Разработка урока по биологии по теме: Науки изучающие организм человека. Культура здоровья – основа полноценной жизни.


УРОК № 1-2
Тема урока: Науки об организме человека. Культура здоровья – основа полноценной жизни.
Ц е л и: познакомить учащихся с краткой историей развития знаний о строении и функциях организма, науками изучающими человека, изучить основные факторы, влияющие на здоровье, сформировать понятие и принципы бережного отношения к собственному здоровью. Формировать умения: самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; совершать мыслительные операции.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: портреты ученых.
ХОД УРОКА:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Прошу вспомнить учеников, какой предмет они изучали в 7 классе, как называется учебник 7 класса, какие вопросы изучались в прошлом учебном году, какие темы особенно запомнились и вызвали интерес.
Изучение нового материала
Человеку всегда было интересно узнать, как устроено и как функционирует его собственное тело. Истоки данных представлений уходят в доисторические времена. Наскальные рисунки эпохи палеолита – свидетельство тому, что первобытные охотники знали о положении жизненно важных органов (сердца, печени и т. д.).
Значительную роль в развитии анатомии сыграло ритуальное бальзамирование трупов в Древнем Египте. Особенно интересны «папирус Эберса», в котором изложены анатомические и медицинские знания древних египтян. Наибольшие успехи в изучении анатомии в древнем мире были достигнуты в античной Греции.
Среди первых известных истории науки ученых-анатомов следует назвать Алкмеона из Кротоны, который жил в первой половине V века до н. э. Он первым начал вскрывать трупы животных для изучения строения их тела.
С именами других известных ученых, внесших значительный вклад в развитие знаний о строении и функциях организма человека и науках которые изучают человека, вы познакомитесь, изучив текст учебника на с. 8-9.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
(читая параграф, учащиеся выписывают науки изучающие человека)
Анатомия – наука о формах и строении отдельных органов, систем органов, и организма человека в целом.
Физиология – наука о функциях отдельных органов, систем органов и организма в целом.
Цитология – наука о клетках организма
Гистология – наука о тканях (вспоминаем ткани животных)
Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов
Гигиена – наука, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний
Медицина – система научных знаний и практических мер, направленных на распознавание, лечение и предупреждение заболеваний.
Культура здоровья – основа полноценной жизни
- Как вы понимаете что такое «здоровье»?
Здоровье, большинство врачей, понимают как полное физическое, умственное и социальное благополучие. В узком смысле оно определяется как физическое и психическое состояние человека, которое дается ему через чувства и ощущения, а самочувствие – как субъективное отражение здоровья человека.
Существуют ряд факторов, влияющих на здоровье человека:
– социальные (доступность первичной медико-санитарной помощи, уровень иммунизации населения, степень обследования беременных квалифицированным персоналом, состояние питания детей, уровень детской смертности, средняя продолжительность предстоящей жизни, гигиеническая грамотность населения);
– внешняя среда, природно-климатические условия (загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных явлений);
– условия и образ жизни (рациональная организация жизнедеятельности: социальный образ жизни, адекватная двигательная активность, гипо- или гипердинамия, социальный образ жизни).
Сохранение и поддержание здоровья – обязанность каждого гражданина, ведь от здоровья каждого человека зависит здоровье нации в целом.
Различают следующие типы здоровья:
Физическое
Психическое
Репродуктивное
Социально-духовное
Самостоятельно охарактеризуйте каждое из них
Здоровье и культура поведения с. 11 учебника
Обобщение и систематизация изученного материала
Работа с электронным приложением – тренажёр
Подведение итогов
Д/З: § 1-2, с.8-11, подготовить небольшие сообщения об древних ученых занимающихся изучением человека