Конспект урока по окружающему миру на тему Охрана животных 3 класс. Программа Школа России

Конспект урока «Охрана животных» в 3 классе. Программа «Школа России»
Ход урока
I Организационный момент
Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
Мозговая атака
1Какие группы животных вы знаете? (Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие, птицы, млекопитающие)
2. Как называются личинки бабочек?( Гусеницами)
3. Какое горючее помогает летать бабочке? (Сладкий цветочный нектар)
4. Как размножаются рыбы?(икра – мальки- рыбы)
5. Какое самое крупное животное планеты? (синий кит)
6. К какой группе относится лягушка?(земноводная)
7. Как она развивается? (икра-головастики-лягушка)
8. Как развиваются пресмыкающиеся? (яйцо-детеныш-взрослые животные)
9. Как происходит размножение у млекопитающих?(детеныш-взрослые животные)
10. Какие животные рождаются слепыми? (лисята, бельчата)
11. Как развивается божья коровка? ()
12. Как выводят потомство зяблики? ()
13. Как бобры заботятся о своих детенышах? ()
Земноводные откладывают в воду икринки, из икринок выходят головастики, а головастики превращаются в лягушек. А пресмыкающиеся откладывают яйца. Из них вылупляются маленькие ящерицы, змеи, черепашки, крокодильчики. Затем они растут и превращаются во взрослых животных.
В чем отличие размножения млекопитающих от других видов животных?
( У млекопитающих рождаются детеныши, которых мать вскармливает своим молоком, поэтому их так и называют.) Есть ли у вас любимые животные? А почему они у Вас любимые?
А у меня любимое животное еж.
III. Введение в новую тему (слайд 4)
1.Постановка проблемы (рассказ – задача), беседа
Послушайте, какой случай произошел однажды с моими ежатами У ежихи появились маленькие, мягкие, пушистые ежата. Чтобы им не было холодно, мама грела их своим телом. Но ежат надо было, и кормить, да оставлять малышей одних страшно: вдруг замерзнут. Если ежиха будет их только греть, то ежата останутся голодными, поэтому ежиха – мать решила пойти и быстро добыть корм для своих детенышей. Вдруг из-за кустов появились мальчишки. Они увидели ежиху и взяли ее домой. Маленькие ежата остались одни. Им холодно и голодно.
Правильно ли поступили мальчики?
- Как вы думаете, что случится с ежатами без мамы? ( Они погибнут.)
- Будет ли природе хуже, если погибнут маленькие ежата?
(Это маленькая рана, нанесенная природе. Ведь в природе все взаимосвязано и нет ничего лишнего. Природе трудно залечивать, как большие, так и самые маленькие раны)
Как же разрешить эту проблему и исправить ошибку мальчиков?
(Надо отпустить ежиху, она сама найдет дорогу домой)
: К чему приводит такое отношение людей к природе?
( Некоторые животные становятся редкими, а некоторые совсем исчезают)
Как вы думаете, это положительное отношение человека к природе или отрицательное? (отриц.)
2.Работа в рабочих тетрадей стр.63 № 2
Какое воздействие на мир изображено на рис. Что изображено на 1 рис.?
Поставь цифру 6 рядом с рис. Остальные самостоятельно. (Самост. работа)
Чтобы животные не исчезли надо их? А как охранять?
Кто догадался, как называется тема урока? (слайд 5)
Охрана животных

IV. Сообщение темы и целей урока
А как охранять?_____________________________________
Давайте прочитаем на странице учебника 10 и 6 106. А почему они в опасности?
-Какую  же  роль  выполняют  животные  в  природе?  
С древних времен люди охотились на животных, используя мясо и шкуру. Человек стал убивать большее количество животных, чем ему было необходимо для поддержания жизни. Когда смертность среди особей того или иного вида превышает рождение, этому виду грозит гибель.
Так в результате неумеренной охоты исчезли морские коровы, квагги (вид африканских зебр), странствующие голуби и сумчатые волки.
По вине людей стали редкими многие виды животных. В последние годы на Земле ежегодно исчезает от одного до десяти видов животных. Это больше, чем появляется новых видов. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения и составила мировой список, в который вошли все животные, находящиеся на грани исчезновения. А затем ученые решили назвать этот список «Красной книгой» (показать Красную книгу) (слайд 8)
Для чего нужна эта книга?
( Красная книга предупреждает, что растение или животное находится в опасности, в беде и нуждается в охране.)
Как вы думаете, почему книгу назвали Красной, а не синей или зеленой? (ответы детей)
Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась.
Ваше мнение, почему Красная книга переиздавалась?
(Появились новые виды животных, которые находились на грани исчезновения.)
V. Физкультминутка
Песенка защитников природы.
Если б только только-только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Все живое берегли
То возможно–можно–можно,
То наверно – верно верно,
Книги Красной точно – точно
Никогда б не завели!
Припев:
А – а, здравствуйте, горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты, А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай! А- а, и зеленый попугай!
И пускай у этой речки,
И пускай в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни- помни- помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете Ты, как можешь, помогай! Припев: тот же
Работа группы экологов А теперь помощники экологов проведут путешествие по страницам Красной книги «Животные из Красной книги России» (слайды 9-13)
По описанию узнать животное
Белый медведь Это владыка Арктики, самый крупный зверь. Живет около 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы рождаются 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Питается белый медведь рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, а шкуру для одежды. В результате сократилась численность белых медведей.
Филин Это вид находится на грани исчезновения. Отличительные признаки – крупные размеры, преимущественно рыжая окраска, большие уши и глаза. Обитает в таежной зоне, в лесотундру и тундру залетает редко. Гнездится там, где отсутствует человек. Основная добыча филина это полевки, бурундуки, зайцы, рябчики, тетерева, а также рыба, лягушки и насекомые. Главная причина сокращения численности филина – прямое истребление его человеком. Его уничтожают охотники, как конкурента или просто из любопытства, для изготовления чучел.
Фламинго Эта птица стала редкой, так как подверглась преследованию ради вкусного мяса, красивого пера и мягкого пуха. Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке. Эта птица обладает длинной шеей и длинными ногами. Оперенье у фламинго нежно-розовое. Крылья короткие и широкие. Питается рачками, насекомыми, семенами водных растений.
К каким последствиям могло бы привести полное исчезновение всех птиц?
(Погибнет урожай, так как птицы уничтожают в день огромное количество вредных насекомых, ловят на полях грызунов, распространяют семена растений, радуют нас своим пением, украшают нашу жизнь.)
Тигр Это прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая добыча – это олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, то питается лягушками, мышами, саранчой. Когда многочисленные животные, теперь стали редкими. Причина кроется в их красивом и ценном мехе. На грани вымирания оказался самый крупный в мире амурский тигр. Сейчас тигры взяты под защиту во всем мире.
Журавль
2. Работа в рабочих тетрадях стр. 52 № 3
3. Рассказ учителя
Животные Пермского края, занесенные в Красную книгу (слайды 14 -17)( атлас стр.11)
-Какую  же  роль  выполняют  животные  в  природе?  Подумайте,  и  приведите  примеры.
Заслушиваются ответы учащихся.
        1. Многие  насекомые  опыляют  растения,  тем  самым  способствуют  размножению  и  распространению  растений.
          2. Почвенные  бактерии  и  дождевые  черви  способствуют  образованию  перегноя  в  почве,  делают  ее  более  плодородной.
          3. Делая  ходы  в  почве,  животные  обогащают  почву  воздухом,  который  необходим  корням  растений.
         4.  Некоторые  животные  являются  санитарами  леса,  так  как  питаются  падалью.  Например,  шакал,  гриф,  сипы,  гиена.
Подумайте  и  назовите,  какое  значение  животные  имеют  для  человека?
1.Жизнь  наших  далеких  предков  зависела  от  охоты  и  рыболовства.  Люди  использовали  шкуры  зверей,  делали  из  костей  ножи,  иглы  и  наконечники  для  стрел.
2.В  современном  мире  мало,  что  изменилось.  Мы  также  используем  мясо  убитых  животных,  шкуры,  а  из  некоторых  зверей  даже  делаются  лекарства.
     Любая деятельность человека оказывает влияние на живую и неживую природу. Разрушая природу, человек уничтожает свой дом. С начала современного  летоисчесления полностью уничтожено, стерто с лица Земли около 350 видов животных. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека. Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими или совсем исчезли. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. В 1982 была учреждена Красная книга РСФСР.
Учитель предлагает отгадать загадку: В Нью-Йоркском зоопарке у клетки с толстыми прутьями висит табличка: “Самый опасный хищник на Земле”. Кого или что можно увидеть внутри клетки? После дискуссии приходим к правильному ответу – зеркало, следовательно, самый опасный хищник на Земле – человек!
 - Если  животное  занесено  в  Красную  книгу – гарантия  ли  это  того,  что  животное  защищено?
     Нет.  Это  всего  лишь  сигнал  о  том,  что  животных  нужно  беречь!  
- Как еще можно охранять животных? (создавать заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы).
- Что такое заповедник?
     На  территории  заповедника  запрещена  любая  хозяйственная  деятельность  человека:  вырубка  леса,  добыча  полезных  ископаемых,  сенокошение,  сбор  растений,  выпас  скота,  строительство.  
     У  нас  на  территории     тоже  есть  заповедники?
- Кто знает какие? ( Ильменский, Восточно-уральский и Южно-уральский).
- А как вы можете охранять животных?     
    -заготовить  корм;
    - создать  искусственные  гнезда  и  кормушки;
    - участвовать в лесопосадках.
Подведение итогов и контроль:
Вопросы для контроля:  
    1. На  конвертах  и  наклейках  спичечных  коробков  раньше  печатали: «Охраняйте  полезных  животных  и  птиц!»  Какая  ошибка  допущена  в  этом  выражении?
    2. Какие  меры  можно  еще  принять,  чтобы  диких  животных  не  истребляли?
    3.  Приведите  примеры  из  вашей  жизни,  когда  вы  помогли  животному?
Вывод: животные  выполняют   важную  роль  в  природе  и  жизни  человека.  Мы   должны  заботиться  о  братьях  своих  меньших,  потому,  что  человек  сам  часть  этой  природы!
Рефлексия деятельности.
Домашнее  задание: прочитать текст параграфа, составить кроссворд на тему: «Животные, занесенные в Красную книгу»
 Спасибо  за  работу!