Возможности ситуационного обучения в освоении драматических произведений на уроках литературы в старших классах

Возможности ситуационного обучения в освоении
драматических произведений на уроках литературы
в старших классах
Изменения и коррективы, которые происходят в системе образования, требуют переосмысления всех факторов, от которых зависит качество обучения. Современная концепция литературного образования создана на принципах личностно-ориентированного обучения, в рамках которой учащийся становится уже не объектом обучения, а его субъектом, что ведет за собой необходимость переосмысления целей и задач современного образовательного процесса. Изучение литературы призвано привлечь школьника к процессу субъективизации знаний, познания окружающего мира и самого себя в процессе обучения. Поэтому равноправный диалог, плюрализм взглядов всех участников учебного процесса должны стать приоритетными принципами развития читательской деятельности в школе, которые способствуют рождению в сознании учащегося своего «собственного текста», обогащенного личностным «Я». Решение этих образовательных и развивающих задач предполагает изменение и системы методических приемов освоения художественных текстов, предусмотренных программой, в том числе обращение к инновационным технологиям.
Одной из областей реализации инновационных тенденций является школьное изучение драмы.
Наметим основные пути и способы внедрения инновационных технологий в процесс освоения учащимися драматических произведений. Среди них прежде всего следует назвать ситуационное обучение как частную реализацию личностно ориентированного образования. Как отмечает М. А. Бондаренко, перспективность данного подхода к обучению связывается прежде всего с общей гуманистической направленностью современного образования, так как личностно ориентированный подход обеспечивает приоритет личности над всей образовательной деятельностью, способствуя раскрытию и развитию личностного потенциала, прежде всего духовных и нравственных возможностей обучающихся. Исследователь рассматривает метод ситуационного обучения (кейс-метод), который предполагает не просто овладение знанием, а его выработку с одновременным получением определенных навыков. Разрабатываемая для реализации в учебном процессе модель конкретной ситуации предполагает актуализацию того комплекса знаний, который необходимо применить для ее успешного разрешения. Это активизирует заинтересованность учащихся в накоплении соответствующих знаний, поскольку отражает их востребованность. Кроме того, в процессе разрешения предлагаемой ситуации выявляются различные точки зрения на нее, что отражает многоплановость проблемы, в свою очередь соответствующую многомерности действительности. Плюралистичность высказываемых мнений способствует выработке критического взгляда на собственные представления, на позицию других участников, формирует культуру взаимодействия, признания правоты, превосходства или паритетности предлагаемых решений, одновременно развивает умение отстаивать свою точку зрения.
В процессе осуществления такой формы обучения реализуется сразу несколько важнейших функций, в том числе коммуникативная, расширяющая ограниченные рамки личного опыта за счет усвоения исторически многообразного опыта человечества; креативная, позволяющая самостоятельно интерпретировать этот опыт, выработать собственные установки и ценностные реакции по отношению к тем типологическим жизненным ситуациям, которые нашли отражение в художественном произведении; стимулирующая, которая определяет побуждение к самосовершенствованию: переживание в процессе изучения отечественной литературы опыта жизненных ошибок и удач, отразившихся в художественных текстах и судьбах их создателей, способствует развитию нравственной самооценки и выработке потребности корректировать свое «Я». Кроме того, в процессе использования такой технологии создаются условия для проявления всех составляющих «самости» – самовыражения, самоутверждения, саморегуляции, самореализации.
При создании моделей конкретных ситуаций на основе прочитанного драматического текста (например, «Что бы Вы предприняли на месте Раневской – героини чеховского "Вишневого сада"?», «Как бы вы поступили на месте Катерины – героини Островского?» и т. п.) задействуются разнообразные, порой взаимоисключающие точки зрения на личность автора, на значимость его творений, на вопросы авторства, на оценку идейно-художественного своеобразия произведений, широко используются, помимо художественных текстов и критических статей, воспоминания современников, письма, автобиографии, дневники и пр., что вносит в урок необходимую проблемность, стимулирующую активную познавательную, мыслительную деятельность школьников. В разработке подобных проблемных ситуаций используется возможность воссоздать контекст собственной деятельности через такую форму взаимодействия, как диалог. Организовать диалог можно в самых разнообразных вариантах, в том числе в форме круглого стола, брифинга, пресс-конференции, интервью, рекламной кампании, мониторинга общественного мнения, ПР-проектов, прогноза, диагноза, аукциона идей, контент-анализа, публичной речи, теледебатов и др. При этом важнейшим руководящим принципом становится принцип деятельностного подхода, предусматривающий проектирование в учебном процессе таких ситуаций, в которых учащийся выступает субъектом деятельности в реальных жизненных обстоятельствах, описанных в отечественной литературе или связанных с жизнью и творческим путем создателей художественных произведений.
Можно отметить и перспективы в пока не ставшей еще совсем привычной групповой и парной видах работы (взаимный опрос, собеседование, рецензирование ответов друг друга, и, конечно же, выполнение разнообразных творческих заданий по тексту драматического произведения). Например, инсценирование диалога между заданными действующими лицами или развитие определенной сцены из пьесы, интервью с героем (в диалоге журналистом и т. п.) с целью объяснения им мотивов своих поступков, поведения.
Таким образом, применение инноваций в рамках обучения школьников интерпретации драмы – весьма перспективно. Личностно центрированный анализ ситуаций, описанных в драматическом тексте, позволяет глубже оценить идейную основу произведения, пропуская ее «через себя», пытаясь искать выход из них «параллельно» с героями. Возможность осмыслить идею драматурга с разных точек зрения его современников и не только, стать соавтором пьесы и ее режиссером способствует более полному раскрытию ее идейной глубины, усвоению учащимися системы ценностей, которую провозглашал художник слова, в сопоставлении с современной аксиологической парадигмой.

 Бондаренко, М. А. Применение метода анализа ситуаций (кейс-метода) в преподавании русской литературы / М. А. Бондаренко // Современные образовательные технологии в изучении и преподавании русской литературы : [электронный ресурс] : http://meropr.ropryal.ru/liter2008/img/tom12.pdf.










13PAGE 15


13PAGE 14415




К 15