Привлечение учащихся 7-11 классов к научно-исследовательской работе по якутскому языку и литературе


Мегино-Алданская средняя общеобразовательная школа Томпонского района Республики Саха /Якутия Российской Федерации
Привлечение учащихся 7-11 классов
к научно-исследовательской работе
по якутскому языку и литературе
Автор: учитель якутского языка и литературы
Мегино-Алданской средней
общеобразовательной школы
имени Е.П.НеймоховаГоголева Анджела Васильевна
Категория: первая
Педстаж: 12 лет
2014
В последнее время в учебно-образовательном процессе часто проводятся научно-практические конференции для учащихся. Это свидетельствует о том, что интерес к науке возрос.
Научно-исследовательская работа по якутскому языку и литературе дает учащимся возможность наиболее углубленно изучить и овладеть знаниями и навыками по родному языку, истории и теории литературы.
Проблема. Учащиеся затрудняются самостоятельно писать научно-исследовательскую работу.
Актуальность. Привлечение детей к научно-исследовательской работе зависит от грамотной организации работы. Так как дети являются будущими студентами, они уже в школе могут овладеть базовыми знаниями и навыками в сфере науки.
Цель. Создание благоприятных условий для научно-исследовательской работы учащихся.
Задачи:
Изучение педагогической и методической литературы по НИР учащихся.
Освещение особенностей приобщения учащихся к НИР.
Создание условий для развития учащихся.
Создание условий для воспитания чувств уважения и любви к родному языку и литературе.
Объект исследования: учащиеся 7-11 классов Мегино-Алданской средней общеобразовательной школы Томпонского района РС/Я РФ.
Предмет исследования: научно-исследовательская работа учащихся.
Гипотеза. Если привлечь детей к НИР, то у них развивается кругозор, связная речь, аналитическое мышление, навыки исследования и умение говорить перед аудиторией.
Методы. Наблюдение, анализ, сравнение.
В школе научно-исследовательскую работу пишут в основном учащиеся старших классов.
Из разновидностей исследовательской работы учащиеся пишут рефераты, рецензию, сочинения, сообщения, доклады. Мы остановимся на докладах, так как именно в такой форме выступают в научно-практических конференциях.
Воспитательной целью доклада является привлечение детей к научной работе, развитие связной речи, ораторских способностей. Учащийся в течение 5-7 минут должен кратко, но в то же время четко и доступно изложить свою тему. Немаловажную роль играет контакт с аудиторией.
В научных исследованиях обычно работают по такому плану:
Выбор темы.
Выбор темы – это сложная умственная работа. Если выбрать тему, которая вам по душе, то можно посвятить всю жизнь этой теме.
Учитель может предложить ученику несколько тем, чтобы тот выбрал одну понравившуюся. А можно выбрать тему сообща. При выборе темы руководствуемся такими критериями:
А) Тема должна соответствовать возрастным особенностям ученика. Учащимся среднего звена подбираем темы наиболее легкие, а старшим наиболее углубленные. Очень хорошо если тема как-то связана или близка ученику. Например, 7-8 кл – «Детство А.И.Софронова», «Язык произведения «Городские девушки» А.Е.Кулаковского», «Образ якутской девушки в олонхо С.С.Васильева». 9-11 кл – «Диалектизмы в «Воспоминаниях» А.Я.Уваровского», «Особенности языка повести Е.П.Неймохова «Крик», «Электронный справочник «Народный писатель Е.П.Неймохов».
Б) Тема должна звучать современно и быть актуальной. Это темы, которые не были отдельно исследованы, а также открывающие наиболее острые проблемы современности.
Например, не конференции, посвященной 100-летию народного писателя Д.К.Сивцева - Суорун Омоллона, учащиеся выступали со следующими сообщениями: «Суорун Омоллон – организатор музеев», «Суорун Омоллон и театр», «Драма Суоруна Омоллона «Кузнец Кукур» и современность», «Художественно - изобразительные средства в произведении Суоруна Омоллона «Река Лена» и т. д. Целью этих работ было просвещение детей о многогранном таланте писателя.
В) Если тема понравилась и заинтересовала детей, то результаты бесспорно могут быть положительными.
Помимо этого, на уроках якутской литературы в форме рефератов, сообщений и мультимедийных презентаций детям определенного класса даются блочные темы. Например, 8 класс – «Народные писатели Якутии», 9 класс – «Олонхосуты – импровизаторы», 10 класс – «Репрессированные писатели» или «Основоположник якутской литературы», 11 класс – «Писатели –фронтовики» или «Современные писатели и поэты». Эти темы исходят из программных тем уроков. Учащиеся выбирают понравившегося писателя и выполняют задание самостоятельно, а на уроке защищают свою работу. Такая работа выполняется по следующему плану: биография жизни, творчество (произведения, особенности творчества).
Сбор материала.
Сбор материала – это кропотливая «черная» работа». Если тема касается исследования якутского языка, то ученикам дается работа с карточками. При анализе особенностей языка произведения А.Е.Кулаковского «Городские девушки» задание следующее:
Найди из произведения художественно - изобразительные средства, фразеологизмы и картинные слова и т. д. Запиши на карточках.
Найди эти примеры в словарях и запиши на карточках определения.
Обязательно укажи литературу и страницу. Придерживайся правил оформления словарной статьи.
Если исследуемая тема по литературе, то задания даются после прочтения произведения. Вопросы заданий могут быть разными, это зависит от темы. Например, по теме «Сравнительный анализ сатирических произведений Е.Неймохова «Современный лекарь» и Суоруна Омоллона «Сам себе лекарь» задания следующие:
Сравни композицию, сюжет двух произведений.
Найди сатирическую обстановку. Сравни.
Найди сатирический образ в рассказах. Охарактеризуй.
Найти сатирические второстепенные персонажи. Над чем смеется автор?
Обрати внимание на диалоги. Это о чем-нибудь говорит?
В чем заключается идея автора? Чему учат писатели? Объясни своими словами.
Примерно по таким заданиям ученик учится собирать материал, находить из произведения то главное, что необходимо для раскрытия темы.
Теоретическая часть.
Чтобы работа была научной, необходимо изучить, прочитать научнуюлитературу. Сюда относятся конспекты из статей, учебников, научных монографий, словарей и т.п. Ученик учится, а в будущем приобретает навыки работать с научной литературой. Подбирает информацию по своей теме: цитаты, литературные термины, исследует кто работал над этой темой и насколько изучена данная тема.
Планирование работы.
План должен быть четким, логическим.
«Вступительная часть» - это первая часть работы. Здесь отображает проблему, актуальность, цель, задачи, объект, предмет, гипотезу, новизну исследования. Вступление должно быть кратким, четким.
Основная часть – это главная часть работы, где подробно описывается и раскрывается тема. Может состоять из нескольких пунктов, примерно 80-90% от общей работы.
Заключение – это итог. Ученик с учителем пишут вывод о проделанной работе. Очень коротко излагают свои мысли. Можно написать еще перспективу этой темы.
План работы пишется в содержании, которая идет после титульного листа.
Рассмотрим тему ученицы 9 класса «Диалектизмы в «Воспоминаниях» А.Я.Уваровского»:
Вступление.
- Актуальность темы.
- Цель и задачи исследования.
- Заметки филологов о диалектизмах «Воспоминаний» А.Я.Уваровского.
Основная часть. Диалектизмы в «Воспоминаниях» А.Я.Уваровского.
А. Лексические диалектизмы.
- Смысловые диалектизмы.
- Эквивалентные и неэквивалентные диалектизмы.
Б. Фонетические диалектизмы.
-Чередование гласных в словах.
-Чередование согласных в словах.
В. Распространение диалектизмов А.Я.Уваровского в говорах Якутии.
В «Использованной литературе» ученик учится грамотно оформлять литературу. Если в работе использованы архивные данные или же, наоборот, новые научные книги, то работа может оцениваться как с высоким уровнем.
Помимо этого, в работе могут быть «Приложения», «Таблицы», «Рукописные воспоминания». Все это идет после «Использованной литературы».
Письменная работа.
Под руководством учителя пишется «черновая» работа. Здесь ученик проявляет себя как исследователь: анализирует, доказывает, сравнивает, доступно излагает материал. Так как работа касается якутского языка и литературы, то требуется богатый словарный запас, чистый литературный язык, связная родная речь и знания по орфографии.
Подготовка к устному докладу.
После всей работы учащемуся дается задание выучить тезис доклада. Ученик должен научиться раскрывать тему, пользуясь стендом или презентацией. Учителю нужно уделить особое внимание интонации, дикции, точным ответам докладчика, умению устанавливать контакт с аудиторией. Практика показывает, что чем чаще дети выступают перед аудиторией, тем увереннее чувствуют себя, хорошо развивается связная речь, умение высказывать свое мнение.
Итоги.
В конце проделанной работы и выступления учащегося обязательно ставим вопрос: «Что достигнуто? Что не удалось достичь?» В будущем идет работа над ошибками.
Помимо этого, по своей теме учащиеся создают стенды, брошюры по программе Microsoft Offise Word, мультимедийные презентации по программе Microsoft Offise Power Point, выпускают книжки по программе Publisher и электронный справочник по программе Front Page. Наше время – время информационных технологий. Таким образом, учащиеся овладевают навыками работы с компьютером.
На основе исследования ученик может создать что-то свое. Например, сочинить стихотворение, нарисовать что-либо, придумать ребусы, кроссворды и т.д.
Таким образом, если привлечь детей к научно-исследовательской работе, то у учащихся развивается умение анализировать, доказывать, находить нужную информацию из книг, говорить связно, расширяется кругозор. И естественно приобретает более глубокие знания по якутскому языку и литературе. Улучшается отношение к учебе.
Использованная литература:
Иванова Г.В. Научно-исследовательская работа учащихся. /Народное образование Якутии. 2004. №4.
Окорокова В.Б. Студент научнай улэтин керуннэрэ. Якутск, 2004.
Поликарпова Е.М. Саха литературатын оскуола5а уерэтии методиката. Якутск, 2006.
Поликарпова Е.М. Литература уруога – айар улэ. Якутск, 1997.