Эссе для участия в конкурсе Учитель года


Эссе: «Моя педагогическая философия».
Учитель химии МБОУ СОШ № 141
с углубленным изучением математики
Рахманина И.А.
Каждый человек любит мечтать. Кто-то мечтает о богатстве, некоторые о славе, многие о счастье. Я с детских лет мечтала стать учителем. Меня с ранних лет окружали педагоги. Мой дедушка преподавал математику, мама работала учителем русского языка и литературы, старший брат преподает историю. Вопрос выбора профессии – передо мной никогда не стоял. Благодаря интересным высокопрофессиональным урокам моего школьного учителя химии определился и предмет, который увлек меня на всю педагогическую жизнь. Профессия учителя не терпит равнодушия. Только участие и доброта позволяет моим ученикам изучать с радостью такой сложный предмет, как химия. Для меня наивысшем счастьем является радость общения с детьми, улыбка на их лицах. Она ничего не стоит, но многое дает, она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Самое удивительное и прекрасное в моей профессии то, что я постоянно живу в мире детства. Этот мир каждый день готовит мне что-то новое необыкновенное.
Мои ученики непредсказуемые, интересные, забавные, умные, непохожие друг на друга. Я как современный учитель должна соответствовать им, а значит постоянно совершенствоваться, применяя на уроках новые современные методики. Ведь мир не стоит на месте, и современный школьник уже не такой, как десять лет назад, поэтому и я обязана идти в ногу со временем. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живёт до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Практика показывает, что учитель, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».
Так что же такое современный урок? Урок – это время познаний, споров, поиска истины, время трудностей и переживаний, побед и неудач, время жизни. Жизни порой веселой, а порой печальной, сложной и беззаботной. Школа – это мой мир. Для каждого она своя. Для кого-то шумный праздник, для кого-то тоскливое присутствие, для меня это место для сотрудничества. Школа должна быть миром откровений и открытий, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и самореализации.
Моя задача как учителя – в любом ученике увидеть хорошее, развить его, показать это хорошее всем. Помочь поверить в свои силы, для каждого найти нужные слова. Дети, чувствуя открытость и дружелюбие, сами идут на контакт. Поднятая рука на уроке - сигнал учителю: «Я знаю» или «Можно, я попробую…», и необходимо вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя. Школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. На уроке и только на уроке рождаются новые идеи по преподаванию предмета, берет начало педагогическое мастерство. Ведь не состоялся урок – не состоялся учитель. «Голой» методикой на уроке ничего не вытянешь. Нужна душа. А у нее своя методика. Оценка работы учителя учениками важнее любых авторитетных мнений. В процессе живого творческого общения и сотрудничества на уроке учитель разрешает как образовательные, развивающие, так и воспитательные задачи. Настоящий учитель поддержит творческую инициативу ребят, дополнив ее своей инициативой, доверием и интересом к ученику. Главное в уроке не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение уважать детей, верить в каждого из них, умение находить точки душевного соприкосновения. Трудности, неудачи, разочарование отступают, когда видишь блеск в глазах своих учеников. Ученики открыты для добра, чутко реагируют на ложь и несправедливость. И какое счастье, что я могу открыть для них целый мир через эксперимент, исследования и познавание нового в обычном. Каждый новый день – это новые открытия и достижения, и я должна превратить это в моменты радости и счастья.
Идти на работу с радостью, с работы с приятной усталостью – в этом я вижу высшее счастье и смысл жизни. Учитель, увлеченный своей профессией, осознает важность и нужность своей работы. Считаю себя счастливым человеком, так как занимаюсь любимым делом, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Все хорошее, доброе, светлое, что есть во мне, я дарю и просто отдаю им, своим ученикам. А взамен я получаю больше: их доверие, откровения, радость, маленькие тайны и хитрости, а самое главное любовь. Дети - самая большая ценность на земле, ради них мы живем. Любовь к детям, любовь к работе, любовь к жизни – вот три кита, на которых и строится моя жизнь.
Я горжусь тем, что многие мои ученики выбирают такую профессию, где нужны знания моего предмета: химический и нефтегазовый факультеты университета, медицинский институт, фармацевтический и т.д. И еще я горжусь тем, что моя старшая дочь выбрала профессию учителя и уже три года работает в школе. Наша династия педагогов продолжается!
Закончить свои размышления я хочу словами В.А. Сухомлинского: «Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины. Но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в педагогической деятельности.