Конспект открытого урока по внеурочной деятельности по математике Математический коктейль (5 класс)


Ход занятия
«Математический коктейль»
«Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий»
Добрый день, ребята. Добрый день, уважаемые гости. Сегодня в рамках курса «Занимательная математика» состоится итоговое занятие, на котором мы должны провести смотр знаний и умений, полученных на предшествующих занятиях. Как всегда, узнать что-новое, интересное и получить максимум удовольствия от самого процесса решения занимательных задач.
Я предложила, а ребятам понравилась эта идея и они меня поддержали, провести занятие в виде конкурса, название которого «Математический коктейль». Коктейль – это смесь, наш математический коктейль будет представлять из себя смесь заданий, при выполнении которых нужно проявить знания, смекалку, логику, а также скорость выполнения задания.
Итак, давайте познакомимся с участниками конкурса. Первая команда-команда 5а класса. (команда встает и говорит свой девиз и название). Далее знакомство с командами 5б и 5д классов. Мы познакомились с нашими замечательными командами, а теперь я представляю Жюри нашего конкурса.
Председатель Жюри: учитель математики ……………Савина Ольга Викторовна
И члены жюри ученики 8а класса: Сакулина Маша, Трясцина Полина, Новиков Артем.
Итак,
Чтобы спорилось нужное дело,Чтобы в жизни не знать неудач,Мы в поход отправляемся смело,В мир загадок и сложных задач.
Первый конкурс
«Разминка» (блиц-опрос)
Для каждой команды предлагаются 5 вопросов. Отвечать на вопросы нужно быстро. За каждый правильный ответ - 1 балл.
1 команда
1. Как называется результат сложения? ( сумма )
2. Какие прямые никогда не пересекутся? ( параллельные )
3. Четыре игрока играли в домино 4 часа, сколько времени играл каждый игрок? (4ч)
4. Может ли при делении получится ноль? (да, 0:4=0)
5. Шли по дороге 2 мальчика и нашли 2 рубля, за ними еще 4 идут сколько они найдут? (вероятней всего - нисколько).
2 команда
1. Назовите наибольшее трехзначное число (999)
2. Шла старуха в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (один, старуха)
3. Могут ли два прямых угла быть смежными? (да)
4. У какого прямоугольника все стороны равны? (у квадрата)
5. 1 яйцо нужно варить в крутую 5 минут. Сколько потребуется времени чтобы сварить 6 яиц в крутую? (столько же, 5 минут)
3 команда
1. Квадрат, ромб, трапеция, параллелограмм … Назовите одним словом (четырехугольники)
2. Как называется результат вычитания? (разность)
3. Петух на одной ноге весит 5 кг, сколько весит петух на двух ногах? ( 5 кг)
4. Могут ли в треугольнике быть два острых угла? (да)
5. На 2 руках 10 пальцев, сколько пальцев на 10 руках? (50)
Второй конкурс
«Включи логику»
Я зачитываю задание, команды обсуждают и выполняют это задание (не более 1 мин). Та команда, которая первая поднимет флажок и ответит правильно, зарабатывает 1 балл, оставшиеся команды - ноль баллов. Если отвечающая команда ошиблась, то ход переходит к команде, поднявшей флажок вторыми.
1. Из спичек сложили равенство X + X = I , но оно оказалось неверное.
Переложив одну спичку, исправьте ошибку (ответ: X – IX = I).
2. Что общего между числами 69 и 88 ?(перевернув, получим то же число ).
3. На столе лежит 100 листов бумаги. За каждые 10 секунд можно посчитать 10 листов. Сколько секунд понадобиться, чтобы посчитать 80 листов? (ответ: 20 сек).
4. Продолжите последовательность чисел 1; 4; 9; 16; 25;36…
Ответ обоснуйте (ответ 49;64;81)
5. У Андрея и Бори вместе 11 орехов, у Андрея и Вовы – 12 орехов, а у Бори и Вовы – 13 орехов. Сколько всего орехов у Андрея, Бори и Вовы вместе? Ответ обоснуйте. (ответ: 18)
6. Вместо многоточия поставьте число 7 ( 35 ) 63
6 (…) 54 (ответ 30)
Третий конкурс
«Геометрик » Каждой команде предлагается стать художниками и нарисовать жителя страны «Геометрия» по имени Геометрик. Рисовать нужно, используя только геометрические фигуры и линии. Разрешается использование одинаковых фигур на одном рисунке. Максимальное количество баллов за конкурс - 5. Оцениваться будет многообразие используемых фигур и художественная оригинальность исполнения.
Встаньте друг за другом в колону. Запоминайте, кто что рисует: 1 - голову, 2 - туловище, 3 - руки, 4 - ноги, 5- лицо, 6 - волосы. Первый участник получает маркер, отправляется к мольберту, рисует, возвращается и передает маркер следующему.
Конкурс для болельщиков «Загадки»
1. Чем больше из неё берешь, тем больше она становиться (яма).
2. Спинка, доска и четыре ноги - что я задумал, скорей назови (стул).
3. В шубе летом, а зимой – раздетым (лес).
4. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут (облака).
5. Что за птицы пролетают, по семерке в каждой стае? Вереницею летят, не воротятся назад (дни недели).
6. Пять мальчиков живут в темных чуланчиках (перчатки).
Четвертый конкурс
«А знаете ли Вы?»
Конкурс домашнее задание. Участники должны были подготовить три интересных факта из истории математики, из жизни и творчества математиков или любые интересные истории, которые тоже могут быть связаны с математикой. Единственное условие - начать свой рассказ ребята должны со слов – «А знаете ли Вы». Основными критериями конкурса являются: Оригинальность, Познавательность и Форма подачи информации. Максимальное количество баллов за конкурс 5 баллов.
Подведение итогов конкурса и рефлексия.
Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам, ребята, подвести итоги занятия. На доске изображена мишень. Мишень разбита на 2 сектора:
- Атмосфера занятия;
- Мое участие.
На окружностях мишени стоят оценки, центр мишени – это оценка 5, далее оценки убывают. Поставьте в каждом секторе точку, выбрав оценку по вашему мнению.
Далее Жюри объявляет итоги конкурса и выдает дипломы командам за победу и участие в конкурсе.
Награждаем лучшего болельщика памятным призом
Открытое занятие по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Тема занятия: Итоговое занятие по теме «Логические задачи»
Форма занятия: Конкурс «Математический коктейль»
Цели и задачи:
1. Формировать у учащихся навыки решения нестандартных задач.
2.Развивать интерес к математическому творчеству.
3.Провести контроль достижений учеников во внеурочной деятельности по средствам результатов конкурса.
Планируемые результаты:
1. Личностные: иметь возможность сформировать критичность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач, умения распознавать логически некорректные высказывания.
2. Метапредметные: иметь возможность научиться
Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения;
Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения, сотрудничать с другими учащимися для решения общих задач;
Регулятивные УУД: предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач.
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Виды деятельности: Выполнение конкурсных заданий на блиц-опрос, решение текстовых логических задач, разгадывание головоломок и числовых последовательностей, геометрических построений фигур, демонстрация результатов поисковой деятельности при выполнении домашнего задания. Выполнение задания на рефлексию по итогам занятия.
Приложение 1
Сообщения в конкурсе «А знаете ли вы?»
1. А знаете ли Вы, какое самое смешное число в мире? Это число 555. На тайском языке число «5» звучит, как «ХА». Поэтому тайцы очень часто, когда хотят написать ХА-ХА-ХА, используют сленг-фразу и пишут «555».
«5» - «ХА» «ХА-ХА-ХА» - «555»
2. А знаете ли Вы, что те арабские цифры, которые мы используем для написания чисел, изначально выглядели иначе? Они состояли из прямых отрезков и были созданы по принципу «значение цифры соответствует количеству углов в её написании». Ноль – ноль углов, единица – один угол, двойка – два угла и т.д.
3. А знаете ли Вы, какие обстоятельства привели к тому, что математик Александр Волков стал писателем? Он преподавал в одном из московских вузов и стал изучать английский язык. Для практики решил перевести сказку «Мудрец из страны Оз» американского писателя Фрэнка Баума и пересказать её своим детям. Им очень понравилось, они стали просить продолжение. И Волков начал придумывать что-то от себя. Так было положено начало литературного пути, результатом которого стала сказка «Волшебник Изумрудного города» и много других сказок о Волшебной стране.
4. А знаете ли вы, имя Великого математика древности? Он изучал числа, разделил их на четные и нечетные. Его слова «Боги дали людям две благодати: говорить правду и делать добро» - не утратили своего значения и сейчас. Он часто участвовал в атлетических соревнованиях. Титул олимпийского чемпиона он завоевал 4 раза! И имя ему - Пифагор Самосский (4 век до н.э.).
5. А знаете ли Вы, что название поисковой системы Google имеет математическое происхождение? Googol (ГУГЛ) – число, состоящее из единицы и сто нулей. Кстати, самое большое число в математике имеет название – ЦЕНТИЛЬОН. Оно представляет из себя единицу и шестьсот нулей.
6. А знаете ли Вы, что самое маленькое число которое делится на все числа от 1 до 10 это число 2520?
2520:1=2520 2520:2=1260 2520:3=840 2520:4=630 2520:5=504 2520:6=420
2520:7=360 2520:8=315 2520:9=280 2520:10=250
7. А знаете ли Вы, что Американский математик Джордж Данциг, будучи аспирантом университета, однажды опоздал на урок и принял написанные на доске уравнения за домашнее задание? Оно показалось ему сложнее обычного, но через несколько дней он смог его выполнить. Оказалось, что он решил две «нерешаемые» проблемы в статистике, над которыми бились многие учёные.
8. А знаете ли Вы, что Знак равенства «=» впервые применил британец Роберт Рекорд в 1557-м году? Ему просто надоело писать «равно» при решении уравнений. Он писал, что нет на свете более одинаковых предметов, чем два равных и параллельных отрезка.
9. А знаете ли Вы, что Иван Саморано, один из трех лучших футболистов в истории чилийского футбола, всегда и везде играл под номером 9? Когда в 1998 году в «Интер» перешел Р. Баджо, то он захотел взять себе номер 10, под которым играл Роналдо. Тогда Роналдо потребовал себе номер 9 и Саморано пошел на уступки звезде, отдав ему свою "девятку". А сам взял себе номер 18. Но! Нарисовав себе плюс, он превратил номер 18 в 1+8, т.е в свою любимую 9-ку.