Заседание клуба детского научного общества «Секреты математики»


Заседание клуба детского научного общества «Секреты математики»

Юдина Татьяна Валентиновна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 40 г. Томска
Класс: 1
Тема заседания: «Сколько весит портфель первоклассника?»
Цель: Организация исследовательской деятельности для формирования у первоклассников культуры здорового образа жизни.

Задачи:
Расширить представления учеников о потенциальных возможностях процесса исследования;
Формировать умение работать с информацией (поиск, анализ, систематизация, передача);
Формировать умение работать по плану-заданию;
Развивать мышление, наблюдательность и любознательность учащихся, используя исследовательский метод;
Развивать умение работать в группе.

Результаты деятельности:
Ожидаемые результаты: Исследовательская деятельность в рамках подготовки к заседанию клуба ДНО и участие в заседании является условием для формирования универсальных учебных действий школьников.
Личностные результаты:
обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор
взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности;
умеет применять знания о безопасном и здоровом образе жизни;
уважительное отношение к чужому мнению.
Метапредметные результаты:
- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] результаты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами).
осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Предметные результаты:
Ученик научится учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Ученик получит возможность в рамках программы ДНО углубленно изучить тему «Сколько весит портфель первоклассника?» во взаимосвязи с учебными предметами литературное чтение, окружающий мир и совершенствовать первоначальные навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к занятию, объекты исследования (портфель и его содержимое), весы, тексты для исследования информации, карты исследования.

При подготовке к заседанию клуба «Мы и окружающий мир» в 1-ом классе по теме: «Сколько весит портфель первоклассника?», обучающимися была проведена следующая самостоятельная работа:
- найти и прочитать книги [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Ход заседания:

Этап
Слайд
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I. Погружение в тему заседания.
1слайд.
Заседание клубу «Мы и мир вокруг нас».
2 слайд.
«Разве здоровье не чудо?» А.П. Чехов
Обозначить проблему
Погружение в проблему через ключевой вопрос заседания
Осознание проблемы и границ собственного знания и незнания

II. Основной.

3 слайд.
«Кто самый сильный на земле?
Формировать навык устного выступления по прочитанному.
Вопросы к обучающимся:
Кто самый сильный на земле? Ответить на этот вопрос нам поможет книга [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. («Муравьи»)
-А представьте, что муравей заболел. Что тогда произойдёт?
- А что может больной человек?
- А как быть здоровым?
- Если один ученик поднимет (как муравей) 10 одноклассников, что с ним случится?
- А если постоянно носить тяжести?
- А если ещё и в одной руке?
Отвечают на вопрос доказывая свою версию.






Рассуждают, анализируют и делают вывод.




Вопросы к обучающимся:
- Сколько кг можно переносить ученику, чтобы не навредить своему здоровью, не испортить осанку?
-Каким должен быть наш портфель? -Каждый день мы носим свой портфель в школу и из школы. Давайте попробуем порассуждать.
-Кто знает, сколько весит ваш портфель? Сколько должен весить портфель первоклассника?
-Но это наши гипотезы, а что по этому поводу говорят учёные?
Предполагаемые ответы детей: (высказывания самые разные)

III. Этап исследования.

Слайд 4
Формирование умения передать найденную информацию





- Сейчас я вам предлагаю познакомиться с текстами, которые лежат перед вами на карточках. (Приложение 2) После чтения, обменяйтесь информацией и решите, кто из вашей группы расскажет о прочитанном.
- А вес наших портфелей соответствуют рекомендациям медиков?
- Как узнать?
- Хорошо, сейчас мы и займёмся этим:
Возьмём 3 портфеля и будем работать по плану - заданию, которые даны каждой исследовательской группе.
Дети перечитывают тексты и отвечают на поставленный вопрос. Они находят самостоятельно нужную информацию из предложенных текстов и озвучивают её.

«Не знаем!»


«Я думаю, что нужно взвесить портфель!»


Слайды 5
Формировать умение работать по плану-заданию.

Развитие навыков представления коллективной работы
- Прежде чем приступить к выполнению плана, вам нужно за 1 минуту распределить роли:
Руководитель - следит, чтобы работа шла строго по плану.
Весовщик – взвешивает предметы на весах.
Контролёр - подаёт предметы для взвешивания и следит, чтобы все предметы были взвешены.
Секретарь – ведёт записи в карте исследователя.
Дети самостоятельно распределяют между собой роли.












IV Этап сравнения и анализа.

Слайд 6

- Начинаем работу. На всё задание каждой группе отводится 10 минут. Время пошло.
Каждая группа взвешивает свои портфели на весах, заполняет свои бортовые журналы



Формирование навыков анализа и сравнения, умения делать выводы.

- Итак, к какому выводу вы пришли?
- Что вы могли бы посоветовать своим одноклассникам?
После практической работы исследователи групп делают выводы и дают необходимые рекомендации по здоровьесбережению первоклассников.

V. Рефлексия.
7 слайд

Формирование умения подводить итог проделанной работе, делать вывод
- Молодцы! Вы прекрасно поработали. А сейчас, вышли все из-за парт и образовали круг.
- Скажите, что вам понравилось на нашем занятии?
Дети образовали круг и каждый ученик поделился своим впечатлением.


Приложение 1 – Презентация


Приложение 2
Индивидуальные карточки с текстом.
По медицинским нормам, вес портфеля не должен быть больше одной десятой веса ученика.
По стандартным требованиям, пустой школьный портфель должен весить не больше 1 кг 200 г и быть для учеников младших классов в виде ранца. Вес самого лёгкого пустого ранца 600г, вес самого тяжёлого пустого ранца 900г.
По стандартным требованиям школьный портфель должен быть по конструкции из облегчённой ткани, оснащён ортопедической спинкой, покрытой сетчатой тканью (Чтобы не потела спина). Должны быть широкие лямки, светоотражающие полоски для безопасности ученика в тёмное время. При ношении ранца его дно должно быть на 5 см ниже уровня талии. Для этого нужно регулировать ремни ранца.

Приложение 3
Исследовательский план - задание
Возьмите ПУСТОЙ портфель и взвесьте его на весах.
Запишите вес пустого портфеля в карту.
Взвесьте учебник, тетрадь, хрестоматию по русскому языку и положите в портфель.
Запишите вес.
Взвесьте учебник, тетрадь, хрестоматию по математике и положите в портфель.
Запишите вес.
Взвесьте учебник, тетрадь, хрестоматию по литературному чтению и положите в портфель.
Взвесьте учебник, тетрадь, хрестоматию по окружающему миру и положите в портфель.
Запишите вес.
Взвесьте пенал и положите в портфель.
Запишите вес.
Взвесьте оставшиеся предметы все сразу и положите в портфель.
Запишите вес.
Взвесьте собранный портфель и запишите вес.







Приложение 4
«Бортовой журнал»

№/№
Вес пустого портфеля
Вес содержимого
Вес оставшихся предметов
Вес собранного портфеля
Норма
Вывод

1.




2 кг 500г


2.




2 кг 500г


3.




2 кг 500г



Приложение 5
«Вести с урока»