Презентация Инновационные методы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста


Инновационные методы работы по познавательно-речевому развитию подготовила: воспитатель Джалильского детского сад №6 «Теремок» Сармановского района РТАлиакберова О.А. Актуальность Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому я в своей работе особое внимание уделяю развитию речи своих воспитанников.На мой взгляд, развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.Я считаю, чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов. Инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, ТРИЗ-технологии,метод проектирования,метод моделирования, ИКТ-технологии, технология мнемотаблиц, педагогическая арт-терапия;синквейн. Исходя из этого, для формирования и активизации познавательно-речевого развития, наряду с традиционными методами и приемами, используются следующие инновационные методы: “Здоровьесберегающая технология”  это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Задача - сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки  по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.     Виды здоровьесберегающих технологий В настоящее время в  дошкольных учреждениях чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии:технологии сохранения и стимулирования здоровья;технологии обучения здоровому образу жизни;коррекционные технологии. Средства здоровьесберегающих технологий Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:средства двигательной направленности;оздоровительные силы природы;гигиенические факторы. Для  реализации здоровьесберегающих технологий в детском саду созданы следующие условия: спортивные площадки, оборудован тренажерный уголок и спортивный зал, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием; в каждой возрастной группе оборудованы уголки двигательной активности, которые должны быть оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием;для каждой возрастной группы составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста;в каждый вид деятельности включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей;осуществляется профилактика простудных заболеваний.  Технология ТРИЗ Системность мышления Развитие творческого потенциала Т -теория Р - решенияИ – изобразительных З - задач Познавательное развитие:расширение кругозора:формулировать и разрешать противоречия;уметь классифицировать, обобщать, делать выводы;систематизировать знания по математике, экологическому воспитания, социальной действительности. Речевое развитие:Формирование и активизация словаря;Развитие связной речи;Активизация общения, развития диалогической речи;Развитие умения задавать вопросы;Словотворчество и сочинительство;Подготовка к обучению грамоте. Творческое развитие:Умение находить нестандартные решения;Находить выходы их противоречивых ситуаций;Не боятся давать ответы, строить предложения, отстаивать свою точку зрения;Уметь сужать поле деятельности для решения поставленных задач;Проявлять творчество в различных видах деятельности. ЗАДАЧИ Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого направления  Приемы работы над развитием творческой личности Технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для решения творческих задач Благоприятная атмосфера, доброжелательность со стороны педагога, отсутствие критики в адрес ребенка;Стимулирующая развивающая среда;Поощрение оригинальных идей и высказываний ребенка;Разноплановая практическая деятельность;Использование личного примера, творческого подхода воспитателя к решению проблемы;Свободно и активно задавать вопросы.  Основная идея ТРИЗ Метод проектирования - в основе метода - активная познавательная и  речевая деятельность ребенка;- исходный пункт познавательно речевая деятельность ребёнка внутри проекта – детские интересы;- содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные  виды деятельности детей Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проект – это «пять П»: краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня), среднесрочными;длительными (от 1 недели до 3 месяцев). Проблема,Проектирование (планирование),Поиск информации,Продукт,Презентация (защита). По продолжительности проекты могут быть: Метод моделирования Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.Основные средства, которыми овладевает дошкольник, – сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы). Последовательности действий с моделями: - замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);- использование готовых моделей (начиная со средней группы);- построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (со старшей группы).Работа педагога направлена на овладение детьми следующими видами модельных представлений:- конкретными (отображающие структуру данного объекта);- обобщёнными (обобщающими структуру класса объектов);- условно – символическими (передающими не наглядные отношения).  Модель вводится в обиход дошкольников при условии сформированности представлений о свойствах и признаках объекта; Модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка; Модель должна быть доступна детям в повседневной жизни; Модель должна быть лаконичной, и характеризовать только основные качества предмета или явления; Одновременно можно использовать модели только одного вида. Приемы моделирования  ИКТ-технологии Это обобщенное понятие, описывающие различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Слайд-шоу или презентации 3-D рисунки и модели Интерактивные рисунки Обучающие игры и развивающие программы Интерактивные модели Программы, тренажеры, тестовые программы Анимированный сюжеты Короткие анимации Видеофрагменты Цветные картинки Направления в информационных компьютерных технологиях Технология мнемотаблиц Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Педагогическая арт-терапия Арт-терапии является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д.  Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Значение арт-терапии возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Основными задачами, которые мы ставим перед собой, работая с детьми, являются:Развивать познавательно-речевую активность, через использование средств арт-терапии.Использовать ресурсы сказкотерапии для развития для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.Стимулировать креативность, оригинальность мышления.Развивать уверенность в себе.Гармонизировать эмоциональное состояние.Способствовать развитию детского коллектива. Виды арт-терапии для дошкольников: ИзотерапияЦветотерапияПесочная терапияФототерапияИгротерапияМузыкотерапияВокалотерапияСказкотерапияТанцевально-двигательная терапия Синквейн Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.Правила составления синквейнаПервая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Заключение Таким образом, познавательно - речевое развитие у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий приведет к положительной динамике показателей. Применение инновационных педагогических технологий способствует: -повышению качества образования; -повышению квалификации воспитателей; -применению педагогического опыта и его систематизации; -использованию компьютерных технологий воспитанниками; -сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Спасибо за внимание !!!