Урок по предмету Самопознание на тему: Созвучие с окружающим миром.


Поурочный план по предмету "Самопознание".
Школа: КГУ " ОСШ № 8 им. В. Комарова" Дата: ______________2016 год.
Педагог: Мусаева Э. А.
Класс: 7 класс Кол-во учащихся: 25
Тема: Созвучие с окружающим миром
Ценность: ненасилие;
Качества: ответственное поведение в окружающей среде , чувство сопричастности, гармония, толерантность
 
Цель: содействовать расширению ценностного мировосприятия учащихся, осознанию ими взаимосвязи человека с окружающим миром.
Задачи: 
раскрытие значения ценностного отношения человека к окружающему миру;
развитие ценностной мировоззренческой позиции
воспитание ценностного, толерантного отношения к окружающему миру.  
Ресурсы:
Музыка для души, презентация рисунков, фонограмма песни "Красной шапочки",
Ход урока.
1. Орг.момент.
2. «Круг радости» 
2.1. Позитивный настрой «Прогулка по лесу»
Звучит музыка " Музыка души".
Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза, дышите глубоко. С каждым вдохом старайтесь больше расслабиться и успокоиться. Сегодня мы отправляемся на прогулку в лес. Представьте, как вы идёте к двери класса, открываете её, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете лёгкое дуновение ветерка на волосах и мягкие лучи солнца на вашем лице. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минутку и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и внимательно посмотрите, какой он хрупкий и тоненький. Вдохните его аромат. Идите дальше и замечайте всё, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, пение птиц и жужжание насекомых. Углубляясь в лес, посмотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнём несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нём. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза и глубоко вдохните, обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (можно сделать паузу на 1 – 2 минуты). Нам легко и спокойно. Мы ощущаем счастье. Как удивительна природа! И мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на своё место. Сохраните в себе это чувство глубины, покоя и удовлетворённости. Откройте глаза и улыбнитесь!
1. какое у вас ощущение после прогулки?
2. что вы себе представляли, когда закрывали глаза?
3. Проверка Д/з текст "Как мы связаны со вселенной".
Вопросы для обсуждения:
1).Как человек связан со Вселенной?
2). Как можно изменить окружающий нас мир?
3). Что необходимо совершенствовать в себе, чтобы улучшать свою жизнь и мир вокруг?
4. Позитивное высказывание. ( Цитата урока).
Много в природе дивных сил, но сильней человека - нет. Софокл
Вопросы для обсуждения:
1. Почему сильнее человека нет в природе?
2. можно ли сказать что человек дивная сила?
3. Всегда ли человек приносит пользу природе?
Родился 495 г. до н. э.[источник не указан 1927 дней], в афинском предместье Колон. Место своего рождения, издавна прославленное святынями и алтарями Посейдона, Афины,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B4%D1%8B" \o "Евмениды" Евменид, Деметры, Прометея, поэт воспел в трагедии «Эдип в Колоне». Происходил из обеспеченной семьи Софилла, получил хорошее образование.
После саламинской битвы (480 г. до н. э.) участвовал в народном празднике как руководитель хора. Дважды был избран на должность военачальника и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Афиняне выбрали Софокла в военачальники в 440 г. до н. э. во время Самосской войны под впечатлением его трагедии «Антигона», постановка которой на сцену относится, таким образом, к 441 г. до н. э.Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра. Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 г. до н. э., доставила ему победу над Эсхилом и открыла собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. КритикАристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии.
Софокл отличался веселым, общительным характером, не чуждался радостей жизни, как видно из слов некоего  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D1%84%D0%B0%D0%BB" \o "Кефал" Кефала в  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD" \o "Платон" Платоновом«Государстве» (I, 3). Был близко знаком с историком Геродотом. Умер Софокл на 90-м году жизни, в 405 г. до н. э. в городе Афины. Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя.
5. Рассказывание истории, притчи.
- Что значит «БЫТЬ В ГАРМОНИИ С СОБОЙ И С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»?
1. Если я хочу быть в гармонии с собой и  окружающим миром — значит я считаю, что сейчас такой гармонии нет2. Если сейчас такой гармонии нет, то это значит- что новый Я — тот, каким я хочу быть, не соответствует мне — теперешнему,- или иначе: я — теперешний не соответствую тому миру, к которому я хочу принадлежать.
Гармония с собой и с окружающим миром — это зона комфорта, это комфортное состояние- когда все устраивает,- когда нет сложностей,- когда нет неисполнимых желаний,- когда мои желания соответствуют, гармонируют с окружающим миром,- когда мои желания не противоречат моему ближнему и дальнему окружению,- когда мои желания не требуют от меня каких-либо значительных усилий.То есть, я нахожусь в гармонии с собой, когда я какой, какой я есть и меня это устраивает  — изменения мне не нужны. Изменения пугают, напрягают и выводят из равновесия.
Если я хочу измениться и стать другим, заняться другим, непривычным новым видом деятельности- я выхожу из зоны комфорта,- я выхожу из зоны гармонии — становлюсь негармоничным и с собой и с окружающим миром, который привык ко мне — прежнему и который стремится меня вернуть в прежнее «гармоничное» состояние. — картинка со свиньями
С каким собой я хочу быть в гармонии- с собой — прежним?- или с собой — будущим? С тем, каким я хочу стать?
С каким миром я хочу быть в гармонии- с тем новым, о котором я мечтаю и в котором хочу жить?- или с прежним? В котором тепло и комфортно? В котором все знакомо и привычно?
Если я хочу быть в гармонии с собой прежним и с прежним миром, с прежней жизнью — это проще:- ничего не надо менять,- не надо предпринимать никаких усилий- не надо учиться новому,- не надо ошибаться и набивать шишки,- не надо изменяться и изменять свой мир.Нужно просто быть собой — собой прежним в своем прежнем мире.
Если я хочу стать другим, жить в новом мире, жить новой более желанной жизнью — для этой гармонии нужно выйти из первичной зоны комфорта, разрушить прежнюю гармонию. Стать другим в своем новом мире и уже здесь создавать свою новую гармонию со своим новым миром и с уже новым собой.
Все это подразумевает дополнительные новые усилия, получение новых знаний, приобретение новых навыков и новых умений.
Если делать только то, что делал всегда — будешь иметь только то, что имел всегда.И ничего больше…
   6. Подарок от учителя.
1) Презентация рисонков об окружающей среде
2) Творческая деятельность
Вообразить диалог между деревом и птицей, морем и рыбой, речкой и лягушкой. (Разговор персонажей должен отразить тревогу за сохранность живой природы, ее обитателей) 
- Что вы почувствовали в роли того или иного героя?
- На какие размышления натолкнула сыгранная вами роль?
- Объясните, что нужно делать, чтобы всем обитателям природы жилось хорошо?
Нарисовать плакаты «Береги природу!»
- Объясните, почему так важно ежедневно следовать добру, совершать добрые поступки?
- В чём проявляется ваша любовь к природе?
- От чего идет ваша любовь? ( от сердца, от душ
7. Групповое пение.
Групповое пение «Красной шапочки »
Если б только-только-только
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Всё живое берегли,
То возможно можно- можно,
То наверно- верно-верно,
 Книги Красной точно- точно
 Никогда б не завели!
 Припев:
А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины!
 А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
 А-а, и зелёный попугай!
А-а, и зелёный попугай!
И пускай у этой речки,
И пускай в зелёной роще,
 И пускай в лесу тенистом
 Слышен гомон птичьих стай,
 И запомни-помни-помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!
8. Домашнее задание.
1)Прочитать текст по С. Соловейчику "Труд души".
2)Напишите  обращение эссе к человечеству.( Подумайте, с какими словами вы бы обратились  к людям, чтобы сохранить Землю!) 9. Заключительная минутка урока.
Сядьте удобно. Закройте глаза и подумайте о чем то очень хорошем и приятном. О том, что приносит вам радость и счастье.
Список используемой литературы:
Самопознание - методическое пособие для учителей 7 класс "Бөбек" Алматы 2010 - 183 - 196 стрСамопознание - 7 класс "Бөбек" Алматы 2010
http://infourok.ru
http://familyschool.com.ua/o-garmonii-s-soboj-i-s-okruzhayushhim-mirom/
Проверено: _________________ зам.директора по УР Ксандопуло М. И.