Презентация на тему Современные подходы к формированию познавательных УУД


Современные подходы к формированию предпосылок познавательного компонента УУД. Выполнили: Абзалова Фарида Равильевна Андрякова Надежда Александровна Бондаренко Ирина Павловна Галеева Айгуль Зайдулловна Сагбиева Лилия Раисовна Солоницына Марина Владимировна Сулейманова Гузелия Рашидовна Тухватуллина Лейсан Ильхамовна Тыричева Мария Ивановна Шарафетдинова Гузалия Фанисовна  Актуальность проекта От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Цель развивающего обучения состоит в углублении и расширении творческого потенциала человека путем создания оптимальной системы условий всестороннего гармоничного развития личности. В дошкольном возрасте нужно развить те качества и сформировать такие умения и навыки, которые бы помогли выпускнику дошкольных учреждений легко включиться в образовательный процесс в начальной школе. Поэтому выбранная тема проекта «Современные подходы к формированию предпосылок познавательного компонента УУД» актуальна в настоящее время по целому ряду причин. Во – первых, преемственность дошкольного образования с начальным общим образованием.Во – вторых, данная проблема изучалась в системе НОО, в системе ДО – эта проблема не рассматривалась. В - третьих, сформировать предпосылки УУД на этапе завершения ДО в РТ. Цель проекта:Разработать и подобрать виды деятельности по формированию предпосылок познавательного компонента универсальных учебных действий у старших дошкольников. . Задачи проекта:Изучить федеральный государственный образовательный стандарт начальной образовательной организации (ФГОС НОО).Изучить федеральный государственный стандарт дошкольной образовательной организации (ФГОС ДОО).Изучить теоретическое положение познавательных универсальных учебных действий (УУД).Выявить инструментарий и организацию оценивания.Подобрать виды деятельности для формирования у ребенка старшего дошкольного возраста компонентов познавательных универсальных учебных действий. Ожидаемый результатФормирование общеучебных универсальных действий.2. Формирование универсальных логических действий.3. Формирование постановки и решении проблемы. Возрастные особенности В ФГОС ДОО в ст.4.7. пишется «целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования». То есть одним из важных механизмов требований стандарта являются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства. Целевые ориентиры относятся к предпосылкам универсальных учебных действий (УУД). УУД – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, «умения учиться». В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».   Познавательные интересы- это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Познавательные действия- это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знания, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. Познавательное развитие— это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности. Диагностический инструментарий1. Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия. (Ж.Пиаже, А.Шеминьска).Цель: выявление сформированности логических действий установления взаимно-однозначного соответствия и сохранения дискретного множества.2. Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова).Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.3. Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка).Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов. Реализация формирования предпосылок познавательного компонента универсальных действий в взаимодействии с родителямиОсновными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются: 1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи2. Повышение компетентности родителей3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОУ Реализация формирования предпосылок познавательного компонента универсальных учебных действий в игровых видах деятельности.Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий: - проектной деятельности,- знаково-символическими средствами – моделирование;- методами ТРИЗ;- экспериментирования,- использования ИКТ технологий;- блоками Дьенеша;- палочками Кюизенера. Для реализации компонентов познавательных УУД используются следующие формы работы с родителями: анкета «История моей семьи»; интервью; беседа; синквейн (творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк); проективные игровые и рисуночные методики: рисунок семьи; рисунок несуществующего животного; дерево; четыре персонажа; почта; домики и другие. Реализация познавательного компонента универсальных учебных действий в УМК и НРК.Универсаль уку гамәлләре - фикерләү, баланың үзлегеннән үсү юлы белән актив үзләштерү һәм белем алу аша гамәли эшчәнлеген арттыра. Мәктәпкәчә тәрбия бирү учреждениеләренең бурычларының берсе - балаларның танып белү үсешен формалаштыру. Алар төрле юллар белән тормышка ашырыла. Ә шулар арасында иң әһәмиятлесе - уеннар. Уен ярдәмендә балаларда зирәклек, оешканлык, коллективта үзеңне тота белү, җитезлек кебек матур сыйфатлар тәрбияләнә. Фольклор - это традиционное художественное творчество народа. Каждый жанр фольклора по - своему способствует развитию познавательных УУД. Таким образом, именно ориентация фольклора на общие закономерности возрастного развития детей, чёткое функциональное назначение каждого жанра обуславливают глубокое типологическое сходство разных его национальных форм. При этом каждая из них обладает самобытными особенностями, незаменимым источником сохранения и наследия народного менталитета. Дидактические   игры  по познавательному развитию детей дошкольного возраста1. «Прогулка по городу».2. «Поедем в край родной».3. «Заколдованный город»4. «Кто куда идёт на экскурсию» (лабиринт)5. «Спланируй город»6. «Дома на разных параллелях»7. «Карта профессий»8. «Поваренок»9. «Поселим зверей в наш лес»10. «Идем в гости к Мудрой Сове»11. «Звездный зоопарк» 12. «Парын тап » 13. «Грибная полянка»14. «Гнездовья птиц»15. «Зимние запасы»16. «Где снежинки?»17. «Подводная Одиссея»18. «Портфельне тутыр»19. «Мозаика Тепляковой»20. «Разрежь пирог»21. «Волшебные экранчики»22. «Дизайн»23. «Рекламные агенты»24. «Жизнь в семенах»25. «Построй домик для животного» 1.“Әнигә булышабыз”2.“Кем нәрсә ярата?”3.“Киемнәр”4. “Курчакны киендер”.5.“Әйт, ул нинди?”7.“Тылсымлы төсләр”8.”Домино”9.”Кем нәрсә эшли?” 10.“Нәрсә яши?”11.“Ничә”12. “Ул ни эшли? Мин нишлим?”13.“Парын тап”14.“Портфельне тутыр” «Составь предложение»«Җөмлә төзе»Цель: закреплять слова и предложения в соответствии с лексическим минимумом УМК. «Логический поезд» Цель: формировать умение ребенка выделять признаки объектов и обозначать их знаками.Задачи: Развивать логическое мышление, внимание, память, речевую активность.Упражнять в классификации и сравнении предметов, умение группировать по названному признаку.Углублять представления о существующих характерных признаках предметов, свойств, качеств, различных материалах.Вызвать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов. Интеллектуальная игра «Играем со сказкой»для детей 5-6 летна основе русской народной сказки «Теремок» Цель: развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста с использованием сюжетов сказок.Задачи: расширить знания о сказке, как средстве познавательного развития дошкольниковобогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт, привлечь к созданию проблемно-поисковых ситуаций по сказочному сюжету для решения программных задач познавательного развития. Используемая литератураИсточник: http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt06.htm Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»Н.В.Алёшина «Знакомство дошкольников с родным городом и страной» (патриотическое воспитание) М.УУ «Перспектива 2011г.Н.В.Комарова, Л.Ф.Грибова «Мир в котором я живу» методическое пособие по ознакомлению детей с 3-7 лет с окружающим миром. М. Т.Ц. «Сфера» 2005г.О.Н.Теплякова «Развивающие игры »ООО «Издательство Оникс» 2011г.Н.Е.Веракса, Г.С. Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Мозаика –синтез, М. 2015г.Кулланылган әдәбият:1. Гаффарова С. М.Изучаем русский язык: рабочая тетрадь-Казань:Татарское республиканское издательство «Хәтер» 2011.2. Зарипова З.М. Татарча сөйләшәбез. Эш дәфтәре:Казан: Татарстан Республикасы “Хәтер” нәшрияты, 2012. 3. Зарипова З.М. Татарча сөйләшәбез – Казан: Татарстан Республикасы “Хәтер” нәшрияты, 2012. 4. Зарипова З. М. Үстерешле уеннар – Казан: Беренче полиграфия компаниясе,2013.5. Зарипова З.М., Исаева Р.С.,Кидрячева Р.Г. Балалар бакчасында рус балаларына татар теле өйрәтү: программа, методик киңәшләр, диагностика - Казан: Беренче полиграфия компаниясе, 2013.ФГОС, Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации / Под ред. Н.В. Ивановой. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с., Е.Крашенинникова, Развитие познавательных способностей дошкольников, ФГОС.-М.: Мозаика – Синтез, 2014г.,Л.В.Годовкина, Коррекционно -развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной сферы, ФГОС. – М.: Учитель,2014г. Журова Л.Е., Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников. Игра- ем со звуками и словами: Рабочая тетрадь №1 для детей старшего до- школьного возраста. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 80 с.: ил. – (Пред- школьная пора). Журова Л.Е., Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников. Игра- ем со звуками и словами: Рабочая тетрадь №2 для детей старшего дошкольного возраста. – Москва: Вентана-Граф, 2007. – 80 с.: ил. – (Предшкольная пора). Камаева Р.З. Дөрес сөйлəшик: Мəктəпкəчə яшьтəге балаларның сөйлəмендəге кимчелеклəрне төзəтү һəм бəйлəнешле сөйлəм үстерү буенча методик кулланма. – Казан: РИЦ «Школа», 2004. – 184 б. Нурмөхəммəтова А.Ш. Əлифба: Дүртьеллык башл. татар мəкт. 1 нче с-фы өчен д-лек / А.Ш. Нурмөхəммəтова, З.Ш.Ризванова, К.М.Зарипова. – Казан: Мəгариф, 2007. – 95 б. Русско-татарский словарь. Под.ред. Ф.А. Ганиева.– 2-ое изд., стереотип – Москва: Рус. яз., 1985. – 736 с. Саттарова Н.Х. Хəрефлəр бəйрəме: Балалар бакчасы тəр- биячелəре өчен методик кулланма / Н.Х.Саттарова, Р.М.Миңнуллин, Л.Ш.Феоктистова. – Казан: Мəгариф, 2004. – 55 б. Татарча-русча уку-укыту сүзлеге/ Ганиев Ф.А., Абдуллин И.А., Гатауллина Р.Г. и др. – Москва: Рус. яз., «Дигора», 1993. – 416 с. Шаехова Р.К. Игровые технологии развития школьно-значимых функций у дошкольников. – Казань: РИЦ «Школа», 2006. – 132 с. Шаехова Р.К. Методические рекомендации к «Программе пред- школьного образования». – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 256 с. Шаехова Р.К. Программа предшкольного образования. – Казань: РИЦ «Школа», 2006. – 80 с. Шаехова Р.К. Иҗади уеннан – укуга. – Казан: Мастер Лайн, 1999. – 92 б. H E T