Конспект ООД Чудо-осень. Область Речевое развитие. Подготовительная группа


Ход ООД
Организационный момент.
Воспитатель: Доброе утро, дети! Я хочу подарить вам улыбку. Приготовьте ладошки ( дарит улыбку). А вы мне подарите свои улыбки? (Дети дарят). Посмотрите, к вам пришли гости, такие милые и симпатичные. Давайте скажем им «Доброе утро».
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: А теперь волшебство! (звучит волшебная музыка). Я взмахну правой рукой, и гости будут сидеть так тихо, как будто их нет. Раз, два! Я хлопну в ладоши, и дети закроют глаза, а когда откроют, будут смотреть только на меня. Открывайте!
Основная часть.
Воспитатель: В какой республике мы с вами живём?
Дети: В Башкортостане.
Воспитатель: Правильно. В нашей республике много районов и городов. Я приехала к вам из города Туймазы и привезла с собой посылку от детей нашего детского сада. (ставит значок своего детского сада на карту). Они прислали вам книги о временах года, которые сделали своими руками. Посмотрите, какие они яркие и необычные! Здесь всё: и стихи, и приметы, и загадки, и пословицы с поговорками. Как вы думаете, о каком времени года эта книга и почему?
Дети: Эта книга о зиме, потому что она в форме снеговика.
Воспитатель: А эта книга?
Дети: Это – книга о весне, потому что….
Воспитатель: Ну, а эта книга?
Дети: Эта книга о лете, потому что она в форме цветка.
Воспитатель: Больше книг нет, а все ли времена года здесь прозвучали?
Дети: Нет, здесь не хватает книги об осени.
Воспитатель: Действительно. Куда же она задевалась? Вот какое-то письмо. «Здравствуйте ребята! Мы очень старались для вас, когда создавали книги о временах года, поэтому хотим, чтобы вы тоже постарались и рассказали об осени всё, что вы знаете. Вот тогда эта книга появится в вашей библиотеке». Ну что дети, постараемся?
Дети: Да!
Воспитатель: Присаживайтесь за столы (напоминание об осанке). Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы отвечаете одним словом – «да» или «нет».
Игра «Да или нет»
Осенью цветут деревья?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Холодный ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки шапки надевать?
Воспитатель: Молодцы! Мы сейчас с вами перечислили приметы осени. А какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь (хоровые и индивидуальные ответы)
Воспитатель: Подберите слова-определения к слову «осень». Например, осень (какая?) – жёлтая, оранжевая, золотая, ранняя, разноцветная, яркая, поздняя, пасмурная и т.д.Воспитатель: А теперь поиграем со словом «осенний».
Небо осенью какое? (осеннее)
Ветер осенью какой? (осенний)
Сапоги осенью какие? (осенние)
Утро осенью какое? (осеннее)
День осенью какой? (осенний)
Погода осенью какая? (осенняя)
Дожди осенью какие (осенние).
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать
Игра«Скажи наоборот».
-Летом бывает жарко, а осенью …
Дети: холодно.
- Летом бывает солнечно, а осенью …
Дети: пасмурно.
- Летом чаще бывает сухо, а осенью.
Дети: дождливо.
- Летом чаще бывает ясно, а осенью….
Дети: ненастно.
Воспитатель: Следующее задание на внимание. Приготовьте ваши ушки и назовите лишнее слово.
Игра «Четвёртый лишний»
Дождь, метель, лист, гриб;
Пасмурный, дождливый, золотой, морозный;
Опадать, дуть, загорать, собирать.
Воспитатель: У вас на столах находятся планшеты с изображением осени. Попробуем с помощью узелков охарактеризовать её.
Работа с планшетами «Осень»
Воспитатель: Осенью листья (какие?) - желтые, красные, коричневые, золотые, оранжевые, падающие, шуршащие, опавшие и т.д.. Листья (что делают?) – кружатся, шуршат, колышутся, трепещут, качаются, шепчутся, шевелятся, шуршат. Птицы (что делают?) – улетают, поют, перелетают, отправляются, собираются. Дождь (какой?) – моросящий, долгий, холодный, грустный. Дождь (что делает?) – моросит, льёт, идёт, капает. Солнце (какое?) – нежаркое, неяркое. Солнце осенью (что делает?) – мало греет, мало светит, прячется за тучами. Тучи осенью (какие?) – хмурые, неприветливые, серые и т.д.
Видеофизминутка «Осень»
Воспитатель: Прежде чем, приступить к новому заданию я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика. «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большогоБудем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большогоЛистья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
Игра «С какого дерева лист» (с использованием игровизоров)
Воспитатель: Вы знаете, что в лесу растут разные деревья. А знаете ли вы, какие листья на разных деревьях? Например, на березе – березовые,
на клене – кленовые, на рябине –рябиновые, на дубе –дубовые, на осине – осиновые, на тополе –тополиные, на липе – липовые, на каштане – каштановые
Воспитатель: Проведите линии от листочков к тем деревьям на которых они растут.
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас на полянку. Встаньте в круг. Покружились, покружились и в листочки превратились.
Мы – листики осенние          (руки вверх)
На веточках висели               (покачать кистями рук)
Ветер дунул, полетели          (качаем руками, наклоны туловища в стороны)
Мы летели, мы летели           (покружиться)
И на землю тихо сели            (присесть, опустить руки)
Ветер снова набежал (встаём)
И листочки вверх поднял (поднимаем руки вверх)
Закружились, полетели (качаем руками)
И опять на землю сели           (медленно присесть)
Воспитатель: Дети, посмотрите, какие необычные листья опустились вместе с вами на землю. Листья с картинками. Принесите мне эти листочки, что у тебя на картинке. А у тебя? (мини-опрос детей). Давайте придумаем по этим листочкам рассказ об осени.
Дети составляют рассказ по листьям-схемам.
Воспитатель: Молодцы, ваш рассказ об осени очень хорош. А вот и книга об осени появилась. Посмотрите, какая она яркая и красочная, похожа на осенний лист.
Итог.
Воспитатель: Говорят, что природа может говорить, петь, шептать… Вы слыхали, как поёт осень? Осенние мотивы такие же прекрасные и нежные, как её опадающие листья, такие же разноцветные, как ковёр под ногами, такие же весёлые, как капли дождя и такие же грустные, как проплывающие по небу таинственные замки. Я предлагаю вам под мелодию башкирского композитора, где звучат звуки осени поделиться своими впечатлениями. Например, скажите, я люблю осень, потому что… (она красивая, золотая, у меня день рожденья, можно собирать урожай и т.д.)
Осенью надо одеваться теплее, чтобы…( не заболеть; не замёрзнуть; не простудиться и т.д.). На улице много луж, поэтому…(надо надевать резиновые сапоги, надо быть осторожным; не надо бегать и т.д.) .