Методическая разработка ситуационного классного часа


Ситуационный классный час
Тема: «Что такое счастье?»
Группа: __
Цели:
- развивать умение «входить в положение людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;
- познакомить учащихся с понятием «счастье»; помочь осмыслить каждому студенту в течение классного часа понятие «Счастье» применительно к самому себе;
- дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны;
- показать значимость проблемы счастья для всей последующей жизни;
- воспитывать чувство оптимизма, любви к жизни, уверенности в себе, творческие способности.
Форма проведения: практикум
Подготовительная работа:
- подготовить кабинет к классному часу.
- разделить группу 3э на микрогруппы.
- подготовить маркеры, цветную бумагу, ножницы.
- подготовить банку, горох, песок, камни.
- подготовить DVD,слайд-шоу к классному часу на тему «Счастье», компьютер, проектор.
- напечатать карточки с описанием разных ситуаций.
- клубок ниток или камень-талисман, лучи солнца.
Оборудование: DVD–проектор, карточки с описанием ситуаций, маркеры, листы формата А3,клубок ниток, эпиграф распечатать, компьютер, проектор, экран, банка, камни, песок, горох, солнечные лучи, солнце из бумаги .
Ход мероприятия:
Эпиграф: Поверь мне - счастье только там,
Где любят нас, где верят нам.
М.Ю.Лермонтов
1.Вступительное слово преподавателя.
На экране высвечивается слайд с высказыванием А.Линкольна о счастье: «Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми».
- Добрый день! Я рада приветствовать вас на классном часе.
Обратите внимание на высказывание А.Линкольна.
- Как вы считаете, что хотел сказать Линкольн этими словами?
(ответы студентов)
- Сегодня мы поговорим с вами о том, что такое счастье и о том, что нужно человеку, чтобы быть по-настоящему счастливым. Тема нашего классного часа «Что такое счастье?».
2. Основная часть мероприятия
Постановка проблемного вопроса:
- Что же такое счастье?
(ответы студентов)
Вот какое определение понятию «Счастье» дается в одном из словарей: Счастье - эмоциональное состояние (эмоция), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворенность условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения.
Психологи считают, что «счастье» - категория сугубо личная! Это зависит от внутреннего состояния человека. Можно просто съесть шоколадку и считать себя счастливым, испытать «счастье».
Читается стихотворение Э. Асадова о счастье:
Что такое счастье?
Одни говорят: Это страсти:
Карты, вино, увлеченье-Все острые ощущения.
Другие верят, что счастье-
В окладе большом и власти.
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье-
Это большое участье:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мненью четвертых, это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться!
Есть еще такое мнение,
Что счастье-это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!
- Как вы понимаете строки стихотворения, что счастье «бывает разного роста»?
(ответы, обсуждение).
- Оно действительно разного роста в зависимости от человека и его запросов. Зависит от того, какие цели он преследует, о чем мечтает.
-От чего вы можете ощутить себя счастливыми?
-Некоторые люди испытывают прилив «счастья» от занятия спортом, другие от посещения театров. Люди становятся счастливыми от общения с близкими, друзьями. Надо помнить, что гормоны «счастья» вызываются физической активностью и любовью. А не злобой и унынием. Счастье-это непрерывное творчество!
Лишь капля счастья в том,
Что есть работа у меня и в том,
Что вовсе не страшусь я завтрашнего дня.
Вторая капля в том, что есть жена, детишки, дом
И в том, что светлая луна повисла над прудом.
А третья капля в том,
Что есть заветная мечта.
И в том, что совесть у меня
Перед людьми чиста.
Далее классный час протекает в форме практикума (решения различных ситуаций).
-На ладошках, которые лежат у вас на партах, запишите то, что для вас является счастьем. Мы с вами делимся теплом своей души, дарим друг другу свой позитив и уверенность в счастье.
На партах лежат ладошки, и они делятся «теплом своим», своими представлениями о счастье с одногруппниками. Вешают на доске (на солнышке.)
2. Я - позиция. Причина.
Сейчас я приглашаю вас сесть в круг. Я буду передавать по кругу талисман. Каждый из вас постарается ответить на вопросы:
1.Счастье-это…
2.Считаете ли вы себя счастливым человеком? Если да или нет, то почему?
Спасибо за ваши ответы.
3. Я-позиция и общественно- значимая норма.
- Сейчас я вам зачитаю ситуации из жизни, а вы попробуете их проанализировать.
Ситуация 1.
Банка жизни
Студенты заполнили аудиторию и ждали начала лекции.
Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило (преподаватель проделывает то же самое):
- Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?
- Она пустая, - сказал кто-то.
- Совершенно верно, - подтвердил преподаватель. Затем достал из-под стола мешок и начал укладывать их в банку до тех пор. Пока они не заполнили ее до самого верха, - а теперь что вы можете сказать об этой банке?
- Теперь она полная!
- Теперь банка полная - начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком и стал засыпать его в банку. Спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
- А теперь банка полна! - сказал он.
- Сейчас я буду объяснять вам, что произошло.
Представьте,
банка – это ваша жизнь,
камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети (родители), наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение;
горох-это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.,
а песок-это все самое мелкое и незначительное в нашей жизни. Все те маленькие обиды, проблемы, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпала в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому, никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, которые будут закрывать вам глаза на самое важное в вашей жизни. У меня все. Лекция окончена, - сказал преподаватель.
- Сталкивались ли вы когда-нибудь с подобными ситуациями? Как вы относитесь к происходящему в данной истории?
Ситуация №2
В Ковчег (экопоселение в России, где люди живут в естественных условиях без использования благ цивилизации) приезжали чехи набраться опыта, т.к.хотели у себя создать такое же поселение. Их спросили: вот мы –один тот же народ - славяне. Скажите, чем мы отличаемся от вас?
«У вас есть маленький кедрик и маленький домик. Вы называете это поместьем. И вы - счастливы. У нас для счастья надо намного больше!»
- Как вы поняли эту ситуацию?
(ответы студентов)
3. Работа в группах
- Чем развитее цивилизация, тем больше условий, необходимых для счастья: получи образование - купи машину - модную безделушку - и тогда можешь быть счастливым. Постепенно люди начинают забывать, в чем настоящий смысл счастья.
- Для того, чтобы подвести итоги классного часа, предлагаю вам выполнить творческое задание: каждой группе в течение 5 минут необходимо определить «Слагаемые человеческого счастья»
- Но вы не просто так будете записывать ваши мысли, а оформите их в виде цветка, как в сказке «Цветик – семицветик» (на столах лежат маркеры, цветные листы бумаги, по окончании работы каждая группа выступает с результатами работы.)
Каждая группа высказывает свою точку зрения по каждому вопросу.
4. Подведение итогов классного часа

- Сегодня мы с вами рассмотрели одно непростое понятие- понятие счастья, с которым человек старается идти в ногу по жизни. Но не у всех это получается. Еще раз хочу пожелать, чтобы в вашей жизни счастье шло с вами в ногу, но для этого вы должны быть добрыми, честными. Трудолюбивыми людьми. И тогда счастье вас не подведет!
Вы все читали сказку А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц», то помните простые советы читателю от Маленького принца:
1.Цени хорошее и старайся его сделать еще лучше.
2.Умей отдавать людям душу и чувствовать себя в ответе за всех , кого любишь.
3.Если ты «приручишь» и отдашь взамен свое, то вокруг тебя никогда не будет пустоты. И тогда ты найдешь счастье, и не за тридевять земель, а у себя дома.
Итак, учитесь быть счастливыми!
5.Рефлексия.
- Попрошу вас передать этот «клубок счастья» соседу и сказать ему какое-нибудь пожелание. (ребята желают счастья, говорят важные слова и т.п.)
Преподаватель благодарит студентов за участие в классном часе.
-Спасибо!

Приложение 1
Ситуация 1.
Банка жизни
Студенты заполнили аудиторию и ждали начала лекции.
Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило.
-Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?
-Она пустая, - сказал кто-то.
- Совершенно верно, - подтвердил преподаватель. Затем достал из-под стола мешок и начал укладывать их в банку до тех пор. Пока они не заполнили ее до самого верха, - а теперь что вы можете сказать об этой банке?
- Теперь она полная!
- Теперь банка полная - начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком и стал засыпать его в банку. Спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
-А теперь банка полна! - сказал он.
- Сейчас я буду объяснять вам, что произошло. Представьте,
банка – это ваша жизнь,
камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети (родители), наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение;
горох-это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.,
а песок-это все самое мелкое и незначительное в нашей жизни. Все те маленькие обиды, проблемы, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Так вот, если бы я сначала засыпала в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому, никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, которые будут закрывать вам глаза на самое важное в вашей жизни. У меня все. Лекция окончена, - сказал преподаватель.
Ситуация №2
В Ковчег (экопоселение в России, где люди живут в естественных условиях без использования благ цивилизации) приезжали чехи набраться опыта, т.к. хотели у себя создать такое же поселение. Их спросили: вот мы – один тот же народ - славяне. Скажите, чем мы отличаемся от вас?
«У вас есть маленький кедрик и маленький домик. Вы называете это поместьем. И вы - счастливы. У нас для счастья надо намного больше!»