Интегрированное занятие с использованием элементов сказкотерапии Сохраним лесную красавицу


Интегрированное занятие с использованием элементов сказкотерапии «Сохраним лесную красавицу»
Задачи: формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе;
развивать познавательный интерес к миру природы;
развивать умение правильно взаимодействовать с природой;
способствовать развитию творческих способностей, воображению детей;
привлечь внимание детей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников;
создать условия для проявления таких личностных качеств, как сочувствие, отзывчивость, желание помочь;
воспитывать эмоционально-положительное бережное отношение к деревьям, научить видеть их красоту и неповторимость, воспитывать любовь к своему родному краю, вызвать негативное отношение к тем, кто наносит вред природе.
Методы и приемы:  сюрпризный момент, круг приветствия, художественное слово, объяснение, вопросы, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, динамическая игра, музыкальное сопровождение.Материалы и оборудование: иллюстрации: елочка, лиса, лось, белка, медведь, зайчик, мышка, клест, синичка; искусственная елка с игрушками, конверт с письмом, маски.Образовательная деятельность:Круг приветствия
Станем рядышком, по кругу,Скажем «Здравствуйте!» друг другу.Если каждый улыбнётся –Утро доброе начнётся.– ДОБРОЕ УТРО!!!
Организационный момент.
Проходите, не стесняйтесь,
Не шумите, не толкайтесь.
Приготовьте ушки, глазки,
В гости к нам явилась сказка.
Сюрпризный момент. Мотивация образовательной деятельности.
Я сегодня в садик шла
На крыльце письмо нашла. (Воспитатель показывает конверт с письмом)
А в письме том просьба к вам,
Чтоб помочь лесным зверькам.
Ребята, посмотрите, в конверте еще что-то лежит…
Уж солнце клонится к закату
Птицы притихли в лесу,
А лес сочиняет сказку
Про ель, и ее красоту.
Приготовьте ушки,
Приготовьте глазки.
Вот пришел заветный час
Новогодней сказки…
Основная часть. Познавательная деятельность на основе работы со сказкой.
Жила-была маленькая ёлочка. Она, как и все ёлочки, жила в лесу. Была наша ёлочка зелёная и пушистая. Росла она на полянке и очень радовала своей красотой разных лесных зверушек.
Пришла зима. Белый снежок засыпал ёлочку, и стала она ещё пушистей, ещё нарядней, как будто оделась в тёплую меховую шубку. Целый день веселилась лесная детвора: зайчата, бельчата, лосята, синички и снегири на полянке, около ёлочки. Как-то раз послышались в лесу чьи-то шаги, звери в испуге бросились кто куда и затаились. Вскоре на полянку вышли папа и трое деток: две девочки и мальчик.
— Папа, папа, посмотри какая ёлочка! Как раз то, что нам нужно! – радостно закричали старшие дети и потянули папу за рукав.
— И, правда, — ответил папа, — запомним эту полянку и придём завтра с топором, чтобы срубить ёлочку. Нарядим её получше, и украсит она наш дом к празднику.
Старшие дети обрадовались, а младшая девочка вдруг начала плакать:
— Папа, папа, не надо рубить ёлочку, — всхлипывала она, — Она такая красивая, такая пушистая, жалко мне её рубить.
— Ну, а как же мы без ёлки на Новый Год? – спросил папа.
— Папочка, давайте купим искусственную. Я в магазине видела. А эту оставим для зайчиков и белочек. Им же тоже нужна ёлочка на праздник.
Папа внимательно посмотрел на неё, а затем улыбнулся и сказал:
— Ты права, жалко ёлочку. Пропадёт она у нас дома, в тепле. А здесь сможет ёлочка ещё расти много-много лет и всех радовать.
На том и порешили, а затем ушли домой. Только вот на следующий день снова раздались шаги в лесу. Испугались лесные зверушки. Неужели люди передумали и идут рубить ёлочку?
— Ребята, поможем нашим лесным красавицам? Можно рубить елки? Почему нельзя? (Елочка живая. Если мы ее спилим, она засохнет и умрет, и не будет такой красавицы)— Правильно, ребята. Нельзя рубить деревья. Они живые как и мы, они так же растут, дышат, питаются. Мы их должны охранять. Послушайте, пожалуйста стихотворение.
Берегите елку,
Ведь она живая.
Не губите елку,
К празднику срубая.
Хоть она наряжена
И в воде стоит,
Мишурой украшенаИ в огнях горит,
Падают иголки,
Засыпая пол –
Умирает елка,
Но скрывает боль.
Не губите елку,
К празднику срубая.
Берегите елку,
Ведь она живая.
Пальчиковая гимнастика «Елочка»
Лес, в нем ель растет большая,
Да красавица какая!
Эту елку мы покажем,
Если пальчикам прикажем:
Ну – ка, пальчики, сцепляйтесь,
Меж собой переплетайтесь.
И как ветки развернитесь,
Вниз, к земле вы наклонитесь!
 Динамическая игра "Ёлочки".
Давайте представим, что мы ёлочки, один из вас будет лесником. Поиграем в игру "Ёлочки" (лесник рубит - осаливает только одинокие ёлочки, но если дети встали друг к другу спинами в парах, развели руки в стороны, то такую ёлочку рубить нельзя).
Лесом частым, полем вьюжным зимний праздник к вам идет.
Так давайте скажем дружно: «Здравствуй, здравствуй Новый год!»
Красавица Ёлка стала символом Нового года. Но так было не всегда. Ещё в начале столетия была редкостью на новогодних празднествах. Да и называлась она не новогодней, а рождественской. Обычай ставить и наряжать ёлку – языческий. И возник он в давние времена, когда люди обожествляли силы природы, её предметы и явления. Они наделяли их сверхъестественными свойствами, от которых зависели жизнь и благополучие. Многие племена верили в своё происхождение от растений и животных, поэтому на праздниках они поклонялись этим божественным существом.
Работа с загадками «Театр картинок»
От жизни каждой ёлочки зависит не только наша жизнь , но и жизнь многих животных в лесу . Ёлочка служит и укрытием для животных, и обеспечивает их питанием.
Если знаешь лес, зверей назови нам поскорей!
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса!
А зовут её … (Лиса)
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось встретить.
Знайте, это …… (Лось) Лось ест еловые ветки.
В ели дупло
В дупле – тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле? (Белка) Белка шишки грызет, семена достает и в рот кладет.
Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь) Часто медведь готовит берлогу под елью.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке - летом. (Зайчик)
Зайчик спрячется под ветвями ели, которые расположены низко, иногда почти у самой земли, погрызет коры и мороз ему не страшен.
Домик мой уютный – норка,Здесь сложила зерна горкой.В шубке серой меховой,Хвостик тонкий озорной.На головке крошки-ушки,Многие зовут Норушкой.Поскребусь, пока ты спишь,Ведь, недаром, же я… (Мышь) Среди корней у мышки нора, от хищников и холода спасёт она.
Так весело в густом лесу.
На ветках птицы распевают.
Увидеть ели красоту
Пернатые нам помогают.
Все у этой птицы не как у других – клюв не кривой, крест-накрест, и птенцов она выводит не летом, а зимой. Это клест. Клесты строят зимой на ели гнезда и выкармливают своих птенцов еловыми семенами, которые вызревают к середине зимы. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полевок, которые не могут сами сорвать их на деревьях.
Синички живут в наших лесах, никуда не улетая на зиму. Они находят пищу, вытаскивая из ствола и из-под коры вредных насекомых и их личинок.
Вот и поговорили мы с вами ребята о зелёной красавице наших лесов – ёлочке. Совсем скоро наступит Новый год, и в каждом доме будут наряжать ёлочку. Традиция украшать ёлочку существует давным – давно. С того самого дня, когда ангел украсил ёлочку звёздами и стала она с тех пор символом Нового года. Прошло с тех пор много – много лет. И каждый год в каждом доме наряжали живую ёлочку, вырубая их в лесу.
Ребята, хотите узнать чем закончилась сказка про елочку?
Увидели зверята что опять выходят на полянку тот же папа и дети. Но в руках у них не топор, а огромная коробка. А в коробке чего только нет! И шары, и золотые шишки, и мягкие игрушки, и бусы! Стали они украшать ёлочку. На макушку надели большую и блестящую красную звезду. А под ёлочку положили подарки для лесных зверушек: морковку, яблочки, орехи, зёрнышки и сено.
— Красивая у нас ёлочка получилась! – сказал папа, — Хорошо мы придумали. Ну а теперь идёмте домой, надо торопиться, а то не успеем в магазин за ёлкой.
Мне елку купили! Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили,
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое лохматой, блестящей и пышной,
Задень, и она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке, макушкой кивая.
Кому? Никому?
Просто ветру, метели,
Такой же красивой, не спиленной ели.
Ушли они, а зайчата, бельчата, лосята и другие лесные зверята выскочили на полянку. Стали они угощаться дарами, а затем водить хороводы вокруг ёлочки. А ёлочка-то такая красивая, такая нарядная! Стоит, радуется, своим друзьям улыбается. Наконец-то и у них, у зверят лесных настоящий новогодний праздник!
Психогимнастика «Подарок под елкой»
Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».
Подведение итога образовательной деятельности.
Сегодня все лесные жители собрались в нашей группе и хотят обратиться к вам словами одной из главных Новогодних песен.
В лесу родилась ёлочка
И там расти должна.
Зелёная, пушистая,
Весёлая она!
Не трогают ту ёлочку
Ни лисы, ни ежи,
Весной у этой ёлочки чирикают стрижи.
На новый год к красавице
Спешит лесной народ
С друзьями все встречаются
И водят хоровод.
Ты, человек, умней зверей,
Сильнее и честней,
Не трогай, нашу ёлочку,
Пусть радует друзей.