Социальный проект: Храня обычай древней старины…


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОЗЫБКОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
«Храня обычай древней старины…»
(социально значимый проект)
Авторы проекта:
Жоров Артем Николаевич, 15лет,1курс
Ефременко Вера Александровна, 16лет,1курс
Фральцова Дарья Олеговна,17лет,2курс
Богданов Павел Павлович, 16лет,1курс
Харчевников Иван Романович, 16лет,1курс
Погарская Екатерина Алексеевна, 15лет,1курс
Смирная Татьяна Сергеевна,15лет,1курс
Руководитель:
Преподаватель русского языка и литературы: Троянова Инна Александровна.
2014 - 2015учебный год
Раздел 1. Актуальность и важность данной проблемы
Родина – сколько звуков, радости и музыки в этом простом, казалось бы, слове, почти осязаемо раскрывающем панораму необъятного нашего Отечества. И видятся безбрежные поля, березки на юру крохотной, осыпанной снегами деревеньки, зазывные огоньки городов – древних, старинных, молодых и совсем еще юных. Наши предки оставили нам в наследство бесценный дар – родную землю, на которой живем, богатейший свой опыт, талант, искусное мастерство народных умельцев, душевную открытость и трудолюбие, столь свойственные нашему народу.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, страны, прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится к нашим родным местам – к замечательной Брянской земле.
Трудно найти верный ориентир в жизни, в наше сложное время, когда молодежь не знает культуры, традиционных особенностей своего края. Мы считаем, что это и является одной из причин утраты своих корней, а отсюда равнодушие и безнравственные поступки.
В нашем техникуме работает музей, на основе авторской программы преподавателя русского языка и литературы Трояновой И. А., «Брянщина моя – капелька России». Силами краеведческого объединения обучающихся была создана и функционирует комната боевой славы.
В начале нового, 2014-2015уч.г., родилась идея расширить деятельность и тематику экспозиций музея. В техникуме обучаются подростки с разных районов нашей области и с целью узнать, что интересует наших обучающихся, было решено провести анкетирование «Что я хочу узнать о родном крае?».
Проанализировав результаты анкетирования, мы выяснили, что наибольший интерес вызывает история, традиции, обычаи нашего родного края, города.
На заседании совета музея, в ходе обсуждения, при поддержке заместителя по воспитательной работе техникума, родилась идея создания комнаты, посвященной истории нашего города. Она и легла в основу нашего социального проекта.
При создании комнаты: «Храня обычай древней старины…», мы ставим следующие цели:
1.Сохранение исторической памяти и наследия; развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как:
а) любовь и уважение к родному городу, к родному краю;
б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений;
в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти.
2. Использование материала наследия и традиций в работе с трудными подростками, вовлечение их в активную деятельность музея.
3. Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот.
4. Воспитание у обучающихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.
Задачи проекта:
Образовательные:
освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
развитие коммуникативных навыков
приобретение навыков групповой работы.
Воспитательные:
привлечь внимание молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества;
формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в своей местности;
формирование у молодых людей навыков гражданского участия и взаимодействия с общественностью, в целях решения актуальных социальных проблем.
Основные направления деятельности, в ходе реализации проекта:
1. Поисковая деятельность.
2. Исследовательская деятельность обучающихся.
3. Экскурсионно – просветительская деятельность.
4. Оформительская деятельность.
Прогнозируемые результаты:
Ожидается развитие и укрепление у подростков чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Приобретенные знания обучающиеся могут применять на уроках литературы, истории, географии, деловой культуре.
Прямыми критериями оценки результатов служит успешная реализация целей проекта, активное участие в различных мероприятиях, победы на различных конкурсах.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге – воспитание сознательных патриотов своей страны.
Раздел 2. Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме
«Звездочка обдумывания»
Оформление стендов: «Так начинался город Новозыбков», «Символика г. Новозыбкова», «Памятники архитектуры».

Сбор и систематизация информации о культуре и быте народа и земли Новозыбковской в период 17-19вв.
Оформление тематических композиции по теме проекта.




«Храня обычай древней старины...»

1739265315595
Сбор экспонатов для оформления комнаты.
Оформление выставки: «Храним и приумножаем…»

Информационное сопровождение проекта. Экскурсионно – просветительская деятельность.

Принцип нашей работы: Хочется верить, что благодаря умелым рукам мастериц народные традиции не угаснут. Что-то увиденное, услышанное забудется, а что-то надолго останется в памяти и в душе, но главное мы понимаем: без прошлого нет настоящего, а без того и другого немыслимо будущее.
Девиз проекта: Помни, мира не узнаешь, не зная края своего.
Мы определили круг источников информации по проблеме и начали сбор необходимого материала и его анализ. На этом этапе наша инициативная группа разделилась.
1 группа - дизайнеры, оформители.
2 группа – поисковики.
3 группа – исследователи.
4 группа – специалисты по связям с общественностью, СМИ.
5 группа – сценаристы, фоторепортеры.
Руководитель проекта: Троянова Инна Александровна.
В каждой группе был назначен ответственный, к работе привлечены обучающиеся 1-2 курсов НПТ.
1 группа – Фральцова Даша.
2 группа – Богданов Павел, Смирная Татьяна.
3 группа – Харчевников Иван.
4 группа - Погарская Екатерина.
5 группа – Ефременко Вера, Жоров Артем.
Раздел 3. Программа действий
Мероприятия Методы, виды деятельности обучающихся, кураторов ФИО исполнителей Сроки проведения
I этап – подготовительный Разработка проекта Определение задач, объема работ, предполагаемого результата проекта Заседание инициативной группы, «Мозговой штурм», разработка «Звездочки обдумывания».
Троянова И. А., инициативная группа октябрь
Расширение представлений обучающихся о направлениях современного социума Круглый стол: «Секреты бабушкиного сундучка», помощь в исследовательской деятельности родителей и преподавателей. Совместная деятельность. Троянова И. А., кл. руководители, преподаватель истории ноябрь-декабрь
II этап - основной Оформление комнаты по теме проекта, стендов, сбор экспонатов. Практический опыт общения, работа в творческой мастерской Участники проекта, руководитель проекта январь-март
Сбор и обработка материалов для участия в областных, всероссийских конкурсах. Практическая исследовательская работа, создание презентаций, видеороликов. Систематизация накопленных ранее материалов. Участники проекта,
руководитель проекта ноябрь-март
Посещение городской библиотеки (отдел краеведение), краеведческого музея. Знакомство с историей г. Новозыбкова, работа в архивах, экскурсии, встреча с членами клуба «Зыбчане». Участники проекта, руководитель проекта декабрь-февраль
Участие в городском мероприятие: «Масленица», проведение бесед, виртуальных экскурсий в группах техникума. Практический опыт общения со сверстниками, организация массовых мероприятий, работа в творческой мастерской. Участники проекта, руководитель проекта март
Обобщение проделанной работы. Документальное оформление проекта. Анализ совместной деятельности. Круглый стол с приглашением администрации НПТ, отчетное мероприятие для обучающихся техникума. Фестиваль «Брянщина моя-капелька России». Участники проекта, руководитель проекта март-апрель
Раздел 4. Реализация плана действий команды
В период с октября по март 2014-2015 уч.г. была проведена большая работа по реализации нашего социального проекта.
оформители, дизайнеры под руководством Фральцовой Дарьи расписывали стены и главный стенд, посвященный истории г. Новозыбкова, в комнате, где реализуется наш проект. Составляли альбомы, дневники, оформляли экспозиции, витрины (Приложение).
поисковики организовывали работу по поиску и сбору предметов материальной и духовной культуры (предметы быта, одежда, рушники, монеты, печатные материалы). Работали с архивными документами, периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей по теме проекта (Приложение).
исследователи занимались написанием исследовательских работ в форме докладов и рефератов, участие в областных, всероссийских научно-практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах на уровне города, области. Консультации с работниками библиотеки, архивов, музеев (Приложение).
специалисты по связям с общественностью осуществляли информационную поддержку, посещали детскую художественную школу, с целью знакомства с видами декоративно-прикладного искусства), организовывали этнографические экскурсии по деревням Новозыбковского района, беседовали с настоятелем старообрядческой церкви в г. Новозыбкове. Встречались с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Итогом работы стала подборка материалов для участия в областных и всероссийских краеведческих конкурсах, олимпиадах, создание электронных продуктов (Ролик).
сценаристы, фоторепортеры провели большую работу по обобщению, систематизации, оформлению хода проекта, а также разработали сценарий итогового, отчетного мероприятия для обучающихся, преподавателей, администрации техникума, с приглашением работником городского краеведческого музея и городской библиотеки, общественных деятелей. Проведение экскурсионной работы .ПРИЛОЖЕНИЕ

Вот так все начиналось……..

Первые наброски……


Что-то вырисовывается…

Наш главный стенд и главный оформитель…

Кипит работа…

Всему свое место…

И как только с этим управлялись?

В ожидании чудес…

Три девицы и плетень…

Собранные экспонаты
Учимся работать с документами…


В гостях у потомственного гончара (с. Синий Колодец)

В Новозыбковском краеведческом музее

Широкая Масленица

Наши красавицы