Тема: Играем пальчиками – развиваем речь.(заим.)


Выступление учителя – логопеда МОУ «СОШ №1 города Ртищево, Саратовской области», Ивановой Марии Александровны.
Тема: Играем пальчиками – развиваем речь.
Цель работы: развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей школьного возраста в период подготовки к школьному обучению.
Задачи:
Формирование и коррекция всей речевой системы.
Развитие высших психических функций в комплексе, в том числе слухового внимания, зрительной памяти.
Развитие кинестетических ощущений, подражательных способностей.
       В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов.
 Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно,  готовности к школьному обучению.
      Многие специалисты (Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.) считают, что нарушение в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Ученые отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены.
Различают и моторную (экспрессивную) речь – произнесение звуков самим человеком. В 1861 году ее обнаружил нейрохирург П. Брока. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находиться в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев в – правом.
Выдающийся итальянский педагог и психолог Мария Монтессори одна из первых разработала методику обучения умственно отсталых детей. Она одна из первых отметила,
какое значение имеет для детей игра — это удивительное саморазвивающее занятие.
Многие специалисты утверждают, что недостаточное развитие руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики осложняет формирование графических навыков учеников с интеллектуальными нарушениями.
Ожидаемые результаты
Снижение психоэмоционального напряжения и  повышение   работоспособности обучающихсяУмение  выполнять точные движения кистью и пальцами рук
Умение выполнять определённые действия с предметами,  выполнять упражнения с карандашом
Сформированы умения выполнять специфические ручные действия с мелкими предметами
Умение правильно держать ручку и владеть орнаментальным рисованием в тетради
Умение правильно писать элементы букв
Умение называть предметы ближайшего окружения и находить их среди других предметов и на картинках
Методика “Фигуры” (по В.Мытацину).
Цель: выявить степень дифференцированности усилий пальцев рук.                            Материал: листы плотной бумаги с отчетливо нарисованными фигурами несложной формы.
Ход задания: вырезать фигурки по заданным контурам. Ширина линий подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип фигур с каждой попыткой усложняется.
Критерии оценки результатов: уровень выполнения считается низким, если ребенком допущены следующие ошибки: линия реза выступает за внешний контур более чем на 1 мм; линия реза выступает с внутренней стороны более чем на 1мм;  наличие углов при вырезании плавного контура; средний уровень: если допущено небольшое количество ошибок; высокий уровень: задание выполнено без ошибокМетодики “Узоры” и “Линии” (по В.Мытацину).
Цель: определить готовность ребенка к овладению письмом.
Материал: На листе нелинованной бумаги педагог изображает начальную часть узора или линии определенной траектории, а ребенок продолжает их выполнение. По мере необходимости узоры и линии усложняются.
Инструкция для ребенка: дорисуй узор, дорисуй линию.
 Критерии оценки результатов: высокий уровень выполнения если ребенок хорошо справляется с заданием, средний уровень – если допущены незначительные ошибки при выполнении, низкий уровень - если нарисованные им узоры и линии не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам и т.п.
СЛАЙД 7
Методика “Стежки” (по В.Мытацину).
Цель: определить уровень развития координации движений глаза и руки ребенка.                Материал: На листе плотной бумаги (или материи) обозначаются точки. Точки нумеруются по порядку и в своей совокупности представляют рисунок. Ребенку предлагается соеденить эти точки, прошивая их стежками разноцветных ниток (или пришивая к ним пуговицы). Расстояние между точками устанавливается так, чтобы восприятие целостного изображения было доступно для ребенка. Тип фигур может усложняеться.  
Инструкция для ребенка: “Здесь отмечены точки. Они пронумерованы, если соединять их по порядку, то получится рисунок. Попробуй!”
Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру)
Цель: определение развития точности движений (сформированность внимания и контроля за собственными действиями) Материал: рисунок, на котором нарисованы «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребёнку. Тип дорожки усложняется от первой к последней.Критерии оценки результатов: высокий уровень выполнения, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трёх раз;  средний уровень если один, два выхода за пределы, низкий – три и более выходов за пределы «дорожки», неровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту.
Целью I этапа «Умные пальчики», является – снижение напряжения мышц руки, положительный настрой на учебную деятельность, снижение психоэмоционального напряжения. Выполнение упражнений на данном этапе направлены на:
Умение сжимать, разжимать пальцы. Для этого использую следующие упражнения: «Лягушка», «Это наши пальчики». Наибольший эффект удается достигнуть если соотносить действия с реальными предметами.
Умение расслаблять пальцы и кисти рук. Использую следующие игровые упражнения: «Красим забор», «Погладим котенка», «Курочка пьет водичку». Использую такие формы работы как показ, демонстрация.
Умение удерживать позы кистями рук. Игровые упражнения: «Зайчик», «Кольцо», «Гусь». Выполнение упражнений становится более интересными, если сопровождать их считалками, стихами, загадками
Умение выделять большой, указательный пальцы своей руки, пользоваться ими при выполнении определенных действий. Игровые упражнения «Где второй наш пальчик?» «Где большой наш пальчик?» Выполняя эти упражнения использую прием «театр на ладошке»
Умение выполнять упражнения, состоящие из серии последовательных действий кистями рук. Это такие упражнения, как: «Пальчики поздоровались», «Человечек бежит, «Цветок распустился», «Зайчик-кольцо», «Ладонь-кулак». Такие упражнения полезны для автоматизации и развития внимания. Они сопровождаются стихами, потешками, считалочками, ритм которых соответствует выполняемым движениям.
Любое действие ребенка обязательно должно сопровождаться одобряющей оценкой, что служит мотивацией для дальнейшего обучения.
Упражнения :«Лягушка» - Дети сжимают кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
«Это наши пальчики»- На вытянутых руках вперед, сжимание в кулачек и разжимание пальчиков.
Это наши пальчики, маленькие мальчики
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать
«Красим забор» - движение кисти руки вверх-вниз, затем вправо-влево.
«Погладим котенка» - плавные движения поглаживания выполняются сначала одной рукой, потом другой.
  «Курочка пьет водичку» - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
 «Зайчик» - рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Постепенно выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы: зайчик вытянул ушки.
Заинька, зайка, маленький зайка
Длинные ушки, быстрые ножки 
Зимой белый, летом серый.
Прыгает ловко, любит морковку.
 
«Кольцо» - рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны.
 
«Гусь» - рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва.
 
«Пальчики-зайчики» - поочередное загибание и разгибание пальчиков
Вот этого (большой пальчик малыша) зовут Коротышка,
этого (указательный пальчик) зовут Торопыжка,
третьего зайчика зовут Тришка,
четвертого (безымянный пальчик) зовут Тишка,
а пятого, самого маленького (мизинчик), – Трусишка.
Целью II этапа «Полезные предметы», является развитие координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук.
Выполнение упражнений на данном этапе направлены на:
Умение захватывать предметы щепотью. Захват ладонями сыпучих материалов Упражнения: «Спрячем игрушку», «Домик для мышки». Для этого использую емкости, наполненные горохом, фасолью, манной крупой (по типу сухого бассейна).
Умение раскладывать большие и мелких предметы по емкостям «Разложи зернышки». При выполнении этого задания использую различные зернышки, семена (окрашенные в разные цвета, разного размера). Предлагаю сортировать по величине, цвету, предварительно смешав их.
Умение проводить линии ладошками на песке «Проведи такую же линию», «следы», «Песочные картинки». Можно использовать как сухой, так и сырой песок.
Умение нанизывать крупные бусы из разного материала на нить (шнурок). Упражнение: «Бусы для мамы». Для этого использую бусы разного размера. На первых занятиях рекомендую нанизывать крупные бусы на толстую нить или шнурок, затем можно чередовать крупные бусинки с более мелкими.
Умение выкладывать дорожки из мелких предметов на столе по подражанию, самостоятельно. Упражнения: «Дорожка», «Зайчик», Собака» «Корабль». Применяю в работе различные крупы (горох, фасоль, чечевицу). Можно использовать в рисунках один вид крупы, а затем комбинировать, используя несколько
Умение перематывать клубок. Упражнения: «Бабушкин клубок», «Клубок размотался». Использую нитки разной толщины, разного цвета. Упражнения провожу в форме игры – соревнования «Кто быстрее размотает клубок», «Кто быстрее смотает»
Умение выполнять шнуровку вверх, вниз. Игровые упражнения «Шнуровки». Использую доску, выполненную по методике Монтессори.
Умение выкладывать мелкие детали на дощечку с размазанным пластилином Игровые упражнения: «Узоры», «Дорожки», «Игрушки». Для этих упражнения использую различный природный материал (ракушки, скорлупу орехов и т.д.)
Умение застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, липучки, крючки различной величины Игровые упражнения: «Бабка коробка», «Я нашел жука», «Кармашек с секретом». Использую доску, выполненную по методике Монтессори.. Умение раскручивать и закручивать пробки. Упражнения: «Жук» «Листочки». Использую дидактический материал, изготовленный по методике МонтессориУмение выполнять шнуровки. Упражнения: «Бабочка», «Яблоко». Учу выполнять более сложные шнуровки, используя материал МонтессориУмение узнавать на ощупь материал Упражнения: «Подушечки». Использую подушечки с разным наполнением.
Умение разгибать и сгибать листы бумаги в 2-3 слоя. «Конвертик». Работа с бумагой квадратной формы
Умение выкладывать простые узоры из мозаики. Упражнения: «Веселые картинки». Применяю мозаику различной формы (начиная с более крупной)
Упражнение. «Спрячем игрушку». Необходимо наполнить емкость высотой 30-40 см. фасолью (наполнители можно менять: горох, манная крупа и т.д.). Попросить детей найти спрятанную игрушку.
«Как-то раз наши ребятки
Поиграть решили в прятки.
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем мы искать.
Упражнение «Домик для мышки». Попросить детей спрятать игрушку в наполненный сухой бассейн.
Упражнение «Проведи такую же линию». Для организации необходимо следующее оборудование: водонепроницаемый деревянный ящик, чистый просеянный песок. Эти игровые упражнения можно выполнять как на сухом песке, так и на влажном.
«Следы» - оставлять на песке отпечатки ладошек, затем оставлять отпечатки с помощью фигурок легким нажатием
«Песочные картинки» - проводить линии на песке
Упражнение «Разложи зернышки». Для этого необходимо раскрасить зерна в два разных цвета, смешать их и попросить детей разложить зерна в разные емкости. Можно смешать разные сорта зерен. Например, бобы и горох.
Зерна мы перебираем,
По блюдцам разложить хотим.
Хоть с закрытыми глазами
Боб от гороха отличим.
Упражнение «Бусы для мамы». Для выполнения этого упражнения необходимы следующие материалы: толстая нить (шнурок), бусинки разного размера и цвета.
Выполнение: один конец шнура закрепить узелком, чтобы бусинки не соскакивали. Учить детей нанизывать бусинки на шнур. Предложить сделать бусы одного цвета, для соответствующего платья, кофточки, бантика и т. д.
Нанизывание бус разной величины. Учить детей нанизывать бусинки поочередно: большую, маленькую и т. д.
Нанизывание бус разной формы. Бусы разной формы (круглые, кубические, овальные и т. д.), но одинаковые по размеру и цвету нанизываются на леску в разной последовательности с чередованием по форме. Фиксировать внимание детей на том, что бусинки чередуются: шарик, кубик, шарик, кубик.
Нанизывание бус разного цвета. Учить детей поочередно нанизывать бусинки (красный, зеленый, красный, зеленый и т. д.). Далее предлагать бусы других цветовых сочетаний.
Упражнение «Дорожка». Необходимые материалы: мозаика, крупные зерна (фасоль, арбузные семечки и т.д.). На столе из семечек (мозаики) учить выкладывать дорожки разной длины, в разных направлениях.
Упражнение «Зайчик». Необходимые материалы: мозаика, крупные зерна (фасоль, арбузные семечки, горох и т.д.). На столе выложить фигурку «зайчика», используя разные зерна.
Целью III этапа «Веселый карандаш» - является подготовка кисти и пальцев рук для практической работы в тетрадях, формирование тонкомоторных навыков.
Выполнение упражнений на данном этапе направлены на:
Умение выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш с ребристой поверхностью. При выполнении данного упражнения использую карандаши разных размеров, с разной поверхностью. Игровые упражнения: «Повтори»
Умение проводить прямые линии без отрыва, прямые линии по пунктирным точкам (сверху вниз, слева направо). Упражнения: «Лабиринты», «Найди дорогу к домику» Работа проводится на больших листах
Умение проводить прямые линии, ломаные линии. Игровые упражнения: «Ежик заблудился. Помоги ему», «Набежала тучка», «Солнышко», «Заборчики». Работа проводится в тетради (крупная клетка)
Умение обводить по контору простые предметы. Игровые упражнения: «Игрушки» Работа с шаблонами
Умение проводить волнистые линии по пунктиру (без отрыва). Упражнения: «Дорожки». Работа в тетрадях в крупную клетку
Умение штриховать простые предметы в одном направлении (сверху вниз, слева направо и наоборот). Упражнения: «Яблоко», «Воздушный шар», «Морковка», «Огурец». Работа в тетрадях в крупную клетку
Умение штриховать прямыми линиями в разных направлениях. Упражнения: «Овощи», Животные», «Кораблик», «Снеговик» Упражнения в тетрадях в крупную клетку. Штриховка различных фигурок
Умение раскрашивать простые рисунки цветными карандашами, не выходя за контур. «Гусеница», Заборчик», «Дерево». Работа в тетрадях в крупную клетку
Умение обводить по трафарету геометрические фигуры, несложные предметы и их закрашивание Упражнения: «Круг», «Квадрат», «Треугольник», «Прямоугольник»
Умение обводить клетки. Работа в тетрадях в крупную клетку
Умение проводить прямые линии, выполнять орнаменты в тетрадях, дорисовывать предметы. Упражнения: Елочки», «Бабочка», «Транспорт», «Неваляшка», «Овощи и фрукты». Работа в тетрадях в крупную клетку
Умение копировать рисунки. Упражнения: «Нарисуй такой же». Работа на больших листах
Умение писать элементы букв Упражнения: «Крючки», «Петельки». Работа в тетрадях в крупную линейку.
Упражнение «Повтори». Для выполнения этого упражнения необходимо взять шестигранный карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла. Время выполнения 1-2 минуты.
После этого кистью правой руки растирайте карандашом тыльную поверхность левой кисти до появления в ней ощущения тепла. Время выполнения: 1-2 минуты. Затем тоже левой рукой.
Упражнение «Лабиринты». На большом листе бумаги нарисованы лабиринты (дорожки шириной 5-6 см). необходимо с помощью игрушки пройти эти лабиринты.
Упражнения: «Найди дорогу к домику», «Ежик заблудился. Помоги ему». Нарисованы лабиринты (шириной 1-2 см). Необходимо карандашом провести непрерывную линию (например: от домика до ежика).
Упражнение: «Набежала тучка». Выполняется на большом листе бумаги. Нарисована тучка, необходимо провести вертикальные линии (капает дождь).
…Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся…
Упражнение: «Солнышко». Работа выполняется на больших листах. Нарисован круг, нужно провести лучики
Упражнения: «Заборчики», «Дорожки». Работа выполняется на больших листах. Необходимо продолжить рисунок по опорным точка
Упражнения:«Лабиринты», «Узоры», «Орнаменты», «Бабушкин клубочек», «Елочки», «Бабочка», «Транспорт», «Неваляшка», «Овощи и фрукты», «Нарисуй такой же».
Работа выполняется в тетрадях в крупную клетку. Рисунки выполнены в виде различных элементов букв.
Упражнения: «Крючки», «Петельки». Работа выполняется в тетрадях в крупную линейку. Деям предлагается написание элементов букв по образцу.
Благодаря проведению системных упражнений по развитию мелкой моторики у детей улучшилась координация, точность, пластичность движений кисти и пальцев рук.Включение в работу большого количества дидактического материала, игровых заданий и упражнений способствовало снижению психоэмоционального напряжения учащихся.Поэтапная работа на уроках способствовала повышению работоспособности обучающихся. Всё это создаёт благоприятную базу для дальнейшего обучения в школе