Статья на тему: Проектная деятельность в учебно воспитательном процессе


  О.В.Чапига, учитель начальных классов МКОУ Атагайская СОШ
Проектная деятельность в учебно–воспитательном процессе в начальной школе.
  «Единственный путь ведущий к знаниям – это деятельность» английский писатель Бернард Шоу
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
-        формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
-        развивали бы в первую очередь универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
-        были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
-        реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Наша память устроена таким образом, что мы запоминаем информацию
10% - когда читаем, 20% - когда слышим,30 % - когда видим,70% - когда обсуждаем,90 % - когда делаем сами.
Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении все более востребованы такие методы, которые формируют компетенции, то есть умения, непосредственно связанные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. "Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить", - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Этот метод подразумевает
- активную включенность ребенка в процесс получения знаний,
- использование имеющихся знаний, умений и навыков,
- освоение новых знаний, необходимых для решения конкретной проблемы Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.
По мнению многих отечественных психологов и педагогов ( В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.
 
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение)
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.
 
Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
развитие аналитико-синтетических действий;
сформированность алгоритма сравнительного анализа;
умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
возможность выделять общий способ действий;
перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
 
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
 
К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.Реализация ФГОС НОО предусматривает включение метода проектов в программу для начального общего образования.Темы проектов, предусмотренные программой: 1 класс
«Математика вокруг нас». Числа в загадках, пословицах и поговорках.
«Живая Азбука».
«Весёлые скороговорки».
«Сказочная страничка».
«Мой класс, моя школа».
«Мои домашние питомцы».
2 класс
«Математика вокруг нас». Геометрические узоры на посуде.
«Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок имеющих форму квадрата.
«Письмо Деду Морозу».
«Рифма».
«Мир профессий».
«Моя родословная».
«Города России».
3 класс
«Математические сказки».
«Задачи-расчёты».
«Волшебные сказки»
«Рассказ о слове».
«Семья слов». Словарь однокоренных слов.
«Тайна имени».
«Зимняя страничка».
«Имена прилагательные в загадках».
«Богатства, отданные людям».
«Школа кулинаров».
«Разнообразие природы нашего края».
4 класс
«Наш посёлок в числах». Создание математического справочника.
«Математика вокруг нас». Сборник математических задач .«Говори правильно». Памятки закладки.
«Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке».
«Кто нас защищает».
«Музеё путешествий» Проектная деятельность, занимает особое место при формировании УУД, которые в концепции Федеральных государственных стандартов второго поколения определены как основной результат обучения. Проектная деятельность формирует практически все действия.
Поэтому при организации внеурочной деятельности был выбран факультативный курс «Юный исследователь», где мы с детьми занимаемся проектной деятельностью. Начиная с первого класса мы создаём коллективные и индивидуальные проекты и учимся их презентовать. Индивидуальные проекты: «Что мы знаем о пчеле?»-1 класс Яхонтова Юлия; «Праздник Масленница»- 2 класс Савостьянова Ксения; «Школьный дневник»-3 класс, Яхонтова Юлия.Проекты были представлены на научно-практической конференции в МКОУ Атагайская СОШ Коллективные проекты: «Рифма», «Осенняя мастерская», «Семья слов», «Ёлочка зеленая» и другие Проект «Волшебные сказки» по литературному
Название проекта: «Волшебные сказки».
Мастерская творческого письма «Подари сказку малышам».
Руководитель проекта: Чапига О.В.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: литературное чтение.
Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: русский язык, рисование.
Состав учащихся: 3 класс.
Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.
Цели проекта:
Подготовить и написать творческую работу «Волшебные сказки».
Способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к народному и авторскому творчеству.
Задачи проекта:
Развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал.
Развивать речь через использование выразительных средств языка.
Развивать интерес к историческому и языковому прошлому России, авторской сказке.
Вопросы проекта:
Почему нельзя прожить без сказок?
Особенности русских народных и авторских сказок.
Основные этапы сказок.
Использование выразительных средств русского языка для объяснения значений старинных слов, используемых в народных и авторских сказках.
Оборудование: рисунки детей к народным и авторским сказкам; материалы, собранные детьми; аудиозаписи народной музыки.
Аннотация. Идеей создания данного проекта послужило чтение народных и авторских сказок и изучение сходных и отличительных признаков. Работа проводилась после изучения разделов «И кот учёный, свои мне сказки говорил…» (3 класс) и «Сказка – ложь, да в ней намёк…» (2 класс). Дети   с   увлечением   работали   над разделами и в прошлом и в этом году, а затем решили исследовать чем народная сказка отличается от авторской сказки, приготовить сборник сказок для малышей из детского сада.
Предполагаемый продукт проекта:
Рукописная книга «Волшебные сказки»
Так же с ребятами проводим тренинговые занятия по развитию информационно-аналитических и информационно-поисковых умений. Заключение
 Таким образом, по определению Н.Ю.Пахомовой,
 Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
 Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
 Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
 В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
 
Приложение : презентации «Волшебные сказки», «Проектная деятельность»