«ЖИВАЯ ПАМЯТЬ». ВСТРЕЧА, ПОСВЯЩЕННАЯ 15 ФЕВРАЛЯ – ДНЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ В АФГАНИСТАНЕ И ДРУГИХ «ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кабардино-Балкарский государственный университет
им. Х.М. Бербекова»
Отделение общеобразовательной подготовки
среднего профессионального образования


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
по теме: «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ».
ВСТРЕЧА, ПОСВЯЩЕННАЯ 15 ФЕВРАЛЯ – ДНЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ В АФГАНИСТАНЕ И ДРУГИХ «ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ»


Преподаватель: Биттирова Н.Х.









Цели:
формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству! Формирование опыта нравственного поведения личности;
эмоциональное стимулирование патриотических чувств учащихся через приобщение к воинским традициям;
развитие у учащихся умений аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: стенгазеты и плакаты, отобразившие события Афганской войны, стенд «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ, ПОГИБШИМ В АФГАНИСТАНЕ И ДРУГИХ «ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ», рефераты и доклады учащихся.
Чтец:
Что нам до жизни, коль служит расплатою Честь,
Та, что рубиться заставит и мертвые руки.
Что нам до смерти и мук, если есть.
Ради кого принимать даже смертные муки?
Тех, кто в жестоком бою не гадал, что почем,
Боги, бывает, хранят и своим ограждают мечом.
Кончится бой, и тогда только время найдешь
Каждому голосу жизни как чуду дивиться.
Тихо баюкает дерево дождь.
Звонко поет, окликая подругу, синица.
Вешнее солнце капель пробудило лучом...
Павших друзей помяни. И живи. И не плач ни о чем

1-й Ведущий: У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде и памяти
2-й Ведущий: Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поём.


Звучит песня «Свечи»
Читал молитву слабый голос в тишине
Под сводами и куполами храма
И сына воспитав, отдать войне
Так не хотела, не хотела мама
Так не хотела, не хотела мама
И вот теперь молитва в тишине
В огнях свечей лилась молитва в тишину,
Все кто любил и знал сегодня вместе
Он так же, как и ты играл в войну
И жил в подъездном и беспечном детстве
И в этом мире всем хватало места, и не делили на куски страну
Припев: Зажгите свечи
И пусть молчат колокола
Зажгите свечи
Остановите ход часов
Зажгите свечи
В день, когда в мире столько зла
Что даже бог закрыл от нас лицо
Зажгите свечи
Когда хоронит сына мать
Зажгите свечи
Когда за окнами война
Когда мы все сошли с ума
Но бог ещё не бросил нас
Зажгите свечи
Огни свечей горели звездами в слезах
И отпевал священник сына душу
И помнит мать, как в письмах он писал:
«Не бойся мама, и о войне не слушай
И писем больше слать не нужно,
Я через месяц приезжаю сам».
Припев тот же.
Идёт война несуществующих врагов
Горят церкви полумбием и свечи
Молитесь и быть может дураков
В стране безродной станет чуть поменьше,
Но, а пока покрыты сотни женщин
В знамёна черных траурных платков
Припев тот же.
1-й ведущий:15 февраля - особый день для тех, кто сегодня присутствует на нашей встрече. Это дата начала вывода советских войск из Афганистана.
2-й ведущий: Прошло уже почти 20 лет с окончания той войны. Но и сейчас вспыхивают пожары войн, где необходимо присутствие российского солдата. И для участников вооруженных конфликтов в Чечне этот день стал днем памяти.

ЧТЕЦ: Наши судьбы текут, как ручьи,
Как прибрежный песок.
Что - песчинка, что - капля?..
И все-таки в жизни не раз
Каждый делает выбор.
И выбор порою жесток.
Даже если судьба королевств
Не зависит от нас.
Если Зло и Добро
В откровенной схватились борьбе
И последним пророчествам
Сбыться мгновенье пришло,
Загляни в свою душу:
Что вправду милее тебе,
Что влечет тебя с большею силой -
Добро или Зло?
А потом присмотрись, кто силен и наденет венец,
А кого проклянут и навеки забудут, как звать.
И опять загляни к себе в душу: хорош ли конец?
И спроси себя снова: неужто охота встревать?
Что за радость - безвестно погибнуть в неравном бою?
Может, спрятать глаза, ведь уже никого не спасти?..
Мало толку в геройстве, которого не воспоют...
Время лечит - однажды и сам себя сможешь простить.
А еще, ты поверь, так бывает, нет хуже врагов,
Забывающих в битве жестокой про всякую честь,
Чем стоящие, тот и другой, за Добро и Любовь...
Где меж ними различье? С кем правда? Кого предпочесть?
...А потом победитель устало опустит свой меч:
Враг стоит на коленях, и мир не постигла беда...
И раздастся приказ: «Всем ослушникам головы с плеч».
С кем пребудет твой выбор, мой доблестный друг?
С кем тогда?..

1-й Ведущий: Об этих войнах ни на день не умолкает спор: участие в войнах и вооруженных конфликтах есть добро или зло для российских солдат и их страны? Не напрасны ли были эти жертвы? Закалила или, напротив, исковеркала души и судьбы солдат война
Ведущий делит зал на 4 сектора. Между секторами распределяются позиции, по которым будет вестись обсуждение:

Я не знаю, зачем и кому это нужно. – Ф-3
Нет, в этом не было смысла. – Ф-1
Да, это было необходимо. – Ф-2
Это воинский долг, и это не обсуждается. – М-4

Составы команд: Ф-3 – Хамова М., Гелястанова А., Багов А., Шакова М., Курдугова М.; Ф-1 – Хашхожева М., Хабилова М., Вармахова К., Небежева Ж., Пшихачева А.; Ф-2 – Мациев з., Кутараева С., Гуппова З., Швыркова А., Атласкирова С.; М-4 – Закураева М., Зекореева Р., Тенгизова М.. Гоникова И., Хуранова О.
2-й ведущий: Задача участников дискуссии: попытаться доказать именно ту точку зренья, которая определена данному сектору. В конце дискуссии желающим будет предоставлено слово для высказывания своего мнения, независимо от того, в каком секторе он находится. Вам, уважаемые гости предлагается высказывать свои суждения по ходу диспута.
ЧТЕЦ: Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожащей рукой.
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой.
Осторожные зрители молча кутались в шубы,
И какая-то женщина с искаженным лицом
Целовала покойника в посиневшие губы
И швырнула в священника обручальным кольцом.
Закидали их елками, замесили их грязью
И пошли по домам под шумок толковать,
Что пора положить бы конец безобразью,
Что и так уже скоро, мы начнем голодать.
И никто не додумался просто встать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги - это только ступени,
В бесконечные пропасти к недоступной весне.
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожащей рукой.
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой.

1-й Ведущий: На этот вопрос, зачем и кому это нужно, наверное, не может быть однозначного ответа. Прошу высказаться тех, кто представляет данную точку зрения... (После выступлений ведущий подводит итог сказанному.)
Песня «Обычный автобус».
Обычный автобус, в нём всё как обычно
В нём кто просто едет, а кто просто спит
И может быть также, на заднем сиденье
Обычный парнишка обычно сидит
Но вот остановка и поступью тяжкой
В автобус заходит старик-ветеран
Пождав и увидев, что парень не встанет
Старик подождал и пошёл на таран
Ты что же невежа, подняться не хочешь
Ведь я ж за тебя гад 5 лет воевал
5 лет за тебя под пули бросался
Чуть жизнь за тебя подлеца не отдал
И все замолчали и все оглянулись
Парнишка, нахмурившись, медленно встал
И тихо сказал он в глаза ветерану
«Отец я ведь также как ты воевал»
А парень хромая, пошёл по салону
С тех пор я его больше не встречал
А старый солдат опустился на кресло
Схватился за грудь и вдруг зарыдал.

2-й Ведущий: «Нет, в этом не было смысла» - предлагаем обсудить и эту точку зрения. Как нельзя лучше, позицию этого сектора выражают следующие строки:

Что теперь с нами стало, как Россия устала.
И какая еще ждет Россию война?
Мне не хочется крови и не надо нам славы,
Нас так мало осталось, а Россия одна...
(Идет обсуждение).

1-й Ведущий: А теперь предлагаем к обсуждению следующую точку зрения: «Да, это было необходимо».

Звучит песня в исполнении кадет «За того пария»
(муз. М. Фрадкина, сл. Р. Рождественского).
Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю, -
Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной, помню.
Бьют дождинки по щекам впалым:
Для вселенной двадцать лет - мало.
Даже не был я знаком с парнем,
Обещавшим: «Я вернусь, мама».
Припев: А степная трава пахнет горечью,
Молодые ветра зелены.
Просыпаемся мы - и грохочет над полночью
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.
Обещает быть весна долгой,
Ждет отборного зерна пашня.
И живу я на земле доброй
За себя и за того парня.
Я от тяжести такой горблюсь,
Но иначе жить нельзя, если
Все зовет меня его голос,
Все звучит во мне его песня.
Припев: А степная трава пахнет горечью,
Молодые ветра зелены.
Просыпаемся мы - и грохочет над полночью
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.

1-й ведущий -- Война - явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, я месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни,! свое Отечество.
2-й ведущий -- В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов,! своими делами служить ее интересам - чувство великое и необходимое, чувство долга. Неслучайно и наш разговор логически подошел к точке зрения, что участие российских солдат! в войнах и вооруженных конфликтах - это воинский долг и это не обсуждается. Слово сектору «Это воинский долг, и не обсуждается».

После обсуждения звучит баллад «О двадцатилетних».
1. Посвящается двадцатилетним.
Прожившим так мало
Прожившим так много.
Я, словно в пропасть, в утренний туман
Ныряю, не задерживаясь долго.
Горит Чечня, горит Афганистан,
Как в 43 том горела Волга.
И улетают секунды в прошлое,
Им обратной дороги нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет.
2. Захватили житейские хлопоты,
Мы идем навстречу ветрам.
Нам порой не хватает опыта,
Не хватает нежности нам.
Не хватает написанной песни,
Не хватает непрожитых дней.
И еще никому неизвестно,
С чем я встречусь в жизни своей.
Может быть, через год, через месяц,
Через день, через час, через миг
Мне придется судьбу свою встретить,
Оценить, что узнал, что достиг.
Разграничить: что было и стало,
Разделить темноту и свет,
Что с того, что мы прожили мало,
Что с того, что нам двадцать лет.
3. Мы с рождением не опоздали,
И на нас хватает сейчас
И дорог безопасных едва ли,
И боев хватает на нас.
Тишина. Перебор гитарный...
А не за эту ли тишину
Погибают российские парни,
Не по песням узнав про войну.
Да возможно ль такое, возможно ли?
Да. Возможно. Сомнений нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет.
4. Мы порою грубы, простите.
В сердце каждого свой тайник.
Но спросите у нас, вы спросите,
Что мы думаем в этот миг.
В миг, когда еще выжить пытаемся,
Замерзая в кровавом снегу,
И с последней гранатой взрываемся,
Чтоб живым не достаться врагу.
И сияет в глазах поблеклых
Отголоском счастливых снов
Небо синее, словно в окнах
Деревенских российских домов.
5. И поверьте словам, вы поверьте
Нашим мыслям в последнем бою.
Говорят, что в миг до смерти
Вспоминаешь всю жизнь свою.
Руки матери, запах хлеба,
Скрип калитки в ночной тишине,
Голубое российское небо
В небольшом деревенском окне.
Голубые снега России,
Разве есть что-нибудь родней,
Разве есть что-нибудь красивей,
Разве есть что-нибудь милей?

1-й Ведущий: Несмотря на переоценку военных событий, подвиг советских российских солдат остается достойным. Ведь подвиг воина это подвиг веры, долга, присяги.
2-й Ведущий: Пройдут годы. Многое со временем, возможно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об «афганцах» и «чеченцах» и упреки, так больно ранящие их. Эти войны останутся в народе трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывающие о силе духа и мужестве солдат.
1-й Ведущий: Жизнь, как спираль, уходящая вверх. Крепче ступай по земле солдат, путь еще неблизкий. Крепче ступай, потому что врагам твоим хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их еще немало будет на твоем пути тех испытаний, и учиться преодолевать их.
2-й Ведущий: Шаг за шагом, и бегут назад километры. Сколько пройдено этих километров, солдат не считает. Сколько надо, столько пройдет.

Заключительное слово преподавателя и подведение итогов вечера.

15