Урок литературы Легенда о Жеке-батыре


Северо-Казахстанская область
КГУ «Средняя школа №4 города Тайынша»
Учитель начальных классов
Сидоренко Светлана Анатольевна
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Легенда о Жеке-батыре.
Цель: формирование понятия легенды как произведения устного народного творчества.
Ожидаемый результат: имеет понятие о легенде как произведении устного народного творчества; умеет анализировать прочитанное; делает собственные выводы по отношению к поступкам героя; учится сотрудничать, работая в группах.
Тип урока: получение новых знаний
Межпредметные связи: познание мира.
Ресурсы: ПК, интерактивная доска, слайдовая презентация, карточки с заданиями, шесть шляп, учебник.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: словесный, проблемный, частично-поисковый.
Технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо; технология деятельностного подхода.
Приемы: «авторский стул», установление соответствий, направленного чтения, прогнозирования, шесть шляп мышления, кластер, «Большой палец».Ход урока
Организационный момент
1. Эмоциональный настрой
Приветствие гостей.
Стратегия «Большой палец».
- С каким настроением вы начинаете урок? Покажите.
2. Повторение правил работы в группах. 2 слайд
3. Распределение обязанностей в группе.
Вызов
1. Речевая разминка. 3 слайд
Героям страх неведом
- Прочитайте пословицу с разной интонацией:
* медленно,
*с ударением на первом слове
*с ударением на втором слове
2. Проверка домашнего задания. Прием «Авторский стул».
- Что было задано на дом? (написать эссе или синквейн о героях)
Два ученика читают свои эссе, три ученика представляют синквейны.
3. Определение темы нового произведения.
Игра «Шифровальщики» (работа в группах) 4-5 слайды
- У каждой группы карточка с названием нового произведения. Расшифруйте его.
wrлywеysгеvwндilа wоv wgЖеgvкеvs-wgбаvzтырzvеw
Выступление спикера группы, которая первой выполнила задание.
4. Постановка задач урока.
- Какие задачи поставим на урок?
На доске опорные слова: 6 слайд
* познакомиться …
* узнать …
* определить …
Осмысление
1. Работа над понятием
Дети читают определение понятия «легенда» в учебнике.
- Что является основой такого произведения как легенда? (письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях)
- Как вы понимаете строчку: « Легенда - одна из разновидностей сказок…»?
2. Словарная работа (в группах) 7-8 слайды
- В произведении нам встретятся слова «кольчуга», «тетива». Какое они имеют значение, вы определите, установив соответствие.
Тетива́ — старинный металлический воинский
головной убор, защищавший от ударов.
это неэластичный шнур из растительных, животных или
синтетических волокон, служащий для сгибания
плеч лука. Она соединяет два конца древка и служит
для запуска стрелы. 
Кольчуга -  доспех, сплетённый из железных колец, металлическая
сеть для защиты от поражения холодным оружием.
Выступление спикера группы, которая первой выполнила задание.
3. Направленное чтение текста
Чтение текста учащимися по абзацам с остановками (прогнозирование материала)
Физминутка-активити
- Я называю предложение, если вы с ним согласны – хлопаете в ладоши, если не согласны – топаете ногами.
1. Жеке-батыр был огромный как гора.
2. У Жеке-батыра было много друзей.
3. Жеке-батыр защищал свой народ.
4. Огромные стрелы отскакивали от Жеке-батыра, как тростинки.
5. Сражение длилось один день.
6. Жеке-батыр проиграл сражение.
7. Жеке-батыр не дал врагам пробиться в степи Сарыарки.
8. Жеке-батыр превратился в гору.
9. Прочитанное произведение – это былина.
10. Жеке-батыр – это герой.
4. Проверка усвоения материала
- Почему произведение названо легендой? (есть герой, приемы как в сказке)
- Какие образные средства превратили текст в легенду?
- Найдите в тексте легенды сравнения.
- Найдите в тексте гиперболы.
- Ер-Таргын, Илья Муромец, Жеке-батыр - что объединяет этих героев?
- Как закончилась легенда? Прочтите эти строки.
- Где находиться гора, в которую превратился Жеке-батыр?
5. «Хочу знать больше»
Задание на опережение. Подготовленный ученик зачитывает исторические факты про гору. На слайде – фотография. 9 слайд

Легенда о Жеке батыре имеет фактическую историческую основу. В Боровом, самом красивом урочище Казахстана, есть гора «Жеке батыр». Она возвышается с северной стороны боровского массива, называют ее «Спящий рыцарь». Эта огромная гора и в самом деле похожа на лежащего воина, со всем его воинским снаряжением. При наблюдении с запада на восток вытянутый массив горы напоминает голову лежащего богатыря в шлеме.

6. Прием» Шесть шляп» (работа в группах) 10-11 слайды
1 группа. «Белая шляпа»: информационная (назвать героев, место, событие)
2 группа. «Жёлтая шляпа»: положительная (найти в тексте только положительное)
3 группа. «Чёрная шляпа»: отрицательная (только отрицательные стороны)
4 группа. «Красная шляпа» эмоциональная (выразить свои чувства, эмоции)
5 группа. «Зелёная шляпа»: творческая (придумать продолжение «если бы…»)
Учитель. «Синяя шляпа»: обобщающая (оценивание всех «шляп», выводы)
Выступление спикеров.
Рефлексия
«Кластер»
- Докажите, что это произведение является легендой. Для этого коллективно составим кластер, группируя только верные утверждения из предложенных.
(Каждая группа получает два утверждения – верное и неверное)
Легенда о Жеке-батыре
Легенда оЕр-Тагынеимеет стихотворную форму
является прозой
фольклорное произведение
авторское произведение
сатирическое произведение
историческое содержание
прославляет героя и его подвиги
высмеивает поступки героя
12 слайд
- Назовите три факта, которые вы узнали на уроке.
- Назовите два вопроса, которые у вас возникли?
- Назовите один факт, который вы можете применить в жизни.
Домашнее задание
Пересказать легенду.
Возможный уровень: написать эссе по легенде.
Самооценивание. Стратегия «большой палец»
- Ребята, спасибо вам за урок. Я довольна вашей работой на уроке. 15 слайд