всегда на изучение истории своей малой родины времени не остается. Следствие этого, незнание прошлого того края, где живет человек. В этом году наша область отмечает свою 60-летнюю годовщину со дня образования. За эти годы многое изменилось, выросло новое поколение, по-другому смотрящее на историю страны, своего народа, своей малой родины.
Далеко вглубь веков уходит история русского народа. Об этом рассказывают народные предания, легенды, старинные рукописи, орудия труда и быта, архитектурные сооружения, произведения искусства и другие памятники прошлого нашего края. Находить, изучать и охранять памятники истории и культуры русского народа – важное и благородное дело.
Актуальность исследования:
познать свой край в прошлом и настоящем, с любовью относиться к истории своей малой родины, ведь именно в глубинке России, в ее сердце, находится «золотое наследие наших предков».
Цель исследования:
формирование у учащихся интереса к культурному наследию Липецкой области.
Задачи исследования:
Выявление, собирание краеведческих материалов об утраченных и восстановленных памятниках материальной и духовной культуры Липецкой земли.
Объект исследования:
исторические источники и литература о г. Ельце и его окрестностях: Воргольские скалы, « Воронов камень» и «Копченый камень».
Метод исследования:
теоретический.
Практическая значимость:
Возможность применения исследовательской работы для уроков исторического краеведения.
Введение .Не только Новгород, Киев, Владимир, но и хижины Ельца, Козельска, Галича делаются любопытными памятниками и немые предметы- красноречивыми. Тени минувших столетий везде рисуют картины перед нами.
Н.М.Карамзин.
«История государства Российского».
Я родилась и выросла в Елецком районе. Мое детство прошло вд. Дерновка, месте, овеянном легендами и сказаниями об историческом прошлом нашего края. Воргольские скалы были местом наших многочисленных игр, исследований. Намидвигало любопытство, ведь с раннего детства я слышала от бабушки Меркуловой Дарьи Захаровны истории, связанные с легендами о Тамерлане, богатыре Вороне, сокровищах, якобы, хранящихся там. Именно поэтому я всегда собирала материалы на эту тему.
3.1.«Из глубины веков».
«Хочешь знать истину - обратись к легендам»
Восточная мудрость.
Богато историческое прошлое нашего края. В нем происходили битвы русского народа с полчищами татаро- монгольских орд Чингис- хана, Мамая, Тамерлана. Много раз совершали в наш край набеги крымские и нагайские татары, грабившие города и села края и уводившие в полон русских девушек и юношей.
Жители Липецкой области проявили много мужества и стойкости и героизма во все времена истории нашего края. Это историческое прошлое нашло свое отражение в многочисленных легендах и преданиях, которые сложил народ. Многие из этих легенд и преданий отражают борьбу русского народа против поработителей.
Елецкая земля- древняя, как сама Русь, прекрасна и загадочна: каждая ее пядь полита кровью наших предков, каждый камень или памятник, многочисленные подземные тайны овеяны народными преданиями и легендами героической и трагической истории почти девяти веков.
Легенды и сказания остаются до сих пор исторической тайной Елецкой земли.
Привольно, широко и живописно раскинулся Елец по берегам реки Быстрой Сосны. Неповторим его пейзаж. То тут, то там стоят мрачными свидетелями старины громады церквей. На высоком берегу реки, видный со всех сторон города, величаво стоит Вознесенский Собор, подавляя своей массивностью окружающие строения.
Елец, возникший на окраинах славянских земель, всегда играл большую роль в их защите, в укреплении Русского государства.«Елец, ставший на окраинах русских владений,- пишет историк В.Н.Татищев,- был издавна стратегическим пунктом: бо страна сия защита всей земле рустей».1)
1)История Российская. Татищев В.Н. кн.4, стр.370, СПБ 1784г.
Жившие в донских степях и Приволжье кочевники в течение нескольких столетий совершали опустошительные набеги на земли славян.
«Начнет пахать смерд,- сообщает «Начальная летопись»,- придет половчанин, убьет смерда стрелой, возьмет его лошадь, поедет в его село, заберет его жену, его детей и все его добро». Даже крупны походы русских войск в «земли половецкие», в результате которых кочевники были вытеснены «за Дон , и за Волгу, и за Яик», не принесли покоя южным и юго- восточным границам страны. Поэтому в 9-12в.в. здесь вырастает целый ряд городов-крепостей, задачей которых была сторожевая служба и защита окраин страны. В числе вновь построенных был и Елец, впервые упоминавшийся в Никоновской летописи под 1146годом. «Князь же Святослав Ольгович, - читаем в летписи,- идее в Резань, и быв во Мченске, ив Туле, ив Дубке на Дону, и в Ельце…1)
Русская летопись по Никонову списку, ч.2, стр.93,СПБ,1768г.
. Набеги и нашествия.
В первой четверти 13в. над славянскими народами нависла новая угроза со стороны татаро- монгольских завоевателей, которые, подчинив себе народы Азии, разгромив половцев, приблизились вплотную к границам Руси. Наступала полоса новых испытаний, выпавших на долю русского народа.
В 1236 году многотысячное войско хана Батыя, покорив волжских болгар, начало вторжение в пределы русских княжеств. В следующем году, перейдя Волгу, они захватили Рязанское княжество, в состав которого в то время входил Елец. Жестокость врага была беспредельна. Как сообщает летописец, взяв Рязань, татары сожгли город, «…князя побиша, а мужей их и жен и детей…рассекаху мечи, а других стрелами стреляху и в огонь вметаху…а с иных кожу одираху…»1)
За короткое время врагами были уничтожены прекрасные древние города: Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ростов и др. Такая же участь постигла и Елец, котрый был начисто сожжен захватчиками.
После разгрома Елец несколько лет не встречается на страницах древних документов. И только что отстроенный заново, он в 1316 году, снова подвергается опустошительному набегу войск хана Узбека, оставившего после себя разграбленный и опустошенный край. Но как важный стратегический и опорный пункт Елец поднимается из руин и пепла вновь. По указанию Московского митрополита Алексея он в 1357 году отстраивается и обносится крепостной стеной, сделанной из дуба. Вокруг крепости проходит глубокий ров. Все эти сооружения делали крепость достаточно мощной для того времени и служили надежной защитой от врагов.
В первой половине 15 века хан Мамай готовит крупный набег на елецкие, рязанские и московские земли. Вскоре, после первой крупной победы над Мамаем, радость была омрачена набегами на русские земли хана Тохтамыша. Уже в 1382 году, а затем в 1388 году он огнем имечом прошел через Елец, Москву и целый ряд других городов, оставляя за собой пепелища и разоренные земли.
1)Русская летопись по Никонову списку, ч.2, стр372,СПБ,1768г.
«Не срамил в сраженьях имя и седины».
В конце 15 века в средней Азии, на месте враждовавших между собой улусов, была создана огромная держава Тимура (Тамерлана). Было известно, что за короткое время он покорил многие азиатские страны от Китая до Египта, всюду сея смерть и разрушения. Слухи о приближении грозного и жестокого завоевателя росли и наводили ужас.
И Елец, только что перенесший нашествие хана Тохтамыша, и не залечивший всех своих ран, снова готовится к встрече с сильным и опасным врагом.
Еще задолго до 1395 года слух о нём прошёл по всей земле быстрее беспроволочного телеграфа. Одно имя Тамерлана или Темира Аксака наводило ужас и заставляло трепетать даже самого храброго воина. Ко всему этому еще народная молва окружила его чем-то таинственным и приписала ему сверхъестественную силу. Ему повиновались стрелы и об него ломались мечи, щиты его могли закрывать свет солнца и т.д. Вот какая создана была почва при вступлении Тамерлана на Русскую землю.
Нашествие Тамерлана – это одна из самых славных, скорбных страниц истории Ельца.
Как поступал Тамерлан с местами, в которые он вступал, можно судить по приводимым проф. Т.Н. Грановским примерам.
Многолюдный, цветущий торговлею город Испаган, после нашествия Тамерлана, представлял из себя только одну сложенную из 70 000 человеческих черепов пирамиду.
Тамерлан, когда подходил к Ельцу, был покорителем уже чуть не всей вселенной, он заставил застонать землю от берегов Каспийского и Средиземного моря до берегов Нила и Гангеса, он прошел по Индии, Сирии и Египту и вступил на Русскую землю, «перешел Волгу, степи Саратовские, взял Елец, где господствовал князь Федор, отрасль Караческих владетелей и данник Олега Рязанского и, пройдя немного вперёд по верховью реки, вдруг остановился и простоял около трёх недель на одном месте, затем повернул свои знамена и ушёл из Российского владения». Это неожиданное отступление есть мировой исторический необъясненный точно до сего времени факт.
Случилось это в 1395 году. Полчища Тамерлана (Тимура или «Железного Хромого») вторглись в южные пределы Руси.В середине августа года он вышел к Ельцу и приступил к его осаде. Торопясь использовать летнее время для похода на Рязань, Москву, Смоленск и другие города, Тамерлан потребовал незамедлительной сдачи Ельца на милость победителя. Но ельчане ответили, что они до последнего человека будут защищать свой город. Началось сражение. Подобно которому по неравенству сил, вероломству и жестокости со стороны захватчиков и мужеству защитников города, не знала история.
В течение нескольких дней ельчане спешно отражали атаки штурмующих войск. Но таяли силы защитников, все труднее становилось бороться с возникающими пожарами. Не взяв города с ходу, татаро- монголы применили большое количество метательных машин, таранов и других приспособлений. Лишившись возможности пограбить город, тамерлановы забросали его стрелами с горящей паклей. Наконец, ценою огромных усилий и больших потерь, Тамерлану удалось ворваться в город, где с новой силой разгорелось сражение. На его улицах под ударами татарских сабель падали его последние защитники и жители. Начавшийся пожар довершил дело. От города осталось огромное смрадное пепелище. Так трагически закончилась двухнедельная героическая оборона Ельца от многочисленных войск Тамерлана. Теперь лишь памятник- часовня является молчаливым свидетельством трагических событий августа 1395 года.
Уничтожив город и предав огню все населенные пункты Елецкого княжества, Тамерлан намеревался захватить Рязань, Москву, Новгород, Смоленск и другие города, выйти в Европу и объявить себя «властелином мира».
Ужас и уныние объяли жителей многострадальной Москвы, которая едва-едва успела залечить раны после недавнего ( в 1382 году) набега Тохтамыша. Зловещая слава Тамерлана отгоняла всякую мысль о возможности вооруженной защиты.
В то время, когда пылал разрушенный Тамерланом Елец, Московский князь – сын донского героя – собрал войско и стал за Коломной на берегу реки Оки, готовясь каждую минуту встретить врага, а Москву поручил дяде своему Владимиру Андреевичу.
Несколько дней стояла эта многочисленная рать, горевшая желанием лечь костьми, но отстоять свободу и сбросить ненавистное иго, сковавшее Русь. Целые дни и ночи, не смыкая глаз, зорко смотрели и следили, не показалась ли ненавистная, грозная, страшная туча тамерлановских воинов. Но по дороге от Ельца не было ничего видно, только ночами блестело кровавыми отблесками пожара небо.
И вдруг…вдруг случилось то, чего никак не ждали москвитяне: прискакал из Ельца гонец в Москву, привезший вести, что Тамерлан со своим войском повернул назад и даже покинул совсем русские владения. Вздох радости вырвался из многострадальной русской души.
Легенда о Тамерлане.
«Тыезлочестивый (Тамерлан) по разорении того града Ельца устрои путь свой граду Москве, хотя его разорити…» Участь Ельца ожидала многие русские города. Но неожиданно 26 августа Тамерлан повернул на юг «…и из города Ельца ис с воинством в тож время восвоусивозвратися».
«И повернул Тимур назад. И ушел. И с тех пор только косил в ту сторону прищуренными глазами, и даже память о том, как уходил из Ельца, приказал истребить». (С, БОРОДИН, «Звезды над Самаркандом»).
Поэтому ни про одно нашествие не существует столько легенд и преданий, как про нашествие Темира Аксака или Тамерлановское. Елец не видел еще в своих стенах такого ужаса, который пришлось испытать за 1395 год и все памятники, находящиеся в Ельце, всегда относятся именно к этому нашествию. Имя Тамерлана до сих пор живёт среди ельчан, как нечто кровавое, наводящее страх.
По поводу внезапного отступления существует в Ельце легенда, которая занесена даже на страницы летописи.
Легенда гласит следующее:
«…Тамерлан, предав Елец огню и мечу, с захваченной добычей отошёл от догоравшего города и неподалёку остановился со своим многоголовым станом на отдых, уничтожив при этом все лежащие местечки и селения, держал при себе закованного Елецкого князя.
В тот самый день и час жители Москвы ждали из Владимира икону Божьей Матери, с которой Андрей Боголюбский победил болгар и переехал из Вышегорода в Москву . И в тот момент, когда москвичи "падши ниц" встречали икону, Тамерлан начал отступать по следующей причине...
Когда Тамерлан на берегу Сосны в своей палатке лег отдыхать, ему приснился сон ужасный:... высокую гору и с ея вершины идущих к нему многих святителей с золотыми жезлами, что будто бы разверзлось небо и сильные раскаты грома потрясли воздух и два молниеносных столба опустились на земли, звезды образовали порожки и получилась лестница, горящая ярким ослепляющим блеском. И вдруг, где-то наверху показалась необыкновенной красоты женщина с мечом в руках и стала спускаться по лестнице, окруженная сонмом крылатых в белоснежных одеждах людей прекрасных, как она, и вооруженных с ног до головы. И чувствует Тамерлан, как расстилается по земле удушливый дым, исходящий от горевшего Ельца, от которого не могли стоять его воины и попадали на землю.
В это время лучезарная женщина подняла меч, и её небесные воины напали на лежавших татар, которых стали умерщвлять. А светлая женщина с поднятым мечом и сверкающими каким-то особенным блеском глазами направилась к палатке Тамерлана...
Тамерлан затрепетал в ужасе и проснулся... Такой странный необыкновенный сон поразил его... Тамерлан позвал находящихся при нем мудрецов и просил объяснить столь небывалое видение... Ему отвечали мудрецы:
Что у русских есть такая женщина, Боговой матерью зовётся она». «…Она всегда защищает их по их сильной вере к ней и строго наказывает тех, кто идёт против неё». «Крылатые люди – это ангелы – небесное войско...»
Тогда Тамерлан сказал:
– Раз русским идет и небо на помощь, нам не одолеть их.
И тотчас же отдал приказание отступить назад».
Так передают эту легенду старожилы ельчане, интересующиеся прошлым этого древнего города.
Бежал Тимур, трясясь от страха,
Десницей Божией гоним;
Елец возник давно из праха,
И русский стан неодолим.
Доселе в памяти народной
Живет то чудо из чудес;
И славит сын Руси свободной
Царицу светлую небес.
Е. Назаров.
В летописи нашествие Тамерлана отмечено следующими словами: "Прииде в землю Рязанскую и взя Елец град и князя Елецкаго поима и люди плени, а иных губи и стоящу ему в рязанской земле обапал Дона реки 12 день восхотеити на Москву и всю Русь запленити.
Памятниками нашествия Тамерлана служат четыре часовни и икона Божией матери, находящаяся в церкви Вознесенского собора, перенесенная в 1395 году из острога Талима (Тальца) вЕлецкий Троицкий мужской монастырь.
Во дворе собора прямо из земли торчит купол часовенки. Крыльцо ведет под землю, а под землей пустое помещение с крестом и остатками фресок. Полуподземные храмы в России редчайшее явление. Часовню освятили в 1801 году над братской могилой ельчан, погибших в 1395 году, когда город занял сам Тамерлан и с великой скорбью и почетом погребенных у стен древнего храма. В часовне пред находящимися в ней иконами теплятся неугасимые лампады. Подземной часовенка оказалась случайно — ее просто засыпали грунтом при строительстве собора.
3.5. Сокровища Тамерлана.
Шестьсот лет существует легенда о сокровищах, оставленных Тамерланом в тайниках Воргольских пещер. Недалеко от Ельца, там, где река Воргол делает крутой поворот к Быстрой Сосне, открывается необычно глубокое ущелье. Над берегом реки с двух сторон на высоту 40-50 метров поднимаются серые Воргольские скалы. Они напоминают руины древних замков. Местные жители их называют «стелы», «кичи». В древности здесь пролегала граница между Елецким и Воргольским княжествами. По мнению воронежского академика Б.М. Коза- Полянского: «Все, что изучено на Ворголе, составляет огромый интерес для науки. Но на Воргольских скалах надо ожидать больших открытий».
Большой интерес представляют тайны легендарных Воргольских пещер. Самая большая и любопытная скала с пещерой «Копченый камень». Она рассечена трещиной, как бы шрамом, нанесенным ударом богатырского меча. Эта скала у основания своего подножия имеет вход в пещеру. По рассказам старожилов, внутренние лабиринты тянутся на несколько километров (3-5 км до Пажени). Вход в пещеру открывает просторный свод, в ее глубокие подземелья ведут несколько полузасыпанных ходов. О древних обитателях этой малоизученной пещеры говорят находки местных жителей и археологов древних предметов быта, оружия и русского шлема 12-13 веков.
По преданию в пещерах прятались татаро- монголы после Куликовской битвы. Их выкуривали оттуда дымом. Отсюда и название одной из Воргольских скал- Копченый камень.
Воргольская земля, скалы, пещеры, неоднократно были свидетелями нашествий завоевателей.
О пещере «Копченый камень» первоначально появилась легенда среди казанских татар. Повествует она о том, как в конце 14 века Тамерлан, после кровопролитного двухнедельного сражения сжег и разрушил Елец, а затем от Талицкого острога внезапно ушел в свои среднеазиатские владения. Но, уходя в степи, он собирался вернуться на Русь. Поэтому, якобы, в Воргольских скалах оставил часть награбленных сокровищ. Эта легенда казанских татар была дополнена легендой воргольских старожилов о том, что Тамерлан решил взять Елец с западной стороны, где крепость была слабо защищена, но прикрыта стеной дремучего леса. Но когда отряды Тамерлана решили взять Воргольский острог, чтобы с запада выйти к Ельцу, им надо было преодолеть болото. Воргольский острог был взят, но в болотах был, как будто потоплен обоз татар, груженый бочками с золотом. Так сложилась легенда о сокровищах Тамерлана, якобы спрятанных в болотах и пещерах Воргольской долины.
К этим версиям обычно относились скептически. Но в исторических документах сообщается, что полчища Тимура действительно вырубили лес и ворвались в Елецкую крепость с запада. Кроме того, есть сообщение о том, что в 1928 году в село Нижний Воргол приезжал из Средней Азии узбек и искал золото Тамерлана, о которых он вычитал в древних восточных книгах.
По словам воргольских стариков, раньше были случаи находок в пещере «Копченый камень» золотых вещей, имевших форму каких-то куколок, слитки золота в виде плашек. Все эти сведения и находки- не подтверждение легенды о сокровищах Воргольских пещер, это только слабая тень надежды на открытие тайн, которые обещают пещеры, долины и скалы воргольской земли археологам, историкам, краеведам.
3.6. Воронов камень.
Другая, незаметная с юга скала над рекой Воргол называется «Воронов камень».
Древняя легенда гласит: «..в лихие для русского государства времена отряд татар преследовал группу русичей во главе с отважным атаманом богатырем Вороном ( по другой версии конь богатыря был вороной масти). Русские воины, не желая попасть в плен, стать рабами, увлекали татар к незаметной с поля пропасти. Ворон и его богатыри на полном скаку птицей бросились с конями вниз со скалы, предпочитая смерть позорному плену. За ним сорвались в пропасть и погибли увлеченные погоней и не успевшие остановиться враги…».
С тех пор эта одинокая скала стала называться «Воронов камень».
Елецкий поэт Юрий Ширяев посвятил этой легенде свои стихи.
Старый лес видений полон:
На коне в кольчуге- Ворон-
Древних былей храбрый князь,
На восток глядит с обрыва,
-Шлем блестит, трепещет грива,-
И, неспешно помолясь,
Он коня бросает в пропасть.
За спиной погони топот
Раздосадовано смолк,
И татарин, словно волк,
Предводитель хищной стаи,
Смотрит хмуро в пропасть с краю…
Ах ты, Русь моя святая!
Век свободу обретая,
Сколько сыновей достойных
Ты оплакиваешь в войнах!..
С тех времен скалу над речкой,
Исполинской скорбной свечкой,
Льющей белый хладный…память?
Называют Ворон –камень…
Скала не очень высокая, около 10 метров, а до реки окло80, представляет собой крутой склон, усеянный камнями, лесом. Это можно увидеть и сегодня, побывав на знаменитых Воргольских скалах.
Они и сегодня стоят крепко, как молодые. Местные жители из поколения в поколение свято чтут эти места, относятся к ним с подобающим благоговением и бережностью, передавая местные легенды из уст в уста.
Заключение
Прошлое не уходит бесследно, его нельзя отменить. Его забвение - трагедия для последующих поколений. Оно ведет к духовному плебейству и обнищанию. А человек незнающий свои истоки - жалкое существо.
Хочу закончить словами ЭАнрио: « Мертвые живы, пока есть живые, чтобы о них вспоминать». Древняя Елецкая земля, ее окрестности, Воргольские скалы в своих недрах хранят не только сокровища Тамерлана и Воргольских князей, но и сокровища древнеславянской культуры, свидетельства минувшей судьбы нашего родного края, память наших предков…так давайте не будем об этом забывать!
Литература
История Российская. Татищев В.Н.кн.4, стр.370, СПБЭ,1784г.
Русская летопись по Никонову списку, ч.2, стр.93,СПБ,1768г.
Карамзин Н.М. История государства Российского. 12-томное издание.
. Авдусин Д.А. Происхождение древнерусских городов (по археологическим данным). Вопросы истории, 1980 г., N 12.
Анпилогов Г.Н. Новые документы о России конца XVI- начала XVII века. Издательство московского университета. 1967 г.
Бородин С. Звезды над Самаркандом. Книга 1. М., 1968.
Воропаев Р.Н., Полабугин В.К. Очерки истории Елецкой земли. Воронеж Центрально-Черноземное книжное издательство. 1985 г.
Елец. Центрально-Черноземное книжное издательство, 1978.
Елецкая быль. Краеведческий сборник. Выпуск.первый.Липецк.1994г.
Мироненко А. Современная летопись уездного города Ельца. Московские ведомости, N 88, 93, 1860 г.
Ридингер Н.А. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Елец, Издательство "Елецкие куранты", 1993.
Трубников А.Д., Ершов С.П., Силаев М.Ф. Елец. Липецкое книжное издательство, 1961 г.
Ширяев Ю.. Сборник стихотворений. Елец.2002г.
Цыбин М.В. Разведка по р. Быстрая Сосна/ Елец и его округа. Воронеж.1991г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИПЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
1723390135890
«Преданья старины глубокой…»
Областной этап Всероссийского конкурса литературных работ «Искусство слова»
Номинация: «Краеведение»
Панина Татьяна Владимировна
31.10.1962 г.р.
Липецкий Политехнический техникум
Липецк 2014г.
ПРИЛОЖЕНИЕ


Воргольские скалы, где предположительно спрятаны сокровища Тамерлана.

Часовня во имя Вознесения Господня, святителей Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского над могилой ельчан, погибших в битве с Тамерланом в 1395 г.


Воронов камень.