Авторская программа творческого объединения «Радужный мир»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр эстетического воспитания детей г. Балашова Саратовской области»





Утверждаю:
Директор Центра эстетического
воспитания детей
_____________Е.В.Ряснянская
« » сентября 201 г.





Авторская образовательная программа
дополнительного образования детей
«Радужный мир»






Срок реализации – 4 года
Возраст детей – 6 - 14 лет



Титаева Наталья Владимировна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
























Балашов



Пояснительная записка
Образовательная программа творческого объединения «Радужный мир» является программой художественно – эстетической направленности. Программа разработана на основе анализа концепций художественного и эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательной области « Искусство», наряду с общими идеями ФГОС.
Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.
Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Изобразительное искусство, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше и целенаправленнее у детей развиваются абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.

Задачи:
- развивать природные задатки и способности детей;
- формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства;
- научить приемам исполнительского мастерства;
- научить слышать, видеть, понимать, анализировать произведения искусства;
- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;
- развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного;
- воспитывать интерес к искусству;
- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
- развивать стремление к творческой самореализации;
- расширять общий и художественный кругозор;
- освоить навыки архитектурно-художественной деятельности, изучить основы образного языка разных видов пластических искусств, приобрести умение работать с разными материалами;
- проводить с учащимися профориентационную работу, формируя их целенаправленную деятельность.
Программа основана на следующих принципах:
Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение изобразительной деятельностью на основе общения равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество учащихся должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.
Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
1. Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
2.Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с педагогом свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку педагога ;
- в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи.
3.Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью педагога;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством педагога.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Программа поможет решить следующий ряд задач:
1.Учебные задачи:
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством.
2. Воспитательные задачи:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
3. Творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческих задач;
-развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.


Программа модифицирована, отражает поиск методов повышения эстетической культуры воспитанников. В отличие от традиционных программ, где упор сделан на теоретические сведения, в содержании этой программы иной подход. Главным становится развитие чувственно-эмоциональной сферы ребёнка во взаимосвязи с художественной деятельностью. Здесь гармонично объединены оздоровительные, мотивационно - ориентировочные, социально – педагогические аспекты художественного образования.

Программа комплексная: чрезвычайно многообразна по тематике, носит как теоретический, так и прикладной, практический характер.
Основной формой деятельности учебно – воспитательного процесса являются теоретические и практические занятия, активизации деятельности учащихся способствует разнообразие инновационных форм работы: экскурсии на природу, викторины, праздники, изготовление стенгазет, коллективные творческие дела, занятия-диспуты, выставки, экскурсии, студии, беседы, ролевые игры, ярмарки.
Основными видами деятельности являются:
художественное восприятие, информационное ознакомление, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений. На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно - прикладного искусства и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природным материалом.
Планируемые результаты:
- всестороннее развитие личности ребёнка (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);
- приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;
- раскрытие творческих способностей;
- коммуникабельность (умение создавать коллективные работы);
- получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом;
- умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.

Первоначально в программе было три года обучения, с 2009года добавлен четвёртый год обучения в связи с тем, что обучение на начальном этапе совпадает с классами начальной школы. Внесены коррективы: от игровой деятельности на первом году обучения воспитанники переключаются на проектную, занимаются проектной деятельностью на четвёртом году обучения.
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях творческого объединения по изобразительному искусству.
Новизна программы в том, что она строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия воспитанников между собой и педагогом, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности. Приоритет отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и детей. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с окружающими.

Содержание программы построено с опорой на имеющиеся у детей знания с учётом естественного интереса детей, учтены возрастные особенности воспитанников 6 – 14 лет, их познавательные и творческие возможности.
Для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Предлагаемая программа раскрывает специфику этого процесса: тесное единство эстетического с другими сторонами воспитания, динамику формирования нравственных качеств личности.

Реализация программы:
Набор осуществляется в начале учебного года на добровольной основе. Состав группы постоянный.
Программа рассчитана на 4 года обучения, предполагает работу с детьми 6-14 лет и состоит из следующих этапов:
- ознакомительный, 1 год обучения, 6-7 лет;
- развивающий, 2 год обучения, 8-9 лет;
- исследовательский, 3 год обучения, 10-11 лет;
- системный, 4 год обучения, 12-14 лет.
Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объём тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.


Условия реализации программы:
- помещение для теоретических занятий;
- систематичность 2 занятия в неделю по 2 часа;
- небольшое количество детей в группе: 12 – 15 человек;
- методический и информационный материал.
Объём часов в год составляет 144 часа на каждую группу.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формируется детьми; ими и предлагаются способы ее решения);
- проектная деятельность (разработка детских творческих проектов в области изобразительного искусства) (Приложение № 1)
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок - куклы.
С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры народного творчества (загадки, скороговорки, пословицы...).
Программа многоуровневая, предусматривает поэтапное непрерывное художественное образование воспитанников, то есть эстетический рост в течение всего обучения.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет сделать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Необходимо отмечать и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Это могут быть и занятия - вариации, занятия - творческие портреты, импровизации, занятия-образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия-праздники, занятия-эксперименты.
Одним из направлений деятельности данной образовательной программы является воспитательная работа, направленная на:
- обеспечение эффективного, полноценного развития личности ребенка при проведении занятий в творческом объединении, организации экскурсий, выставок, бесед.
- совместный поиск истины, решение воспитывающих ситуаций, удовлетворение интереса к творческому делу.
Важную роль в программе отводится работе с родителями и общественными организациями:
- обсуждение детских работ с целью заинтересованности родителей в творческой жизни их детей.
- приглашение на выставки, совместная организация экскурсий.
- привлечение представителей общественных организаций для оказания спонсорской помощи творческому объединению.
- организация экскурсий в ЦДБ, Балашовский краеведческий музей, проведение совместных выставок.






УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Ознакомительный этап: 6-7 лет (первый год обучения)


Тема
Кол-во часов





Теорет.
Практ.
Всего

1
Радужный мир
11
39
50

2
Чудеса из бумаги
8
36
44

3
Игрушки делаем сами
7,5
26,5
34

4
Выставки, экскурсии, рисование на воздухе

16
16


ИТОГО
26,5
117,5
144


Развивающий этап: 8-9 лет (второй год обучения)


Тема
Кол-во часов





Теорет.
Практ.
всего

1
Основы художественной грамоты
7
41
48

2
Графика
6
30
36

3
Мир цвета в природе
3,5
20.5
24

4
Бумажная пластика
6
30
36


ИТОГО
22,5
121,5
144


Исследовательский этап: 10-11 лет (третий год обучения)


Тема
Кол-во часов





Теорет.
Практ.
всего

1
Основы изобразительной грамоты
11
61
72

2
Пластика
12
60
72


ИТОГО
23
121
144





Системный этап: 12-14 лет (четвёртый год обучения)


Тема
Кол-во часов





Теорет.
Практ.
всего

1
Исторический костюм, архитектура, светский и военный антураж.
18
50
68

2
Наброски и зарисовки растений.
13
46
59

3
Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ. Выставки, экскурсии.

17
17


ИТОГО
31
113
144



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание учебно-тематического плана первого года обучения

Вводное занятие: программа реализации творческого объединения, беседа о правилах соблюдения санитарно-гигиенических норм на занятиях по изобразительному искусству, профориентационное направление приобретаемых на занятиях навыков.
1. Радужный мир.
Теоретическая часть.
- Знакомство с различными художественными материалами, приемами работы с ними.
- Основы цветоведения. Основные цвета. Смешанные цвета. Холодные цвета.
- Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка.
Практические занятия.
2. Чудеса из бумаги (Приложение № 3).
Теоретическая часть:
Бумага, ее виды. Природные свойства бумаги. Техника работы с бумагой: аппликация, коллаж, полуобъемные и объемные композиции. Вырезание, сгибание, склеивание. Простые геометрические фигуры. Трансформация плоской фигуры в объем. Практические занятия.
3. Игрушки делаем сами.
Теоретическая часть.
- Знакомство с различными пластическими материалами: пластилином, биомассой, бумагой.
Воспитание художественно-пластического видения окружающего мира, его форм, фактур, ритмики.
- Понятия - рельеф, объемная пластика.
Практические занятия.


Содержание учебно-тематического плана второго года обучения

Вводное занятие: программа реализации творческого объединения, беседа о правилах соблюдения санитарно-гигиенических норм на занятиях по изобразительному искусству, профориентационное направление приобретаемых на занятиях навыков.

1. Основы художественной грамотности.
Теоретическая часть.
- Свойства живописных материалов, приемы работы с ними: акварель, гуашь.
- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания цветов в природе.
- Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
- Основы живописи. Цвет-язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия» «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
-Беседы по истории искусств. Экскурсии по выставке, натурные зарисовки в городе, на природе (Приложение № 2). Выставки, праздничные мероприятия.
Практические занятия.
2. Графика.
Теоретическая часть.
- Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, тушь, воск, мелки и приемы работы с ними.
- Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
- Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. Гравюра на картоне.
- Прикладная графика. Открытка, поздравление. Брусковой шрифт.
- Связь с рисунком, композицией, живописью. Практические занятия.
3. Мир цвета в природе.
Теоретическая часть.
- Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи.
- Беседы о теплых и холодных цветах.
Практическая работа: выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем причудливых очертаний декоративных цветов и трав (на теплом фоне изображение растений в теплой гамме, на холодном в холодной гамме).
Материалы: кисти, гуашь, вода, бумага.
Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна.
4. Бумажная пластика. (Приложение № 3)
Теоретическая часть.
- Пластические свойства бумаги. Формообразование в бумажной пластике.
- Плоские и объемные композиции.
- Категории композиций: ритм, симметрия, движение.
- Беседы о стенографии, макетировании.
- Материалы и инструменты: бумага, картон, нож, ножницы, клей.
Практические занятия
На данном этапе важной становится следующая цель: научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить умение ставить перед собой задачу и осуществлять ее выполнение.
Знания и умения, полученные на занятиях, применяются в создании творческой работы. На этом этапе акцент на обучающий компонент делается в разделе декоративно-прикладного творчества.
Дети знакомятся со спецификой работы дизайнера, последовательностью работы над проектом.

Содержание учебно-тематического плана третьего года обучения

1. Основы изобразительной грамоты.
Теоретическая часть.
- Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь.
Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе - линейной, воздушной.
- Графика. Материалы - тушь, перо, картон, матрицы из различных материалов.
- Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
- Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
- Композиция.
Основные правила композиции:
а) объединение по однородным признакам;
б) соблюдение ограничения;
в) основа живой и статичной композиции.
Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок (Приложение № 2). Работа на воздухе.
Практические занятия.
2. Пластика. Бумажная пластика (Приложение № 3). Керамика.
Теоретическая часть.
Художественное конструирование. Формообразование в бумажной пластике. Объемная и рельефная пластика. Инструменты и материалы. Условия безопасной работы.
- Этапы работы дизайнера над проектом. Архитектурные фантазии. Предметная среда. Творческие групповые разработки проектов.
- Объем и рельеф в керамике. Виды декора: использование штампиков, стеков, игл, роспись гуашью.
- Работа по методу проекта: индивидуальная, коллективная.
- Беседы по истории дизайна с демонстрацией иллюстративного материала. Обращение к предметам народного быта.
- Экскурсии на тематические выставки (Приложение № 2).
Практические занятия.

Содержание учебно-тематического плана четвёртого года обучения.

1. Исторический костюм, архитектура, светский и военный антураж.
- Сбор материала, изучение классических произведений.
- Зарисовки необходимых деталей для дальнейшей работы над коллективной композицией, предполагающей изображение героев иллюстрируемого произведения в определенной среде, которая должна отражать эпоху и время.
Практическая работа: графическое изображение исторического костюма, архитектуры в соответствии с эпохой литературного произведения.
Материалы: бумага, карандаш или уголь, однотонный фломастер.
Зрительный ряд: графические и живописные произведения, книги по архитектуре, историческому костюму и пр.
2. Портретные изображения романтических героев персонажей любимых литературных и произведений.
На выбор предоставляется одно произведение и исходя из этого планируется дальнейшая работа со всем коллективом, так как последующая деятельность предполагает коллективное творчество. К примеру, можно иллюстрировать такие произведения, как «Алые паруса» А. Грина, «Три мушкетера» А. Дюма, «Дети капитана Гранта» Ж. Верна, или какую-то другую приключенческую литературу, ценность которой неоспорима.
Практическая работа: выполнение портретов любимых литературных героев.
Материалы: тонированная бумага, пастель или масляные мелки.
Зрительный ряд: репродукции произведений графики и живописи; книги по истории костюма, где стиль эпохи отражен не только в одежде, но и в предметах быта, в обмундировании и аксессуарах.
3. Наброски и зарисовки растений.
Рассматривание живых цветов и трав, изучение декоративных композиций в живописи и графике (классическое наследие), произведений народного искусства (роспись).
Практическая работа:
а) выполнение зарисовок цветов, трав. Работа проводится индивидуально, то есть каждый зарисовывает или лежащую на столе, или прикрепленную к доске ветку растения;
б) создание декоративной композиции в карандаше на основе зарисовки;
в) выполнение декоративной композиции в цвете. Материалы: бумага, карандаш, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: живые растения; книги и репродукции с изображением декоративных композиций; образцы народной росписи.

Методическое обеспечение программы.
Занятия в творческом объединении имеют теоретический и практический характер.
Практические занятия предусматривают работу с бумагой (аппликация, коллаж, полуобъёмные и объемные композиции), работу с акварельными красками, гуашью, восковыми мелками. В ходе практических занятий отрабатываются правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Теоретический курс занятий носит ознакомительный характер с различными материалами, раскрывает основы рисунка, живописи; включает беседы по истории искусств.
В ходе реализации программы предусмотрено участие в конкурсах традиционных календарных праздников и тематических мероприятиях, выставках декоративно-прикладного искусства и художественного творчества.
Грамотное использование различных методов обучения (репродуктивного, иллюстративного, проблемного, эвристического) активизирует учащихся на плодотворную творческую работу, обеспечивает кружковцев необходимыми знаниями, умениями и навыками, применяемыми в теоретическом и практическом курсах.
Программой предусмотрены промежуточные и итоговые проверки усвоения предоставленного учебного материала - творческие работы, итоги участия в конкурсах детских рисунков и декоративно-прикладного творчества.
Методический материал, применяемый в работе творческого объединения:
- литература, содержащая сведения о художниках (зарубежных, советских, российских, современниках, деятелях прошлых веков).
- дидактические пособия по аппликации, лепке, по разным видам художественного творчества (портрета, пейзажа, натюрморта...).
- фотоиллюстрации, фоторепродукции работ художников разного времени и направлений.
- дидактический материал для проведения экскурсий, игр, конкурсов.
Основу данной программы составляет самостоятельно разработанный методический материал.

Формы организации работы творческого объединения.


Наименование темы
Формы занятия
Приёмы и методы
организации учебно-воспитательного процесса
Формы подведения итогов

1
Вводное занятие
беседа
информационный
опрос

2
Радужный мир.
беседа, видеопоказ,
традиционное занятие
информационный,
словесный, наглядный, обмен мнениями
опрос, тест
«Цветовой круг»

3
Чудеса из бумаги.
традиционное занятие практическое занятие
выбор техники работы с бумагой:
словесный, наглядный, практический,
проблемно-поиско -вый.
опрос. Выставка готовых работ из бумаги

4
Игрушки делаем сами
традиционное занятие Практические занятия
постановка задачи, коллективное обсуж
дение выполняемой работы
конкурс игрушек, поделок

5
Основы художественной грамоты.
традиционное занятие , беседа, практическое занятие
словесный, проблемный, иллюстративный
срез творческих знаний

6
Графика
традиционное занятие Практическое занятие

Занятие-творчес-
кий портрет

7.
Мир цвета в природе
традиционное занятие , беседа, видеопоказ,
практическое занятие
эвристический
выставка художественного творчества

8.
Основы изобразительной грамоты
традиционное занятие , беседа, практическое освоение темы
иллюстративный, словесный
опрос, анкетирование

9.
Пластика
традиционное занятие , беседа, комплектование различных материалов
Проектная деятельность
тестирование

10.
Декоративно-приклад ное искусство
беседа, традиционное занятие
словесный, наглядный, практический,
обращение к предметному материалу
занятие - празд –ник , выставка, участие в конкурсах

11.
Исторический костюм, архитектура, светский и военный антураж.
традиционное занятие , беседа, видеопоказ, дискуссия
репродуктивный, иллюстративный, эвристический
срез творческих знаний по пройденному материалу

12.
Портретные изображения романтических героев – персонажей любимых литературных произведений.
традиционное занятие , беседа, коллективный поиск оптимальных решений
творческие проекты, словесно – образный, наглядный
занятие - эксперимент

13.
Наброски и зарисовки растений.
традиционное занятие , беседа, практическое занятие
практический тре-
нинг в природных условиях
выставка, индивидуальная оценка работы учащихся

14.
Экскурсии.
традиционное занятие , лекция – беседа в режиме «мозгового штурма» вариантов поведения в различных природных условиях, наблюдение
в процессе проведения учащиеся выполняют различные задания педагога
отчёт о проведении экскурсии


Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности.
Подведение итогов проходит в следующей форме: опрос, конкурс, анкетирование, тестирование по темам, индивидуальные беседы ( для выявления уровня знаний и развития способностей каждого ребёнка), участие в массовых городских мероприятиях, акциях, выставках, участие в районных и областных конкурсах декоративно – прикладного творчества.
На занятиях по программе используются разнообразные приёмы, способы и формы вовлечения детей в активную деятельность:
- игровые приёмы;
- наблюдения в окружающей среде;
- поисковая работа на основе иллюстративного материала;
- использование психологических тестов при изучении отдельных тем;
- игры – задания для пополнения словарного запаса и развития речи;- игры – задания для развития фантазии и творческих способностей детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникеева Н. Воспитание игрой. - М., 2000.
2. Гагарин Б.Т. «Конструирование из бумаги». - Ташкент, 2002.
3. Детская энциклопедия в картинках \\ иллюстративный материал\\. – М.: Изо – Издат, 2000.
4. Собрание иллюстраций В. Лебедева, Ю. Васнецова, А. Пахомова, В. Конашевича, Е. Чарушина, Е. Рачева, К. Ротова, А. Каневского, П. Бажова, И. Шишкина, Айвазовскокого.
5. Творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана: М.: Просвещение, 2002.
6. Тихомирова Л. Развитие интеллектуальных способностей. -Ярославль: Академия развития, 2006.
7. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: 2 – е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2005.
Костерин Н.П. Учебное рисование: учеб. пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2001.
Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2000.
Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе: из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 2002.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2002.






Приложение № 1.

Порядок работы по методу проекта

1. Возникновение идеи.
2. Работа в микрогруппах над эскизом.
3. Обговаривание цветовой гаммы, деталей, текстуры материала, техники исполнения.
4. Распределение объема работы индивидуально.
5. Индивидуальная работа с педагогом в технике бумажной пластики.
6. Коллективная сборка, монтаж композиции, обсуждение сотворчества.
7. Добавление деталей, «заселение» персонажами.
8. Анализ выполненного проекта.
При выполнении работ по методу проекта используются ранее полученные знания и навыки: многоцветовая заливка акварелью, орнаментика, элементы графики. При работе над проектом у детей появляется побуждение обращаться к книгам, альбомам по искусству.
Необходимые материалы и инструменты:
- бумага рисовальная или чертежная;
- клей ПВА;
- резак (надрезы, прорези);
- шило (прокалывание отверстий, протяжка полосок бумаги для получения спиралей);
- спицы вязальные (завитки, пружинки, спиральки);
- ножницы (разрезание бумаги, выполнение выкроек, надрезов, просечек);
- циркуль;
- линейка, угольники (металлич.).



















Приложение № 2
Экскурсии.

Перед началом экскурсии необходимо вспомнить с детьми правила поведения в общественных местах. Во время экскурсий детям предлагается наблюдать за окружающей природой, обращать внимание на достопримечательности города. После проведения экскурсии детям предлагаются задания: выразить впечатления увиденного на бумаге. Если экскурсия была с целью сбора природного материала, то детям предлагается проявить фантазию и выдумку в составлении композиции.
В течение года предполагаются экскурсии в:
- детскую библиотеку;
- парк «Культуры и отдыха»;
- краеведческий музей;
- творческие объединения различного направления.































Приложение № 3

Педагогические технологии в работе над бумажной пластикой

Главная задача в работе над бумажной пластикой - развитие у детей пространственного воображения.
В технике бумагопластики можно изготовить маски, елочные украшения, игрушки, рельефные стенгазеты и поздравления, декоративные композиции, цветы и т.д.
На занятиях применяются различные педагогические технологии. Это может быть методика развивающего обучения. Обычно это упражнения начального этапа: надрезы, прорези, скручивания, сгибания. Тогда же говорится об областях применения данного приема, дается творческое задание. Дети исполняют его, додумывая детали.
В последующем работа может строиться на основе методики коллективных творческих дел:
- определение задачи;
- ее обсуждение;
- воплощение в материале;
- анализ работы.
При работе по методу проекта особенно важно обеспечение мотивации, настрой на тему.
























Приложение № 4
Контроль учета ЗУНов.
Срез творческих и эстетических знаний и умений 2 года обучения в творческом объединении «Радужный мир»

Фамилия, имя обучаемого
Организация рабочего места
Основы цветоведения
Умения пользоваться инструментами и приспособлениями: кистью, карандашом, палитрой, ножницами и пр.
Владение разнообразными видами линий
Подбор красок в соответствии с настроением, замыслом рисунка
Овладение основными навыками работы с различными материалами: акварелью, гуашью
Основы композиции, использование всей площади, вертикальное или горизонтальное расположение листа по замыслу
Моделирование художественно-выразительных форм из глины, пластилина
Использование приспособлений для лепки: стеков, штампиков. Понятия: роспись, рельеф, объем
Основы декоративной живописи, понятие «орнамент», условность подбора красок в декоративной живописи
Система оценок: похвала, поощрение, участие в выставках
















Срез творческих и эстетических знаний и умений 3 года обучения

Фамилия, имя обучаемого
Организация рабочего места
Свободное владение инструментами и приспособлениями. Владение художественными материалами: гуашью, тушью, акварелью, карандашом, кистями
Умения пользоваться инструментами и приспособлениями: кистью, карандашом, палитрой, ножницами и пр. Применение выразительных средств: линии, света, объема, симметрии, асимметрии
Умение компоновать растительный и геометрический орнаменты в ленте, круге, овале
Освоение перспективного рисунка, передача в рисунке ближних и дальних предметов, прием загораживания
Умение пользоваться эскизом
Умение использовать знание пропорций человеческого лица, фигуры в разных положениях, движении
Обращение к литературному и иллюстративному материалу при создании творческих композиций
Проявление творчества и фантазии в создании работ
Стремление к совершенству и законченность в работе





















Срез творческих и эстетических знаний и умений 4 года обучения

Фамилия, имя обучаемого
Грамотная организация рабочего места, аккуратное ведение рабочего процесса
Свободное владение приспособлениями, инструментами для живописи, графики, работа с пластическими материалами
Знание и применение законов линейной и воздушной перспектив
Умение работать в определенной цветовой гамме
Умение передавать характер движения фигур человека и животных
Умение решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком
Обращение к литературным и иллюстративным источникам в работе над творческим замыслом
Свободное творческое комбинирование различных техник, средств художественной выразительности в работах
Система оценок: поощрение, похвала, участие в выставках, на конкурсах





















Рекомендовано к реализации
педагогическим советом
от « » сентября 201 г.
приказ №




15