Рабочая программа, КТП по окружающему миру, Поглазова О.Т. (2 класс)


УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБОУ СОШ №3
№_________от_____________2016г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа № 3 г.о. Пущино
Рабочая программа
по окружающему миру
для 2 «А» класса
Учитель: Горбачева Ольга Юрьевна
2016
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), на основании приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС НОО» от 31.12.2015 года № 1576, Примерной программы по окружающему миру, основной образовательной программы МБОУ СОШ № 3 и авторской программы О.Т.Поглазова Окружающий мир 1-4 классы по УМК «Гармония» (М: «Смоленск Ассоциация XXI века», 2012 г.)Примерные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир».
Ориентироваться в социальных ролях (член семьи, член классного коллектива, горожанин, селянин, гражданин России) и межличностных отношениях; выделять нравственный аспект поведения; соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; соблюдать моральные, безопасные, экологически грамотные нормы поведения в обществе (семья, школа, общественные места) и природе.Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Анализ своего знания и незнания; постановка учебной задачи, умение принимать и сохранять учебную цель; определение последовательности решения поставленной задачи, составление плана учебных действий; и коррекция своих действий (сличение с образцом, эталоном, ответом); оценка своих действий (осознание усвоенного в результате решения учебной задачи, и на каком уровне).
Познавательные универсальные учебные действия
Осмысливать цель чтения; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять основную и второстепенную информацию; сопоставлять информацию из разных источников; систематизировать и структурировать информацию, отображать её в разной форме (план описания, рисунок, схема, таблица и др.); преобразовывать информацию из одной формы в другую (вербальную – в наглядную и наоборот); дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы) и создавать собственные.Коммуникативные универсальные учебные действия
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); сотрудничество с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, планирование общего дела, распределение функций участников и определение способов их взаимодействия; проявление инициативы в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желание помочь взрослым и сверстникам; оперирование в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, уважение позиции партнёра, выявление конфликтной ситуации при сотрудничестве, поиск вариантов её разрешения, принятие общего решения и его реализация.
Планируемые предметные результаты:
Ученик получит возможность
узнать:
– человек – часть живой природы и член общества, условия, обеспечивающие его здоровье и эмоциональное благополучие, значение труда и творчества в его развитии, качества, определяющие его физическую и духовную красоту; профессии людей, связанные с природой и работой с людьми, наиболее распространённые профессии в родном крае;
– правила безопасного поведения в природе и социальной среде(водоём, лес, горы, ядовитые растения и грибы, опасные животные; улица, двор, подъезд, лифт, квартира, незнакомые люди), в чрезвычайных ситуациях;
– основные нормы морали, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье, правила вежливого общения с окружающими людьми, элементарные приёмы управления своим эмоциональным состоянием;
– правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления своего здоровья; приёмы оказания первой помощи при лёгких травмах, простудных заболеваниях;
– природные тела и явления, способы их изучения; основные космические тела (звезда, планета, спутник); виды земной поверхности (океаны и материки, горы и равнины, холмы и овраги); виды естественных и искусственных водоёмов (море, река, озеро, пруд, водохранилище); условные изображения на карте гор, равнин, водоёмов, городов, границ государств; особенности поверхности и водоёмов родного края (города, села, пригорода) на основе наблюдений;– взаимоотношения в обществе, семья – ячейка общества, родственные и семейные отношения; Родина, государство, его столица, государственные символы; основные права и обязанности российских граждан, права ребёнка;
– названия наиболее многочисленных народов, населяющих территорию России, её крупных городов, своего края (области, республики), его центра, своего города (села, деревни);– 2-4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов своей местности, их достопримечательности;
– экологические проблемы современного города и пути их решения, необходимые меры по сохранению чистоты и красоты природы;
– смысл понятий: тело, явление, облако, звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, гражданин, право, обязанность; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия, искусство; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии предметов;понимать:
– значение солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды и других природных ресурсов, их необходимо экономно расходовать;
– люди не должны загрязнять землю и водоёмы промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами; надо стараться решать возникающие экологические проблемы;
– он является членом семьи, коллектива одноклассников; горожанином (селянином), гражданином своего государства и должен соблюдать нравственные нормы поведения в обществе, быть патриотом своей Родины, города, школы, класса;
– человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, к природе;
– все профессии важны и нужны в обществе, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её;
– Россия - многонациональное государство, все народы равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов;
– край, где они живут, - их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и посёлках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей;
научиться:
– различать по существенным признакам природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы, тела и явления; небесные тела, формы суши, виды водоёмов; виды жилищи транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и не симметричные предметы; эстетические и нравственные категории, эмоциональные состояния, формы общения; государственную символику России;
– приводить примеры государственных законов и праздников, городов России, народов, населяющих родной край, наиболее многочисленных народов России; объектов неживой и живой природы, изделий человека; явлений, происходящих в неживой и живой природе, небесных тел, форм суши, естественных и искусственных, пресных и солёных водоёмов; объектов городского хозяйства, музеев, культурных центров, достопримечательностей родного города(посёлка); наземного, водного, воздушного, общественного, грузового и специального транспорта, разных профессий; симметричных и несимметричных предметов окружающего мира;
– описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида; характеризовать черты характера человека;
– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия;
– определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам;
– объяснять отличия человека от животных; различие эстетических, этических, моральных категорий (красивое - безобразное, нравственное - безнравственное, культурное - некультурное, вежливое - грубое и др.); значение природы для здоровья человека, положительные и отрицательные воздействия человека на природу;– наблюдать тела и явления природы, небесные тела, формы земной поверхности, виды водоёмов, признаки экологического неблагополучия в природе; объекты городского хозяйства, культуры, спортивные сооружения, виды строений, улиц, транспорта, музейные экспонаты; вести простейшие наблюдения социальных отношений в быту, в обществе;– извлекать полезную учебную информацию из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы, диаграммы, карты;
– представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, аппликация, условный знак, схема, таблица, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану);
– формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нравственного поведения в быту и обществе;
– создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения), участвовать в проектной деятельности;
– оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– ориентирования в среде обитания (природная и социальная среда, опасности и способы их преодоления);
– решения познавательных, учебных и практических задач;
– использования универсальных учебных действий при работе с разными источниками информации;
– определения природных и социальных объектов, нуждающихся в их сохранении с целью принятия участия в сохранении их чистоты и красоты;
– проведения наблюдений за телами и явлениями, объектами природы, городского хозяйства, экспонатами музеев, деятельностью людей в различных сферах с целью оценки положительного и отрицательного воздействия людей на окружающую среду;
– выполнения правил личной гигиены, режима дня для укрепления своего здоровья; соблюдения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; оказания первой помощи при лёгких травмах;
– осознания себя членом общества (семья, классный коллектив, горожанин, гражданин России) и воспитания в себе желания стать достойным человеком (верным другом, заботливым членом семьи, патриотом своей Родины);
– создания творческих работ (аппликаций, рисунков, моделей, рассказов, небольших сообщений) на заданную тему и участия в проектной деятельности.
Содержание учебного предмета.
№ п/пРаздел программы Кол-во часов Характеристика видов деятельности
1 Человек и его здоровье.
Человек как часть живой природы и разумное существо. Здоровье человека, основные условия и способы его сохранения и укрепления. Значение для здоровья режима дня, закаливания, физических упражнений, спорта, прогулок на природе. Органы чувств, важность сохранения их здоровья. Оказание первой помощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог, обморожение). Использование целебных свойств растений.
Личная гигиена школьника, поддержание чистоты и порядка в помещениях – залог здоровья. Важность знания правил безопасной жизни. Правила безопасного поведения в природе и дома (ядовитые растения, грибы, встреча с опасными животными; безопасное пользование бытовыми электрическими приборами, правила обращения с газом, водой, противопожарная безопасность). Правила поведения с незнакомыми людьми. Телефоны экстренной помощи. 10 Учиться ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты учебного труда. Наблюдать объекты окружающего мира и характеризовать их. Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, находить ответы на вопросы, соотносить иллюстративную и текстовую информацию. Читать простые схемы, извлекать заложенную в них информацию. Учиться выполнять разные типы тестовых заданий.
Объяснять отличия человека от других живых существ. Составлять здоровьесберегающий режим дня. Проводить простые исследования своего зрения, слуха, осязания. Объяснять, почему важна для здоровья личная гигиена и чистота. Учиться сохранять здоровье органов чувств, соблюдать личную гигиену, порядок и чистоту в помещениях. Учиться оказывать первую помощь при небольших травмах. Оценивать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья человека. Моделировать (инсценировать) правила поведения в разных ситуациях (дома, на дороге, при встрече с незнакомыми людьми, вызов экстренной помощи и др.). Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
2 Человек и общество
Общество – совокупность людей, объединённых общей культурой и совместной деятельностью. Человек – член общества. Значение труда для человека и общества. Разнообразие профессий: учёные, деятели литературы и искусства, учитель, врач, археолог и др. Важность и необходимость профессии эколог в современном мире. Наиболее распространённые профессии в городе, селе. Культура общения людей, правила этикета. Важность вежливого, уважительного отношения к окружающим. Эмоциональное состояние человека, проявление чувств. Друзья, взаимоотношения с ними. Физическая и духовная красота человека. Семья – ячейка общества, его основа. Члены семьи, родственники.
Имя, отчество, фамилия, их происхождение. Родословная семьи (предки, ближайшие поколения). Место работы членов семьи, их профессии. Домашнее хозяйство, семейный бюджет. Взаимоотношения в семье, за- бота членов семьи друг о друге. Обязанности ребёнка в семье (забота о младших, стариках, больных, помощь взрослым). Труд, отдых, семейные праздники. Семейные реликвии и традиции. 8 Учиться действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради. Извлекать (по заданию учителя) нужную информацию из учебника, иллюстраций и дополнительных источников знаний: словарей, энциклопедий, справочников. Наблюдать общение и взаимоотношения людей разного возраста. Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Моделировать (инсценировать) ситуации с использованием разных правил этикета общения (с взрослыми, одноклассниками, незнакомыми людьми, работниками школы, в театре и музее).
Рассказывать о семье (членах семьи, труде, занятиях, традициях), о своих друзьях. Объяснять значение семьи, дружбы в жизни человека. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых, больных, поступков истинных друзей. Оценивать физическую и духовную красоту человека. Учиться культуре проявления эмоций. Оценивать красивые и не красивые поступки. Читать простые схемы, извлекать заложенную в них информацию. Анализировать иллюстрации, извлекать нужную информацию. Учиться находить информацию, данную в нестандартном или неявном виде. Учиться обобщать полученную информацию. Учиться выполнять проектную работу.
3 Природные тела и явления.
Кто и как изучает природу. Учёные, изучающие живую и неживую природу. Значение наблюдений и эксперимента в изучении законов природы. Природные явления, происходящие в живой и неживой природе. Способы их изучения. Объекты и явления неживой природы, наблюдаемые на дневном небе. Образование облаков, их разнообразие. Перистые, кучевые, слоистые, грозовые облака. Что изучает наука астрономия. Первые представления о небесных телах. Звёзды – раскалённые космические тела. Солнце – ближайшая к Земле звезда, источник света и тепла для растений, животных, человека. Опасность солнечного ожога и теплового удара. Правила безопасного поведения под солнечными лучами. Почитание Cолнца древними народами, его образ в произведениях народного творчества.
Космические объекты и явления, наблюдаемые на ночном небе. Звёзды и созвездия. Кометы, метеоры, метеориты. Красота ночного неба. Планеты – холодные космические тела. Земля – планета. Общие представления о её форме, размерах и движении. Вращение Земли вокруг оси как причина смены дня и ночи, обращение вокруг Солнца – причина смены времён года. Глобус – модель Земли. Представления древних о Земле. Первый полёт человека вокруг Земли, первый космонавт мира Ю. А. Гагарин. Вид Земли из космоса. Луна – естественный спутник Земли. Движение Луны вокруг Земли как причина изменения её видимой формы в течение месяца (фазы Луны). Первые космические полёты на Луну. Общие представления о Солнечной системе, её составе и разнообразии планет.
Что изучает наука география. Соотношение воды и суши на земной поверхности. Материки и океаны Земли, их число, названия, расположение на глобусе и карте полушарий. Формы земной суши: горы, равнины, их разнообразие, условное обозначение на карте. Холм, части холма. Овраги, их образование и борьба с ними. Разнообразие гор. Горы и люди. Правила безопасного поведения в горах. Вулканы, опасность их извержения. Изменение и загрязнение суши людьми: карьеры и отвалы, свалки из пустых пород. Вода на Земле. Группы водоёмов: естественные и искусственные; с пресной и солёной водой. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, река. Море и его значение для людей и природы. Морская вода, волны, опасность купания в море. Озеро – замкнутый водоём. Каспийское море – самое большое озеро мира.
Байкал – глубочайшее озеро мира, жемчужина России. Река – постоянный водный поток. Части реки: исток, притоки, устье. Реки и люди. Болото, его значение для рек. Искусственные водоёмы: пруд, водохранилище, канал. Источники питьевой воды, важность сохранения их чистоты. Необходимость экономного расходования воды в быту. Проблема загрязнения (очистки) водоёмов. Правила безопасного поведения на водоёмах. Важность сохранения красоты и чистоты природы. Формы суши и виды водоёмов родного края. Красота природных пейзажей в произведениях поэтов, писателей, художников, композиторов. 29 Наблюдать природные объекты, явления и характеризовать их. Приводить примеры природных тел и явлений. Наблюдать дневное и ночное небо, разные виды и формы облаков. Сравнивать и различать части суток, времена года. Объяснять причину смены дня и ночи, смены времён года. Характеризовать различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Работать с глобусом и физической картой полушарий: находить материки, океаны и другие географические объекты. Учиться извлекать информацию из круговой диаграммы (соотношение суши и водной поверхности на Земле). Различать и характеризовать формы суши, их части. Наблюдать разные формы земной поверхности своей местности.
Описывать внешний вид, характерные особенности разных видов водоёмов. Различать и сравнивать по иллюстрациям разные формы суши и виды водоёмов. Находить на физической карте равнины, горы, реки, озёра, моря. Моделировать различные формы суши из песка, глины или пластилина. Анализировать примеры использования человеком природных богатств. Оценивать примеры экологически грамотного и безопасного поведения человека в природе. Обсуждать значение воды для всего живого на Земле, почему нужно экономно её расходовать, предлагать меры по сбережению питье- вой воды. Предлагать меры по защите и сохранению чистоты и красоты природы родного края.
Работать с текстовой информацией: читать и пересказывать тексты о природе, находить в них ответы на вопросы. Рассматривать иллюстрации, описывать внешний вид объектов, изображённых на них. Работать с разрезными кар- точками, выполняя задания по сравнению и группировке природных объектов, на- хождению их изображений по описанию. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, справочников, энциклопедий), презентовать и обсуждать полученные сведения. Учиться работать с разными схемами – добывать информацию, данную в рисунках- схемах, в блок-схемах, в круговых диаграммах. Учиться проводить простейшие наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений.
Учиться проводить наблюдения во время экскурсий по родному краю, обсуждать в группах и составлять отчёт (сообщение) об экскурсии. Находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде (во дворе дома и школы, в сквере, в парке и других местах). Оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу. Участвовать в природоохранной деятельности. Учиться контролировать выполнение учебных действий, вносить нужные коррективы (свои и учителя). Находить ошибки и способы их устранения. Оценивать результаты решения поставленных учебнопознавательных задач. Учиться выполнять проектную работу.
4 Наша Родина – Россия.
Родина, соотечественники. Россия – многонациональное, одно из крупнейших по территории государств мира. Народы, населяющие Российскую Федерацию, их национальные традиции (на примере народов родного края). Уважительное отношение к своему и другим народам. Русский язык — государственный язык России. Территория Российской Федерации. Государственная граница России, её сухопутные и морские границы. Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права и обязанности граждан. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Праздник и его значение в жизни общества. Государственные праздники: День защитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День защиты детей и др. Москва – столица России, центр управления государством. Расположение Москвы на карте России. Некоторые достопримечательности столицы России (Кремль, Московский университет, московское метро, Большой театр, храм Христа Спасителя и др.). Российские города (города-миллионеры, города- герои, города воинской славы, древние города). Общее представление о гербах городов. Санкт-Петербург и его достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Горожане и селяне. Условия жизни в городе (на селе). Промышленные и жилые районы города. Культурные центры города (библиотеки, музеи, театры, стадионы и др.).
Проблемы современного города (транспорт, переработка отходов, чистота и др.). Проблема загрязнения окружающей среды. Опасность пребывания на свалках. Важность озеленения городов. Значение транспорта в жизни общества. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Экологические проблемы города, связанные с транспортом. Экологически чистые виды транспорта. Родной край, родные места семьи. Родной город (посёлок). Достопримечательности и исторические памятники родного города (посёлка). Расположение родного края, его центра, родного города на карте. 10 Объяснять, что такое Родина, родной край, малая родина. Работать с глобусом и картой: показывать территорию России, её государственные границы; находить место- положение Москвы и других крупнейших городов (2–3) на карте России. Различать государственную символику Российской Федерации, узнавать российский флаг и герб среди символов других стран. Прослушивать и декламировать (петь) гимн РФ. Рассказывать о государственных праздниках России. Находить информацию (в том числе иллюстративную) о достопримечательностях Москвы, праздничных днях России, используя дополнительную, справочную литературу. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России.
Рассказывать о родном крае, (о родном городе, селе), используя дополнительную информацию; подбирать к своему сообщению иллюстрации или видеоматериалы. Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, о традициях, обычаях разных народов России (живущих в родном краю, городе, селе). Наблюдать социальную и природную среду места жительства (улица, район, город), труд людей. Сравнивать жизнь городского и сельского жителя. Различать виды транспортных средств: наземные, водные, воздушные виды транспорта, пассажирский, грузовой и транспорт специального назначения. Объяснять экологические проблемы, связанные с использованием различных видов транспорта. Обсуждать проекты видов транспорта будущего.
Моделировать (инсценировать) учебные ситуации по соблюдению правил дорожного движения, поведения в транспорте. Работать с текстовой и иллюстративной информацией: находить (извлекать) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (слова- рей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения. Находить в текстах и на иллюстрациях ответы на вопросы. Участвовать в природоохранной деятельности. Учиться соблюдать правила экологически грамотного поведения в природной и социальной среде. Учиться пользоваться схемами, находить в них нужную информацию и использовать её при решении учебно-познавательных задач. Учиться выполнять проектные работы.
5 Человек – творец.
Человек – создатель и носитель культуры. Талант и трудолюбие. Творчество и мастерство человека. Музеи, их значение в жизни общества. Исторический, краеведческий, политехнический и другие музеи, их экспонаты. Музеи под открытым небом. Коллекции старинных предметов быта: одежды, обуви, домашней утвари, светильников и др. Значение письменности, счёта, средств связи в жизни людей. Бережное отношение к книге. Старинные и современные средства письменности, счёта, связи. Почта, телеграф, мобильный телефон, компьютер, электронная почта, радио, телевидение, пресса, Интернет. Мир искусства. Виды художественного творчества: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Образы природных пейзажей, времён года в искусстве: в поэзии, на художественных полотнах и др.
Художественные музеи – хранилища произведений искусства. Эрмитаж, Третьяковская галерея – крупнейшие музеи страны. Красота природная и рукотворная. Симметричные и несимметричные предметы окружающего мира. Осевая, центральная, переносная виды симметрии. Линия и центр симметрии. Использование разных видов симметрии в творениях человека: в архитек- турных сооружениях, парковых ансамблях, мостах, узорах одежды, предметов быта и др. Памятники культуры на ближайших улицах родного города (села), важность бережного от- ношения к ним. 11 Учиться ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с географической картой и др.). Читать текст, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию. Вести наблюдения во время экскурсий в музеи, рассказывать об увиденном одноклассникам. Анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте. Наблюдать симметричные узоры на предметах домашнего обихода, в городских сооружениях, парковых ансамблей родного города (села). Различать симметричные и несимметричные предметы. Называть признаки симметричных предметов, обладающих разными видами сим- метрии.
Изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией. Находить линию симметрии плоских фигур. Рассматривать произведения искусства, оценивать их красоту. Учиться давать полный ответ на поставленный вопрос, аргументировать свой ответ. Учиться оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме. Учиться находить дополнительную информацию с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств для подготовки небольших сообщений. Учиться сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивать способы взаимной помощи партнёрам по работе.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока п/пТема урока Дата план. Дата корр.
1 Что нас окружает. 2 Тела окружающего мира. 3 Человек – часть живой природы. 4 Человек – разумное существо. 5 Здоровье человека. Значение природы для человека. 6 Органы чувств, их гигиена. 7 Органы чувств, их гигиена. 8 Чистота – залог здоровья. 9 Зелёная аптека. 10 Азбука без- опасного поведения. 11 Человек – член общества. 12 Разнообразие профессий людей. 13 Как мы общаемся. Правила этикета. 14 Физическая и духовная красота человека. 15 Друзья, их значение в жизни людей. 16 Семья. Родственники. 17 Семейные заботы. 18 Семейные традиции. 19 Кто и как изучает природу. 20 Природные тела и явления. 21 Разнообразие облаков. 22 Разнообразие облаков. 23 Солнце – ближайшая к земле звезда. 24 Солнце и жизнь. 25 Звёзды и созвездия. 26 Кометы, метеоры, метеориты. 27 Земля – планета. Форма Земли. 28 Движение Земли. 29 Луна – естественный спутник Земли. 30 Исследования Луны. Человек на Луне. 31 Планеты, движущиеся вокруг Солнца. 32 Разнообразие космических тел. Обобщающий урок. 33 Поверхность Земли. Материки и океаны. 34 Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними. 35 Горы, их разнообразие. 36 Горы и люди. Безопасное поведение в горах. 37 Экскурсия. Формы суши родного края. 38 Земля и её поверхность. Обобщающий урок. 39 Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей. 40 Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей. 41 Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей. 42 Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей. 43 Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России. 44 Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России. 45 Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов. 46 Экскурсия. Водоёмы родного края. 47 Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок. 48 Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство. 49 Российская Федерация, её государственные символы. 50 Конституция – основной закон государства. Государственные праздники. 51 Москва – сто- лица России. 52 Российские города. 53 Родной город (село), его достопримечательности. 54 Горожане и селяне. 55 Проблемы современного города. 56 Наземный, водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании. 57 Наземный, водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании. 58 Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. 59 Старинные и современные предметы быта и одежды. 60 Старинные и современные средства письменности, счёта, связи. 61 Мир искусства. Художественное творчество человека. 62 Природа в произведениях литературы, живописи, музыки. 63 Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия. 64 Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия. 65 Центральная (поворотная) и орнаментальная (переносная) виды симметрии. 66 Виды симметрии в изделиях людей. Экскурсия «Красота природная и рукотворная» 67 Виды симметрии в изделиях людей. Экскурсия «Красота природная и рукотворная» 68 Контрольный урок. Что узнали, чему научились во 2 классе. СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО _________Салихбаева Л.И.
Протокол от __________№_________
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР _________Лизякина И.А.
«_____»___________ 2016 г.