Концепция для участия в конкурсе Учитель года


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №68 г. Тюмени
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Национальные традиции народов мира, как приём формирования здоровьесбережения.
Выполнила Колдарова Анна Сергеевна,
учитель физической культуры.
Город Тюмень 2014.
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Василий Ключевский
Развитие интереса к занятиям по укреплению здоровья через мотивации на уроках физической культуры, в рамках школьной программы, как основополагающий аспект по формированию стойкого интереса здоровому образу жизни у детей - одна из актуальных проблем современности. Интерес человека - это не врождённые свойства личности, а результат её формирования, обусловленный социальным окружением, сферой и характером деятельности. В последнее время у ребят наблюдается падение интереса к урокам физической культуры и вообще к спорту. 80% всех выпускников школ имеют отклонения в состоянии здоровья, основная категория заболеваний верхних дыхательных путей и лишний вес, что говорит о малоподвижном образе жизни. Не соблюдение гигиенических норм помещения (проветривание, освещение), перераспределение нагрузки от физической к умственной, увлечение компьютерными играми, у современных детей наблюдается гиподинамия, нарушение осанки и зрения. Поэтому проблема сохранения здоровья и оптимизация физического развития детей в рамках образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества стоит особенно остро.
Говоря о системе работы по укреплению здоровья школьников, мотивации занятий, патриотического воспитания, педагогу важно суметь определить цель, задачи, принципы и основные направления в своей работе, которым необходимо неукоснительно следовать самим педагогам, а затем уже приобщать учащихся и родителей.
Цель моей педагогической деятельности – содействовать воспитанию всесторонне развитой и здоровой личности, организовать занятие с учащимися таким образом, чтобы оно позваляло каждму ребенку максимально эффективно использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения уровня физичекского развития.
С учетом цели были поставлены следующие задачи: 
1 .Организационные:
создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
создание основы для нормального роста и полноценного развития учащихся, путем разнообразной двигательной активности и закаливающих мероприятий;
организация сотрудничества педагогов, детей, родителей;
2.Методические:
использование в работе современных педагогических технологий, направленных на сохранение, укрепление физического, психического, нравственного здоровья учащихся;
использование руководств по здоровому образу жизни традиций народов мира, специальной литературы и консультаций специалистов;
3 .Воспитательные:
воспитание всесторонне и гармонично развитую личность;
ознакомление с историей традиций народов мира и применение их на уроках.
4.Оздоровительные:
коррекция физического развития;
улучшение психоэмоционального состояния учащихся.
5.Контроль:
мониторинг физического развития;
анализ выявленой динамики;
медицинский мониторинг;
Психолого-педагогический мониторинг.
Необходима организация оздоровительной деятельности в школе, поддержание интереса к занятиям физической культуры. Это сложная, но значимая задача для личности в образование. Воспитательный подход к решению этого вопроса состоит в том, чтобы обнажать в педагогическом процессе объективные возможности сторон личности, возбуждать и поддерживать состояние активной заинтересованности в формировании целенаправленного процесса через системы обучения и воспитания.
Что может сделать для решения этой проблемы учитель физической культуры? Как много сегодня должен знать и уметь школьный учитель физкультуры, чтобы быть нужным и полезным современным детям?
Учитель физкультуры – профессия особенная, значимая. Профессия учитель физической культуры таит в себе огромную кладовую широких знаний и умений. Я – учитель! А значит, обязанна быть интересной! В своей работе мне приходится быть организатором и руководителем, артистом и режиссёром. Учитель должен на хорошем уровне проводить уроки, обеспечивать подготовку и выступления школьных команд в различных соревнованиях (внутри школы и за её пределами).
Выбрав свою профессию, раз и навсегда я следую правилам отвечать за здоровье детей, их физическое, духовное, нравственное и социальное развитие. Быть другом и наставником. Зажигать «маяки знаний, умений и навыков» на их пути во взрослую жизнь.
На уроках физической культуры я стараюсь не только дать физические нагрузки, но и обеспечить непрерывный процесс воспитания, формирование сознательной личности, научить сохранять своё здоровье, воспитать ребёнка умеющего, преодолевать трудности. Реализуя на практике наработанные методы организации учебного процесса, я убеждаюсь в правильности выбранного пути, я вижу, что уже сейчас мне удалось в значительной мере поднять престиж уроков физической культуры в глазах детей и родителей, показать ученикам конкретные результаты их труда.
Для этого учитель должен постоянно быть в поиске новых идей, мыслей, а иногда и простых слов. Которые западут в душу ребёнка и будут вести вперёд, к вершине, преодолевая все преграды на его пути.
Важно применять средства наглядности, разной по своей сущности. Достижение учителя, одноклассников, спортсменов народов мира, нашей страны, а главное собственные успехи ребёнка, пусть незначительные, для него, но они главные на его пути к становлению ребёнка, как личности.
Идея моей педагогической деятельности основывается на том, что до сих пор в рамках развития физической культуры в условиях образовательных учреждений не достаточно полно применялись традиции народов мира. В данной работе определённо придаём ведущее значение созданию новых приёмов воспитания с учётом многообразных национальных достижений и традиций развития физических качеств. Это открывает новые дополнительные возможности и перспективы сохранения здоровья, привлечения культурного аспекта к занятиям физической культуры, формированию интереса и патриотизма у детей, самостоятельности в овладении новыми знаниями. Процесс получения и усвоения информации становится интересен воспитанникам, т. к. полностью увлекает их своим творческим процессом, делая активными участниками.
Ожидаемые результаты: личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты.
- овладение знаниями по основам организации и проведения занятий оздоровительной направленности.
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
- формирование правильной осанки, умение ее длительно сохранять при разнообразных видах движения и способов передвижений;
- принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время игровой деятельности;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности.
Метапредметные результаты.
- понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостности личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий.
Предметные результаты.
- знания истории традиций народов мира о положительном влиянии физических упражнений на становление и укрепления морально-физического и духовно-нравственного состояния нации;
- способность преодолевать трудности, выполнять задания по технической и физической подготовке в полном объёме;
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
- способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре народов мира;
- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики.
Основные принципы физического воспитания.
Ведущий немецкий специалист профессор Э. Бальц упорядочив, концепции физического воспитания, в Европе выделил четыре центральные и в меру различающиеся друг от друга концепции: 1) программа спортивных дисциплин; 2) способность к действию; 3) телесный опыт; 4) депедагогизация. Данные концепции не были приняты в нашей стране, т.к. автор призывает к ликвидации отметок, программ, требований и обязанностей.
Концепция российского физического воспитания занимает ведущее место и положение среди учёных (доктор педагогических наук В.И Ляха, кандидат педагогических наук Г.Б Мейксон, кандидат педагогических наук, профессор Л.Б. Кофман), экспертов и учителей физической культуры. В основе концепции физического воспитания - система физической культуры развития открытой, демократической, многообразной, гуманистической личности ученика с его индивидуальными особенностями. На её основании разработаны, экспериментально проверены и внедрены в самую широкую практику программы, написаны государственные учебники и учебно-методические пособия для учителей физической культуры. Программы основаны на идеи оптимального сочетания базового и вариативного содержания программного материала, имеют общий характер и доступно для применения во всех общеобразовательных школах.
Основываясь на трудах выше названных специалистов, моя педагогическая концепция направлена на адаптацию вариативной части программы к современным требованиям. В работе с детьми руководствуюсь принципом «Выполнение результатов и активное участие школьников в физкультурной деятельности. Эта деятельность приносит им радость творчества, радость преодоления, трудностей и достижения поставленных целей, укрепляет их здоровье, формирует культуру и навыки здорового образа жизни».
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентации в воспитании. Ведущей целью воспитания становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Для достижения гармонии в развитии ребёнка необходимо уделять внимание его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности.
На протяжении веков основным, из множества универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, обычаи, традиции, представляющие целостную картину восприятиямира в единстве мысли и чувств, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель опыта по развитию человечества в физическом и нравственном плане.
На уроках физической культуры я применяю следующие приёмы работы:
обобщение опыта развития физических качеств, спортивных и подвижных игр народов мира;
использование опыта игр, физических упражнений, танцевальных движений для совершенствования навыков физических упражнений
выбор отечественного исторического героя, рекордсмена для патриотического воспитания;
проектная деятельность
соревнования, спортивные мероприятия, праздники и фестивали.
Эти методы можно применять как на уроках, тренировках, так и на внеклассных спортивных мероприятия.Вместе с ребятами мы разработали несколько комплексов утренней гимнастики, используя восточное направление. Провели этнофестиваль «Дружба народов», обобщая рекорды, достижения физического воспитания той или иной страны. Ребята с удовольствием готовились и участвовали в данном мероприятии. Провели научно-исследовательскую работу по темам: «Биологический возраст школьников»; «Профилактика школьных заболеваний». На данный момент проводят исследование по темам: «Профилактика и лечение плоскостопия» (совместно с школьным медиком); «Быстрее, выше, сильнее» (в поддержку олимпийского движения в школе устанавливаются рекорды); «Если б, я мог летать…» ( совместно с учителями физической культуры, физики и биологи исследуется прыжок в длину с разбега).
У ребят появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянуться на перекладине, сколько раз отожмутся и тд. У них постоянно идёт соперничество между собой, классами. Они стали жить в соревновательном движении. На урока ребята приобретают организаторские навыки, проводят физкультминутки младшим классам. Внимательно и бережно относятся к своему здоровью.
У ребят формируются те качества, которые характеризуют их отношение к делу: целеустремлённость, увлечённость, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и обязательные специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержка и самообладание, упорство. На своих уроках стараюсь приучать учащихся в нужный момент принять определённое решение, настроиться эмоционально и практически решить поставленную задачу.
Работа с теоретическими заданиями это обязательный компонент воспитания и обучения. Ученики должны получить знания, которые им пригодятся в дальнейшей жизни, чтобы могли понять и объяснить тот или иной процесс, происходящий в организме, влияние упражнений на определённые группы мышц, правильно составить комплекс утренней гимнастики, самостоятельно провести занятие.
Прилагаемые усилия, моя работа, мои знания, умения и навыки дают положительный результат. У ребят изменилось мнение о личностных ценностях. Теперь на одно из первых мест они ставят здоровый образ жизни. А если это так, значит, я стою на правильном пути.
Заключение
Развитие физической культуры и спорта приносит обоснованный экономический эффект всему государству, позволяет воспитывать патриотично настроенную здоровую молодежь, способную в будущем сохранить ценности нации, решать государственные задачи защиты отечества и социально-экономического преобразования общества. В ежегодном послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент России В.В. Путин отметил, что новый подход к спорту в школе является одним из базовых параметров модернизации школы, результатом которой должна стать национальная образовательная стратегия «Наша новая школа». Что может сделать для решения этой проблемы учитель физической культуры?
Через урок и систему внеурочной деятельности содействовать:
формированию мотивации на сохранение здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни;
развитию двигательных способностей, обучению жизненно-важным двигательным умениям и навыкам;
приобретению необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
воспитанию потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья, нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И всё-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры.
Я очень люблю свою профессию за её неординарность, за то, что она не позволяет стоять на месте, заставляет думать, учиться, позволяет переживать и сопереживать. Дети, видя такое отношение к себе, становятся более открытыми и искренними. Они с удовольствием делятся своими достижениями и победами, но и своими трудностями и проблемами. Воспринимая учителя не просто как воспитателя, а больше как старшего товарища и наставника, способного помочь в решении сложных жизненных ситауций.
Путь педагога тернист и труден, но, когда я вижу настоящий прогресс в достижениях своих учеников, их успехи в классе, школе, испытываю гордость и понимаю, что не ошиблась в выборе профессии и своего жизненного пути.
И в заключении хочу процетировать слова Дзигара Канона (основоположника современного дзюдо), наиболее полно характеризующие философию взаимодействия педагога и воспитанника:Великая сила дана учителю – владеть сердцами своих учеников…
Литература
1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). – М.: ИЦ «Академия», 2002. – С. 393-398.
2. ВайнбаумЯ.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. – М.: «Академия», 2002
3. Дубских Т.М. Народно-сценический танец как особый вид социокультурной деятельности / Т.М. Дубских. – М.: Просвещение, С .175-186.
4. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. –444 с.
5. Иваницкая И.Н. Двигательная активность и здоровье детей. – М.: Медицина, 1987. – с. 27-29.
6. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. – М.: ФИС, 1984.
7. Лукьянова Е. Дыхание в хореографии. – М., 1979.
8. Лях В. И., Зданевич А. А., Физическая культура., 5-11. кл., Методическое пособие. Базовый уровень / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под общ. ред. В. И. Ляха. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
9. Макарова Г.А. Спортивная медицина. – М.: Советский спорт, 2002.
10. Матюгин И.Ю. Школа эйдетизма. Развитие памяти, образного мышления, воображения. – М., Изд-во Эйдос, 1997.
11. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976.
12. Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. –М.: Медицина, 1996.
13. Тарасова, Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб.пособие / Н.Б. Тарасова. – СПб.: ИГПУ, 1996.