Презентация к уроку русского языка для 5-7 класса «Поэзия С.Есенина на уроках русского языка»


Стихи С.А.Есенина на уроке русского языка ЦЕЛИ УРОКА -- повторить определение понятия текст и его особенности;-- вспомнить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики С.Есенина; -- ввести учащихся в ясный и своеобразный мир поэзии Есенина; -- показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта. Запишите слова: Ноздреватый,, лизать, горбатый, подол, частокол-- Соответствуют ли данные слова представлению о красивом, нежном или говорят о чем-то прозаическом и обыденном? Снег, словно мед ноздреватый, Лег под прямой частокол. Лижет теленок горбатый Вечера красный подол. С.Есенин Запишите предложение для синтаксического разбора: Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь.-- Можно ли назвать это предложение текстом? Текст - это два или более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определенной последовательности. Текст может иметь заглавие. Я покинул родимый дом,Голубую оставил Русь.В три звезды березняк над прудомТеплит матери старой грусть.Золотою лягушкой лунаРаспласталась на тихой воде.Словно яблонный цвет, сединаУ отца пролилась в бороде. Константиново – Родина Сергея Есенина Запишем и проанализируем строки: Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной. Седины пасмурного дня Плывут всклокоченные мимо, И грусть вечерняя меня Волнует непреодолимо. Давайте вспомним: Повествование – текст, в котором повествуется (рассказывается) о чем-либо, излагается материал во временной последовательности ;Для описания характерно большое количество прилагательных и причастий, т.к. описывается какой-либо предмет, явление, человек;Рассуждение имеет определенную структуру: - тезис (утверждение);- аргументы (доказательства); - вывод. Олицетворение - это наделение неодушевленных предметов разнообразными чувствами, мыслями, поступками, речью живых существ. При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку. Ищем примеры в текстах: Задремали звезды золотые,Задрожало зеркало затона,Брезжит свет на заводи речныеИ румянит сетку небосклона.Улыбнулись сонные березки,Растрепали шелковые косы.Шелестят зеленые сережки,И горят серебряные росы.У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ, качаясь, шепчет шаловливо:«С добрым утром!» /…/ Зеленая прическа,Девическая грудь,О тонкая березка,Что загляделась в пруд?Что шепчет тебе ветер?О чем звенит песок?Иль хочешь в косы-ветвиТы лунный гребешок?Открой, открой мне тайнуТвоих древесных дум,Я полюбил печальныйТвой предосенний шум.(…) Метафора - перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства (по цвету, форме, объему, назначению и т.д.). Эпитеты - это яркие, красочные определения, выраженные именам прилагательными. А кроме своей обычной функции – определять предмет, называть его типичные признаки – в художественной литературе прилагательные получают дополнительное значение: “озарять предметы”, по меткому выражению критика Боткина. - Как могут связываться предложения в тексте? повторением одного и того же слова, заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимами и антонимами и др. Шаганэ ты моя, Шаганэ!  Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ. Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, что ли. Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи - Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле.  Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне... Шаганэ ты моя, Шаганэ. - Как связаны в тексте предложения? Сестре Шуре Ты запой мне ту песню, что преждеНапевала нам старая мать,Не жалея о сгибшей надежде,Я сумею тебе подпевать.Я ведь знаю, и мне знакомо,Потому и волнуй и тревожь,Будто я из родимого домаСлышу в голосе нежную дрожь.Ты мне пой, ну а я с такою,Вот с такою же песней, как ты,Лишь немного глаза прикрою,Вижу вновь дорогие черты.Ты мне пой, ведь моя отрада —Что вовек я любил не одинИ калитку осеннего сада,И опавшие листья с рябин. Ты мне пой, ну а я припомнюИ не буду забывчиво хмур:Так приятно и так легко мнеВидеть мать и тоскующих кур.Я навек за туманы и росыПолюбил у березки стан,И ее золотистые косы,И холщовый ее сарафан.Потому так и сердцу не жестко—Мне за песнею и за виномПоказалась ты той березкой,Что стоит под родимым окном. - Подумайте, как Есенин достигает напевности своего стихотворения? Записываем в тетради: Повтор - повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает тексту связность, подчеркивает важные мысли. Если повтор стоит в начале строки, то это называется анафорой. Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру на тему, взятую из стихотворения С.А.Есенина: "Мой край, задумчивый и нежный…".