Конспект внеурочного занятия по курсу Уроки нравственности — Лето в загадках


Занятие по курсу
«Уроки нравственности,
или «Что такое хорошо и что такое плохо»
2 «а» класс
Учитель: Потапова Е.Ю.
Дата проведения: 24 мая 2016 года
Тема: Лето в загадках (из цикла: Я и природа)Цель: создание условий для обобщения представлений детей о времени года: лето, расширение знаний о насекомых, лекарственных растениях.
Задачи:
1. Учить детей разгадывать загадки на летнюю тему, видеть прекрасное в летней поре.
2. На основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность летней поры.
3.Развивать навыки сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом; развивать внимание, мышление, ориентацию в пространстве, воображение, зрительную память, речь.
4. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни, бережное отношение к природе и ко всем окружающим.
Формирование УУД:
Личностные:
-учить детей бережному отношению ко всему окружающему
-придерживаться правил общения
-воспитывать стремление к здоровому образу жизни
Регулятивные:
-определять цель учебной деятельности
- мотивационная установка на занятие и позитивное общение
Познавательные:
-уметь обрабатывать, извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, видео
-выстраивать логические цепи рассуждений
-развивать внимание, мышление, ориентацию в пространстве, воображение, зрительную память, речь;
Коммуникативные:
-уметь договариваться друг с другом, развивать навыки сотрудничества
-участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении
-слушать и понимать других
-аргументировать своё мнение
Ожидаемые результаты: формирование у детей интереса к изучению природы.
Тип занятия: занятие - открытие новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, проблемный, практический, частично-поисковый, диалоговый, объяснительно-иллюстративный.
Формы занятия: фронтальная работа, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения и оборудование: рабочая тетрадь «Уроки нравственности» 2 класс, видео-мультфильм «Песенка о лете», мелодия «Музыка леса», цветные карандаши, карточки: «Ассоциация», «Справочное бюро», компьютер, медиапроектор, вырезанные из бумаги лица мальчиков и девочек для рефлексии, солнышки.
Структура и содержание занятия
Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма организации УД
Организационный момент.
Мотивация Прозвенел уже звонок,
Кружок наш начинается.
Ножки вместе,
Спинки прямо.
И к занятию всё готово!
Садитесь.
Наше занятие я предлагаю начать с улыбки. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне! А также подарите свои красивые улыбки нашим гостям! СЛАЙД 1.
Слушают, эмоционально настраиваются на занятие Фронтальная
Создание проблемной ситуации -Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма и внимательно послушать песенку, исполняемую героями этого мультфильма. Дети смотрят отрывок из мультфильма «Дед Мороз и Лето», где звучит «Песенка о лете» Индивидуальная
Формулировка темы занятия -О чём была эта песенка? Эта песенка соответствует теме нашего занятия. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии? СЛАЙД 2.
Сегодня мы поговорим о наступающем лете – самом любимом времени года всех школьников. И наш разговор будет построен в виде цепочки загадок на данную тему, а также заданий к ним. Формулируют тему занятия «Лето в загадках» Фронтальная
Работа по теме -Что такое лето? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. У каждого человека возникают свои ассоциации, лишь только он услышит это слово. Предлагаю поиграть в игру «Ассоциации», чтобы ярче представить себе картину лета. Игру проведём в паре на выданных листах. Условие игры: выражать мысль одним словом, н-р: лето – это солнышко, пляж, каникулы и т.д.
СЛАЙД 3.
- Проверим выполнение. СЛАЙД 4.
Дети работают в паре, продолжая высказывание: «Лето – это…»
Дети зачитывают ответы. Работа в парах
Практическая работа по теме - Откроем р.т. на стр.56 и выполним задание 1. Я зачитываю загадку, ваша задача: её отгадать и быстро, с помощью какого-либо символа, нарисовать отгадку.
1) Утром падаю всегда-
Не дождинка, не звезда.
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах (роса)
2) Прыгунка и скакунка
Подарило солнце.
Прыгунок и скакунок
Прыг, скок, прыг, скок
Со стены на потолок
С потолка в оконце (солнечный зайчик)
3) Над лесами, над рекой
Семицветный мост дугой.
Если б смог я встать на мост
Я б достал рукой до звёзд (радуга)
4) Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает.
И бормочет и поёт
Убаюкивает? (дождь)
5) На кургане, на поляне
Сидит курочка с серьгами.
Кто мимо пройдёт-
Всем по коробу даёт (ягоды)
6) Невелик и коренаст
Поглядеть решил на нас.
Приподняв с утра под ёлками
Лист, с прилипшими иголками (гриб) СЛАЙД 5.
Дети отгадывают загадку, символом рисуют отгадку.
Проверка по слайду.
Индивидуальная
Фронтальная
Работа по теме

Практическая работа по теме
- Лето - это время года, когда кругом порхают бабочки, пищат комарики, жужжат жуки.
- Перечислите насекомых.
-Как они передвигаются? (летают, прыгают, ползают, бегают, порхают)
-Где обитают насекомые? (в воздухе, на воде, на земле, под землёй)
- И вновь для вас загадка … о насекомом.
Над цветочками порхает,Кто красавицу не знает?Её крылья расписные,Её танцы заводные.Только очень беззащитна,Совершенно безобидна.Не спеши ее пугать,Слабых надо защищать  (бабочка) СЛАЙД 6.
- Бабочка приготовила для вас задание. Выложить её изображение из деталей танграма. СЛАЙД 7.
Устные ответы детей
Дети зачитывают загадку со слайда и отгадывают.
Дети выкладывают бабочку из деталей танграма. Фронтальная

Индивидуальная
Музыкальная физкультминутка - Настало время немного отдохнуть. Дети выполняют движения под музыку физкультминутки «Солнышко лучистое» Индивидуальная
Работа по теме
Практическая работа по теме -Лето приготовило для вас ещё одну загадку.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой. (Лес) СЛАЙД 8.
- Лес отличное место отдыха. Он привлекает к себе любителей собирать грибы, ягоды; туристов, рыболовов, охотников и просто желающих побродить по его тропинкам, чтобы полюбоваться цветами, послушать пение птиц. Лес встречает нас непривычной тишиной, свежим воздухом, настоянном на ароматах трав, очень полезных для организма…
Игра «Рисуем лес». СЛАЙД 9.
- Я предлагаю вам объединиться в группы, и пока звучит «музыка леса» нарисовать лес, такой, каким вы его представляете. Соблюдайте условие: каждый участник группы нарисует свой какой-либо предмет живой или неживой природы, присущий лесу.
Дети читают загадку со слайда и отгадывают.
Дети работают в группах, на листах А4, цветными карандашами. Звучит музыка леса.
Далее представляют работы, прикрепляют к доске. Фронтальная
Работа в группах
Практическая работа по теме
- Лес это дом для растений, а каких снова отгадаем в загадках, которые найдём в р.т. стр. 58 задание 4. СЛАЙД 10.
Отгадки: ромашка, ландыш, крапива, репей, подорожник.
- Дайте общее название этой группе растений? (лекарственные растения).
- Найдём на столах карточку «Справочное бюро» и прочитаем, как применяют эти растения.
- Лето – это пора сбора лекарственных растений. И, наверное, ваши бабушки не пропустят этот момент, и вы тоже можете им помочь. Давайте, используя, стрелки прочитаем названия других целебных трав, которые спрятались в таблице. СЛАЙД 11.
1.валериана
2.зверобой
3.пустырник
4.душица
- А вот как они выглядят, посмотрите на слайде. О их целебных свойствах, узнаем в «Справочном бюро». СЛАЙД 12. Дети по очереди читают загадки, отгадывают, записывают, проверяют по слайду-картинке.
Дети по слайду читают названия целебных трав, я вывешиваю их названия на доску.
Дети работают со «Справочным бюро». Фронтальная
Индивидуальная
Итог занятия
Рефлексия - Наше занятие подходит к концу. Хотелось бы узнать, что вы сегодня узнали, что вы поняли, продолжите фразы на слайде. СЛАЙД 13.
- А я хочу вас поздравить с наступающими летними каникулами, пожелать вам провести их отлично, с пользой, набраться сил и побольше витаминов для вашего организма. И подарить вам частичку лета – солнышко с пожеланиями.
-Какое настроение у вас осталось от сегодняшнего занятия. Дорисуйте лица мальчикам и девочкам и покажите. Ответы детей
Показывают личики
Индивидуальная