Урок по русскому языку Непроизносимые и удвоенные согласные в корне


ТЕМА: Непроизносимые и удвоенные согласные в корне
Класс: 3
Форма проведения: урок открытия нового знания, технология деятельностного метода;
Цель: формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками; знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов.  способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию; Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
- Начинаем урок русского языка. Над чем работали на прошлом уроке? (Тренировались в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне)
- Сегодня вы продолжите открывать новые знания о правописании слов, как вы будете это делать? (Мы сначала выясним, что мы не знаем, а затем сами откроем новое.)
- Трудностей не боитесь?
- Как надо относиться к трудностям? (К трудностям надо относиться спокойно.)
- С чего начнем урок? (С повторения тех знаний, которые нам потребуются для открытия нового.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Задание 1. Работа с сигнальными карточками
Прочитайте слова: резкий голо., ши. ка, улы. ка.
- Как их проверить? (Изменить слово так, чтобы после согласного появился гласный или звук [н], чтобы согласный четко слышался.)
- Покажите сигнальной карточкой, какая буква пропущена?
Задание 2.
- Прочитайте слова:
Переск. зать, с. сновый, св. тильник.
- Что общего в этих словах? (Пропущена безударная гласная в корне слова.)
- Покажите сигнальной карточкой, какая безударная гласная пропущена. (Обучающиеся показывают.)
- Как проверить правописание безударных гласных в корне слова? (Подобрали однокоренное слово или изменили слово так, чтобы гласный в корне стал ударным.)
- Назовите эти изученные орфограммы. (Парные согласные в корнях слов, безударные гласные в корнях слов)
- Почему для проверки подбираем однокоренные слова? (Корень в однокоренных словах пишется одинаково).
- Молодцы! Что вы повторили?
- А сейчас настало время пробного действия. А для чего оно нужно? (Чтобы выяснить чего пока мы не знаем.)
- Посмотрите на слайд. Кто это? (Сказочный персонаж, очень известный). Запишите на планшете. (Известный.)
- Поднимите планшетки, посмотрите, как написано слово известный? (Слова написаны по-разному)
- Что у вас возникло? (затруднение)
- Что надо сделать, если возникло затруднение? (Надо остановиться и подумать.)
3. Выявление места и причины затруднения
- Какое задание вы выполняли? (Надо было написать слово известный.)
- В чём возникло затруднение? (Написали по-разному)
- Почему вы пока не смогли выполнить задание? (Мы не знаем правила, по которому пишется это слово)
Физкультминутка
- Начинайте работать по плану. Даю вам 2 минуты.
По окончании отведенного времени ответственный из каждой группы зачитывает подобранные однокоренные слова, учитель открывает слайд со словами: Весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.
- Вы выделили корень во всех словах и понаблюдали за написанием этих слов.
- Сделайте в группах вывод, как правильно написать слово известный и почему.
Ответственный из каждой группы называет свой вариант правила. После обобщения делаем единый вывод.
- Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково. Чтобы написать слово известный, нужно подобрать однокоренные слова и выделить в них корень вест-, а затем написать в слове известный такой же корень, т. е. с буквой т.
- Как бы вы назвали такие согласные? (Варианты: молчаливые, беззвучные, неслышные, незвучные, скрытные…) -Подчеркните одной чертой те слова, которые, по вашему мнению, являются проверочными.2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной. - Откройте учебники на странице 117 и сравните свои предположения с тем, что предлагают нам авторы учебника. Дети читают про себя текст в рамочке. - Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые.) - Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в словах.) - Зная тему урока, дополните цель. Учимся грамотно писать какие слова? С чем? (С непроизносимыми согласными в корне слова.) - Что ещё узнали из учебника? Какие согласные звуки могут быть непроизносимыми? ( [д],[т],[ф],[л] ) - Значит на какие согласные мы должны обратить внимание при письме, чтоб не Допускать ошибок. (д, т,в, л) Вывешиваются карточки с непроизносимыми согласными. Д Т В Л - Когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки? ( Когда в слове есть Сочетание трёх согласных звуков и один из них не произносится.) - Молодцы! Выполним упражнение
- Прочитайте данные слова.
- Какие звуки произносятся на месте выделенных буквосочетаний в словах?
- Какой согласный звук не произносится, но буквой обозначается?
- Подберите проверочное слово к слову солнце.
- Сделайте вывод, как проверить написание буквы непроизносимого согласного?(Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук.)
- Спишите слова. Подчеркните буквы, которыми обозначены согласные звуки.
(Если мы встретили в слове стечение нескольких согласных звуков, то надо подобрать такое однокоренное слово, в котором эти согласные четко произносятся. Тогда мы узнаем, есть ли в слове непроизносимый согласный.)- Проверим наш вывод по учебнику. Прочитайте сведения по русскому языку на стр.
Обучающиеся открывают учебники и читают новое правило.
- Вернемся к нашему пробному заданию. Какой вариант записи слова известный будет правильным и почему? (С буквой т, т. к. однокоренное проверочное слово – весть.)
- Смогли мы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что вы можете теперь делать? (Писать слова с непроизносимыми согласными в корне.)
- Какой следующий шаг учебной деятельности мы выполним на уроке? (Будем закреплять новое знание.)
- Все верно, но я предлагаю прежде отдохнуть. Нас ждет физминутка.
6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Выполним упражнение 224.
- Прочитайте. (Д. св. данья, красно лето,Здра. ствуй, зиму. ка-зима!)
- В каком из слов пропущенная буква обозначает непроизносимый согласный звук?
К доске приглашается ученик, который комментирует вслух, остальные слушают, сверяются по правилу и записывают в тетради упражнение.
Работа по карточкам.
Вставить пропущенные буквы. Подобрать проверочное слово. 
9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель ставили перед собой? (Найти способ проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.)
- Достигли мы цели? (Да.)
- Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне? (Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный четко слышится.)
- Теперь я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.
- Кто смог открыть новое знание сам?
- Докажите. (Находили буквосочетания из нескольких согласных, подбирали проверочные слова, сами построили план проекта выхода из затруднения.)
- Кто не смог? Почему? (Не смог подобрать проверочные слова.)
Самоанализ
Допишите предложения.
На уроке по теме «Слова с удвоенными и непроизносимыми со_гласными» я узнал(а) …, понял(а) …, научился(лась) … .
Наибольшего успеха я достиг(ла) в … .
Самооценка
«Я полностью справился с заданием самостоятельно».
«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…»
«Я не справился с заданием так, как хотелось бы. Мне надо ещё поучиться…»
Домашнее задание №228 (2,3)