Методическая разработка урока-мужества, посвященного Дню Великой Победы (9 мая)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖНТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Техникум имени С.П. Королева»
Урок-мужества,
посвященный 70-годовщине Великой победы
Через века, через года — помните!

                                                                                                               
                                                                                                               
                                                                                                                Подготовила и провела
                                                                                                                 преподаватель истории
                                                                                                Висягина И.Д.
г. Королев,2015 г.
Задачи урока
• сформировать у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность;
• познакомить учащихся с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны;
• показать, что борьба, которую вёл советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее всего человечества;
• сформировать у учащихся чувство ненависти к войне как средству решения международных споров;
• показать значение победы над гитлеровской Германией как великой победы нашего народа;
• развить мировоззренческие убеждения учащихся;
• развитие способностей учащихся сопоставлять различные факты событий, давать им оценку;
• активизировать творческую и исследовательскую деятельность учащихся, желание заниматься научно-исследовательской работой в училище;
• развивать и углублять знания, умения и навыки учащихся, умение логически мыслить.
Средства обучения
Подбор видеозаписей по теме, песен и стихов военных лет.
План урока
1. Введение. “Через века, через года — помните!”
2. Начало Великой Отечественной войны.
3. Битва под Москвой.
4. Война. 1942—1944 гг.
5. Великая Победа.
6. Заключение. Подведение итогов конкурса.
Ход урока
1. Введение“Через века, через года — помните!”
Звучит песня “День Победы” на слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова.
Учитель. Сегодня мы проводим открытый урок на тему “Через века, через года — помните!”, который посвящается знаменательной дате — 66-летию со дня победы над фашистской Германией.
9 мая 1945 года. Эта дата навсегда вписана в историю нашей Родины как символ победы добра над злом, мужества и стойкости советских солдат.
Весна 45-го, толпы ликующего народа встречают победителей.
Просмотр фрагмента фильма “Летят журавли” (возвращение домой победителей).
Вопрос 1
Из какого фильма данный фрагмент? (“Летят журавли”.)
Учитель. Наш урок будет проходить в форме конкурса. Вы будете отвечать на вопросы, высказывать и защищать свою точку зрения. Для нашей дальнейшей работы нам необходимо создать 5 команд и выбрать жюри, которое будет оценивать вашу работу. Отвечать на вопросы представители команд будут по очереди. Жюри оценит ваши ответы и в конце урока назовёт группу-победительницу конкурса, которому будет вручена памятная грамота.
А сейчас, я прошу пройти на сцену по одному представителю от каждой группы, которые и составят наше жюри.
В истории нашей Родины было много войн. Но, пожалуй, одной из самых тяжёлых была Великая Отечественная война. Она длилась почти 4 года — 1418 дней, дней, наполненных горем и болью.
Вопрос 2
Каковы людские потери СССР в Великой Отечественной войне? (27 млн человек.)
Из них:
12 млн человек потеряла наша армия;
13 млн человек погибло от бомбёжек, голода и болезней;
2 млн человек — на работах в Германии от непосильного труда, плохого питания и жестокого обращения.
Показ фрагмента из видеоклипа “Хор Турецкого” (Реквием, Моцарт). Все встают.
Учитель. Благодаря подвигу советского народа в мае 1945 г. была одержана победа в самой жестокой и кровопролитной войне.
9 мая 1945 г. в пригороде Берлина Карлхорсте был подписан Акт «О безоговорочной капитуляции Германии».
Вопрос 3
Кто подписал его с советской и германской стороны? (Маршал Г.К.Жуков; начальник штаба Верховного командования генерал-фельдмаршал Кейтель, главнокомандующий военно-морскими силами адмирал Фридебург, генерал-полковник авиации Штумпф.)
А теперь давайте вспомним самые значимые события Великой Отечественной войны.
2. Начало Великой Отечественной войны
Учитель. 22 июня 1941 г. ранним воскресным утром немецкие войска перешли границу нашей Родины.
Показ фрагмента из фильма “Государственная граница. 1941 год”.
В тот же день в 12 часов дня советское правительство обратилось к народу с сообщением о нападении фашистской Германии на нашу страну.
Вопрос 4
Кто выступил с этим сообщением? (В.М.Молотов, зам. Председателя Совнаркома, нарком иностранных дел.)
А вот с какими словами 22 июня обратился к народу глава Русской Православной церкви митрополит Сергий: “Не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили ни о личных опасностях и выгодах, а о священном своём долге пред родиной и верой и выходили победителями”.
Вопрос 5
Как назывался план нападения на СССР и в чём он состоял? (План “Барбаросса” — план молниеносной войны; предполагалось через 4—6 недель выйти на рубеж Архангельск–Волга, а к осени 1941 г. присоединить к Германии всю европейскую часть СССР.)
Учитель. Первые месяцы войны были для страны самыми тяжёлыми. Поэт, журналист Константин Симонов писал:
Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,Как шли бесконечные, злые дожди,Как кринки несли нам усталые женщины,Прижав, как детей, от дождя их к груди.
Как слёзы они вытирали украдкою,Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —И снова себя называли солдатками,Как встарь повелось на великой Руси.
3. Битва под Москвой
Учитель. Многие советские армии попали в окружение. В середине ноября 1941 г. фашисты вплотную подошли к Москве, были заняты Клин, Солнечногорск, Истра.
Вопрос 6
Назовите город, в районе которого в 1941 г. оказались в окружении пяти советских армий. (Город Вязьма.)
Вопрос 7
В случае сдачи Москвы немцам, в какой город предполагалось эвакуировать советское правительство? (Куйбышев — Самара.)
Учитель. Неувядаемую славу снискали себе защитники Москвы!
Вопрос 8
В боях под Москвой, защищая небо столицы, лётчик одним из первых применил ночной воздушный таран и остался жив. Это произошло в августе 1941 г. Назовите фамилию этого лётчика. (Виктор Талалихин.)
Советская пресса сообщила, что 16 ноября 1941 г. у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе 28 советских солдат 4 часа отбивали танковые атаки врага. Немцы пройти не смогли и потеряли 18 танков.
Задание 3
Назовите фамилию генерал-майора 316 стрелковой дивизии, в которую входили эти герои. (И.В.Панфилов.)
Большой вклад в дело победы внесла не только армия, но и труженики тыла: рабочие, крестьяне, учёные, писатели, поэты, артисты. В годы войны появляются прекрасные песни, стихи, художественные и документальные фильмы. До сих пор художественные фильмы военных лет и фильмы о Великой Отечественной войне смотрятся с большим интересом.
Задание 4
Назовите эти фильмы. (“Два бойца”, “Небесный тихоход”, “В 6 часов вечера после войны”, “А зори здесь тихие”, “Балтийское небо”, “Белорусский вокзал”, “Вариант “Омега””, “Вызываем огонь на себя”, “Горячий снег”, “20 дней без войны”, “Живые и мёртвые”, “Звезда”, “Летят журавли”, “На пути в Берлин”, “На безымянной высоте”, “Майор Вихрь”, “Отец солдата”, “Офицеры”, “Они сражались за Родину”, “Подвиг разведчика”, “Проверка на дорогах”, “Обратной дороги нет”, “17 мгновений весны”, “Хроника пикирующего бомбардировщика”, “Чистое небо”, “Щит и меч” и др.)
Показ фрагмента из фильма “Два бойца” — песня “Тёмная ночь” или прослушивание этой песни в исполнении Д.Хворостовского.
Вопрос 7
Вы слышали песню “Тёмная ночь”. В каком фильме впервые прозвучала эта песня? (“Два бойца”.)
Вопрос 8
Кто написал музыку к ней? (Никита Богословский.)
Задание 5
Назовите первого исполнителя этой песни. (Марк Бернес.)
Учитель. После войны Г.К.Жуков писал: “Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: “Битва за Москву”.
За массовый героизм, мужество и стойкость трудящихся Москвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками столице было присвоено звание “город-герой” с вручением ордена Ленина и медали “Золотая звезда”.
Вопрос 9
В каком году произошло это событие? (8 мая 1965 г.)
4. Война. 1942—1944 гг.
Учитель. С июня 1942 г. по февраль 1943 г. советские войска остановили наступление и окружили 22 фашистские дивизии. Остатки немецкой армии сдались в плен — 91 тыс. человек. Их судьбу разделили 2,5 тыс. офицеров и 24 генерала. Это стало началом коренного перелома в Великой Отечественной войне.
Вопрос 10
Кто командовал немецкой группировкой войск под Сталинградом и впоследствии сдался в плен вместе со своей армией? (Фельдмаршал Паулюс.)
В июле—августе 1943 г. советские войска отразили крупное наступление немецких войск групп армий “Центр” и “Юг”, пытавшихся окружить и уничтожить наши войска на Курской дуге.
Вопрос 11
Где состоялось самое крупное в истории Второй мировой войны танковое сражение в ходе Курской битвы, в котором участвовало 1200 танков с обеих сторон? (Под деревней Прохоровкой.)
Лето 43-го, наполненное героическими буднями: танковые сражения, подвиги артиллеристов и лётчиков. Но жизнь продолжалась, и в ней было место и любви, и песне, и юмору.
Показ фрагмента из фильма “В бой идут одни старики” — песня “Смуглянка”.
Вопрос 12
Как называется фильм, отрывок из которого вы видели? Кто исполняет главную роль в фильме? (“В бой идут одни старики”, Леонид Быков.)
Вопрос 13
К какому празднику было приурочено взятие советскими войсками Киева? (7 ноября 1943 г. — годовщина Великой Октябрьской социалистической революции.)
Вопрос 14
26 марта 1944 г. советские войска с боями вышли к Государственной границе СССР. На каком участке это произошло? (На границе с Румынией по реке Прут.)
5. Великая Победа
Учитель. Весной 1945 г. наша страна и её союзники вели последние бои с фашистами. Берлин был взят советскими войсками под командованием Георгия Константиновича Жукова. Над рейхстагом сержанты Михаил Егоров и Милитон Кантария водрузили Знамя Победы.
Вопрос 20
В центре Москвы у Исторического музея Георгию Жукову установлен памятник. Скульптор изобразил его на коне. С каким событием связано это изображение маршала Жукова? (24 июня 1945 г. состоялся Парад Победы на Красной Площади. Командовал парадом маршал Рокоссовский, принимал парад зам. Верховного Главнокомандующего маршал Г.К. Жуков на коне.)
Большое значение в победе советских войск в Великой Отечественной войне имел вклад офицерского состава нашей армии, который превосходил вражескую армию высоким моральным духом и воинским мастерством, самоотверженностью и героизмом.
Задание 6
Назовите маршалов Советского Союза. К 9 мая 1945 года их было 12 человек. (Будённый, Василевский, Ворошилов, Жуков, Говоров, Конев, Малиновский, Мерецков, Рокоссовский, Сталин, Тимошенко, Толбухин.
7. Заключение
Подведение итогов конкурса
Жюри подводит итоги конкурса.
Показ фрагмента из видеоклипа — песня “Офицеры” в исполнении Олега Газманова.
Учитель. Сегодняшний урок мне хочется завершить стихами поэта Роберта Рождественского:
Помните! Через века, через года, — помните!О тех, кто уже не придёт никогда, — помните!Не плачьте! В горле сдержите стоны.Памяти павших будьте достойны!Вечно достойны!Люди, покуда сердца стучатся, — помните!Какою ценой завоёвано счастье, —Пожалуйста, помните!
Жюри сообщает итоги конкурса. Награждение победителей.
Рекомендуемая литература
Сахаров А.Н. История России. ХХ в., М., 1996.
Алексашкина Л.Н. Россия и мир в ХХ в., М., 2003.
Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, М., 1992.
Конт Ф. Хронология российской истории, М., 2003.
Колосков А.Г. История Отечества в документах, М., 1995.
Козленко С.И. Преподавание обществоведения в 2007—2008 учебном году, М., 2007.
К 60-летию Великой Победы: Методическое пособие, М.: МИОО, 2004.
Абрамов А.А., Бородина О.И. История России. XX в.: 30—90 гг., М., 1993