Программа профильной специализированной смены биолого-химического направления дневного пребывания ЮИП Юные Исследователи природы



УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Бакчарская СОШ»
________Быкова С.В.
2014 г






ПРОГРАММА
Профильной биолого - химической смены
ЛАГЕРЯ
ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ
«ЮИП»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бакчарская средняя общеобразовательная школа»






















2014 год









Содержание.

Паспорт программы.3 стр.
Пояснительная записка
2.1. Актуальность .......7 стр.
2.1. Цели .......................7 стр.
2.1. Задачи ....................7 стр.
2.2. Нормативно – правовое сопровождение...8 стр.
2.3. Особенности контингента детей.....8 стр.
Принципы деятельности смены9 стр.
Механизмы и условия реализации программы.10 стр.
Содержание деятельности
Ожидаемые результаты и критерии их оценивания.13 стр.
Список использованной литературы...............14 стр.
Приложение ......15 стр.


















Паспорт программы.

1
Полное название программы
Программа профильной специализированной смены биолого- химического направления дневного пребывания «ЮИП» – Юные Исследователи Природы (далее Программа)

2
Цель программы
- создание благоприятных условий для организации досуга и укрепления здоровья учащихся, включая их в социально значимую, творческую деятельность;
- формирование исследовательских навыков и умений;
- воспитание экологической культуры и расширение представления о многогранности окружающей природы.


3
Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников)
Лагерь формируется из числа одаренных учащихся школы в возрасте от 11-15 лет; с.Бакчар


4
Сроки реализации программы
16– 25 июня 2014 года


5
Направление деятельности, направленность программы
В лагере ведётся работа по направлениям: исследовательское и творческое.

6
Краткое содержание программы

Программа является одним из этапов эколого-биологического образования.
Основная идея программы – изучение и практическое использование доступных для учащихся методов исследования.
В современном мире проблема окружающей среды приобрела глобальный масштаб. Возникла необходимость в воспитании бережного, внимательного отношения к окружающей среде, что является неотъемлемой частью общей системы образования.
Формирование экологической культуры осуществляется через достоверные знания по биологии и химии и практические умения, направленные на изучение природы родного края и ее охрану.


7
Ожидаемый результат
качественная организация отдыха учащихся;
повышение уровня биологических и химических знаний и их применение;
сформированность исследовательских компетенций;
полученные знания об окружающей их природе и понимания ее ценности;
оформление клумбы на УО участке.

8
Название организации



Авторы программы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бакчарская средняя общеобразовательная школа»
Учитель химии Л.В.Зайцева
Учитель биологии О.И.Андросова

9.
Ф.И.О. руководителя организации
Быкова Светлана Викторовна



Пояснительная записка.

Программа смены является логическим продолжением образовательного процесса и направлена
на создание необходимых условий для использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности;
формирование у школьников навыков здорового образа жизни, оздоровления, отдыха;
на развитие исследовательских умений с учетом их возрастных особенностей.
Актуальность программы заключается в приобретении теоретических знаний в области общего и дополнительного биолого-химического образования в ходе изучения объектов живой природы в естественных условиях. Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильной смены, позволяет школьнику уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Основная идея программы – знакомство, изучение и практическое использование доступных для учащихся методов исследования, соответственно их возрасту.
В современном мире проблема загрязнения окружающей среды приобрела глобальный масштаб. Возникла необходимость в воспитании бережного, внимательного отношения к окружающей среде, что является неотъемлемой частью общей системы образования.
Формирование экологической культуры осуществляется через достоверные знания по биологии и химии и практические умения, направленные на изучение природы родного края и ее охрану.

Цель программы:

развитие учебных умений практического и исследовательского характера, формирование навыков экологического мониторинга.

Задачи программы:

Организовать и провести работу, сочетающую развитие и воспитание с оздоровительным отдыхом учащихся;
включить школьников в различные виды деятельности с учетом их возможностей и интересов;
формировать умения выполнять исследования и эксперименты в природе;
изучить простейшие методы биоиндикации окружающей среды;
воспитать ответственность за состояние окружающей среды и стремление к конкретной деятельности по её охране;
создать экологический уголок на территории пришкольного участка из природного материала.

Нормативно – правовое сопровождение.

Деятельность лагеря строится в соответствии с нормативно - правовыми документами:
Конвенцией о правах ребёнка;
Конституцией РФ;
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 13.07.2001 г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»,
СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»,
Уставом Учреждения.
Положением о профильной смене с дневным пребыванием детей и подростков МБОУ «Бакчарская СОШ»


Особенности контингента детей

Смена формируется из числа учащихся школы в возрасте от 11 до 15 лет. Это одаренные и творческие школьники, принимающие активное участие в образовательных событиях школы, района, области. Большинство из них являются призерами и победителями биологических и химических олимпиад, викторин, конкурсов и научно-практических конференций.

Принципы деятельности лагеря.

1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.
2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений и вредных привычек, формирование чувства ответственности за свои поступки и действия.
4. Принцип сочетания воспитательных мероприятий с экологической деятельностью детей предусматривает; режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности.


Механизмы и условия реализации программы.

1. Мотивационные условия.

Любая деятельность в смене должна быть посильной и конкретной для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.


2. Кадровые условия.

- Воспитатели - организуют работу смены;
- Медицинские работники - обеспечивают оздоровительную работу с детьми,
- Повар школьной столовой – обеспечивает трехразовое питание,
- Технический персонал – обеспечивает чистоту и порядок в помещениях школы и прилежащей территории.



3. Педагогические условия.

Соответствие направления и формирования работы целям и задачам профильной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в мероприятиях дополнительного образования по интересам;
- отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
- Обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
- Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.

4. Методические условия предусматривают:

- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктажа с участниками смены;
- наличие сети Интернет для теоретической подготовки;
- наличие методической литературы.

Содержание деятельности.

Любая деятельность в смене должна быть посильной и конкретной для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
В зависимости от пожеланий учащихся, заявлений родителей (законных представителей) и возможностей школы допускаются следующие виды деятельности:
эколого-химические исследования воды, флоры и фауны бакчарского пруда и реки Галка;
знакомство с историей создания пруда в центре села Бакчар;
создание экологического уголка на пришкольном участке;
экскурсия в ботанический сад и эколого-биологический центр г.Томска;
уход за цветниками;
конкурс «Экологическая сказка».

Ожидаемые результаты.

Результативность реализации программы смены измеряется:
качественная организация отдыха учащихся;
повышение уровня биологических и химических знаний и их применение;
сформированность исследовательских компетенций;
полученные знания об окружающей их природе и понимания ее ценности;
создание экологического уголка на пришкольном участке.


Список использованной литературы.

Ресурсы Интернет.
Научно-методический журнал «Химия в школе» №2 1998г
Научно-методический журнал «Химия в школе» №8 2002г
Научно-методический журнал «Химия в школе» №3 2004г
П,Кемп, К,Армс «Введение в биологию» Москва «Мир» 1988г
А.В.Цингер Библиотека Аванты. «Занимательная ботаника» Мир энциклопедий Аванта.
Ашихмина Т.Я. Экологический мониторинг. Учебно-методической пособие. Константа 2006г.
































Приложение 1.


РЕЖИМ ДНЯ

9-00 – 9-15
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Стройся по порядку, быстро на зарядку


9-15 – 9-45
ЗАВТРАК Все за стол! Узнать пора,
Что сварили повара?


9-45 – 12-30
Познавательная деятельность - образовательные мероприятия (просмотр фильмов, беседы, экскурсии, сбор материала для исследований, работа с литературой, ИНТЕРНЕТ и т.д.)


12-30 – 13-00
ОБЕД
За столом здоровый вид?
Приналяжем и покажем
Наш здоровый аппетит!


13-00 – 14-00
Занятия по интересам. Исследовательская деятельность.


14-00 – 15-00
Посещение компьютерного класса, работа в библиотеке.


15-00 - 16-00
Творческие дела.
Трудовая деятельность.


16-00 – 16-30
Полдник.
Подводим итоги нашего настроения
И общего впечатления!






































13 PAGE 14915



15