Презентация к внеклассному мероприятию Язык мой- друг мой


Интеллектуальная игра «Язык мой - друг мой» Русский язык в умелых руках и в опытных устах-красив, певуч,выразителен, гибок,послушен,ловок и вместителен. А.И.Куприн Цель игры: углубить знания учащихся по русскому языку; обогатить словарный запас учащихся; развивать умение самостоятельно работать, искать ответы на вопросы; развивать творческие способности ребят; воспитать чувства коллективизма. Жеребьёвка ( Кто первый прочитает предложение, та команда и начинает).Когда ребята приехали к шефам, они увидели у входа плакат с приветствием.Догадайтесь, что было написано и вставьте недостающие буквы : .О..О .О.А.О.А.Ь I Тур «Буквы и звуки» 1.Прочитайте слово лен по звукам справа налево?2.Сколько звуков [о] в слове молокозавод ?3.Решите шараду и назовите слова С глухим траву она срезает, Со звонким — листья объедает I Тур «Буквы и звуки» На мне качаясь, птичка весела,И чувствует она себя прекрасно.Да , с [в] для птички очень я мила,Но с [с] я для неё порой опасна. Хоть и мала я, но взгляни:Весь мир в себе я отражаю.Но [к] на [ц] перемени -Я по болоту зашагаю. II Тур «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? 1) А / Я = О / ? 2) М / М’ = Р / ? 3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? 4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? 5) ТОПОР / РОПОТ = КОТ/ 6) НОС/СОН=ВОР/ 7) К / Г =Т /?8) Ф / В =С / ? III Тур Продолжить пословицу 1 Что посеешь, … 2 Без труда… 3 Кончил дело – … 4 Волков бояться – … 5 С кем поведешься – … 6. Как аукнется – … 7.За двумя зайцами погонишься–… 8.Тяжело в учении – … 9. Любишь кататься -… 10. Учение – свет, … IV Тур «СЛОВА-ЗМЕЙКИ». 1-ой команде - КОМ 2-ой команде - СОМ V Тур «СОБЕРИ СЛОВА». Соберите слова, которые спрятались в других словах. 1-ой команде. 1)Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, окончание – УЧЕНИКИ. 2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ V Тур «СОБЕРИ СЛОВА». 2-ой команде. 1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА. 2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс - СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ. VI Тур Отгадайте пословицы-загадки, где зашифрованы отрицательные качества людей 1. Ел да устал, спал да намаялся. 2. Язык без костей, что хочет, то и лопочет.3. В тихом омуте черти водятся. 4.Подал руку, да подставил ножку .5. Моё горе-стрела во мне, чужое горе-стрела во пне .6. Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится. VII Тур «Кто быстрее». 1)Кто прав ?(Какая команда верно ответит).Винни-Пух и Пятачок поспорили, какое окончание в слове МАРМЕЛАД.Винни-Пух утверждает, что –АД, а Пятачок считает, что окончания здесь вообще нет. Кто из них прав? 2)Узнай слово. 1.Звонкая согласная, парная глухой Т.3.Приставка, обозначающая приближение.4.Существительное – название части суток.5.Суффикс неопределённой формы глагола.6.Шестая буква алфавита VIII Тур Юный художник Нарисовать фразеологизм. Команда соперников должна узнать, какой это фразеологизм, и дать ему толкование. IX Тур «Блиц-опрос» 1.Часть речи, обозначающая предмет. 2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный». 3. Он бывает между корнем и окончанием в слове .4. Неопределённая форма глагола. 5. Изменение глагола по лицам и числам. 6. Часть слова без окончания. 7. Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? 8. Предложение с двумя грамматическими основами. 9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы 10. Сколько букв в русском алфавите? Как правильно сказать? • У рыб нет зуб.У рыбов нет зубов.У рыбей нет зубей.• Какую строчку не может прочитать ни один учёный?Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.• В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?• Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?Какую часть слова можно в земле найти? Каким членом предложения является обращение? Может ли в слове быть сто одинаковых букв? XI Тур Расставьте правильно ударение Алфавит, досуг, камбала, облегчить, сироты (1-ой команде).Статуя, красивее, каталог, мельком, углубить (2-ой команде X Тур «Ребусный» Е И Е Ч К И К Ж , ИСЬ