Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию на тему Зимующие птицы


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Сказка»
городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области.
Тема непрерывной образовательной деятельности:
«Зимующие птицы»
Составитель НОД:
Диденко Любовь Михайловна
Год разработки НОД 2016 уч.годЦель: Привлечение внимания детей к проблемам зимующих птиц.
Задачи:
Образовательные:
Закрепление названий зимующих птиц, их «проблемы» в зимнее время, особенности питания.
Активизация глагольного словаря у детей.
систематизирование и закрепление знаний детей о зиме, зимующих птицах, об их строении, внешнем виде, повадках, роли человека в жизни зимующих птиц.
Установление взаимосвязи природы и времени года, растительного, животного мира с жизнью человека, побуждение детей высказывать свои предположения.
С помощью нетрадиционной техники рисования «Рисунки из ладошки» обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с карандашами, учить детей обводить кисть руки простым карандашом и дорисовывать части тела птицы.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, связной речи, логического мышления.
Развитие мелкой и общей моторики, творческого мышления.
Воспитательные:
Воспитание интереса к родной природе, любви к птицам, желание помогать им зимой.
Тип занятия:
Интегративное.
Форма занятия:
Индивидуальная, фронтальная, групповая; наблюдение, беседа, чтение художественной литературы, игровой момент, рисование.Продолжительность:
30 минут
Участники:
Воспитатель, дети.
Возраст обучающихся:
6-7 лет.
Материал: стихотворение: С.Есенин «Береза», иллюстрации с изображением птиц, зимнего леса, сюжетные картинки «Как человек помогает птицам», лист белой бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, использование ТСО.
Предварительная подготовка: наблюдение за птицами на прогулке, проведение беседы о том, как помогать птицам, чтение рассказа «Дети в парке», рассматривание иллюстраций с изображением птиц, зимнего пейзажа, отметить их отличительные особенности: крылья, хвосты, перья, лапки, хохолки, загадывание загадок, заучивание стихов о птицах, разучивание пальчиковой игры.Методы и приемы работы с детьми:
Наглядные, игровые в сочетании со словесными методами.
Структура занятия:
Этап занятия Содержание Время
1. Вводный момент.
Создание мотивации: загадка о снеге, дыхательная гимнастика «Ветер». 2 мин
Основная часть: Создание проблемной ситуации. чтение воспитателем стихотворения «Березка», игра «Счет до пяти», игра «Опиши птицу». Проведение беседы о том, как помогать птицам. 10 мин
Физкультминутка игра «Деревья в лесу» 2 мин
Художественное творчество детей. 10 мин
Заключительная часть Решение проблемной ситуации, пальчиковая гимнастика, игра с мячом «Назови ласково» 4 мин
6. Итог занятия. Оценка детской деятельности. 2 мин
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям подойти к окну и полюбоваться зимним городом. Вместе с детьми уточняет, что на улице зима.
Загадка: Белая скатерть всю землю покрыла.
- Что это? Конечно снег. Вон его сколько нападало! Снег падает – как можно назвать одним словом это явление природы? А что такое метель?
(Воспитатель подводит детей к выводу, что снегопад с ветром – это метель.)
Воспитатель. Вы обратили, какая погода сегодня на улице?
Дети. Холодная, морозная, ветреная.
Дыхательная гимнастика
«Ветер»
Упражнение выполняется стоя. Медленно поднимая руки в стороны, сделать глубокий вдох через нос. Опуская руки, произвести медленный выдох через рот. Упражнение повторить 3-4 раза.
За окном вьюга, стужа, а в доме тепло и уютно. Посмотрите на березку под нашим окном. Словно про нее написал поэт С.Есенин.
(Чтение воспитателем стихотворения «Березка».)
Воспитатель. А как вы думаете, почему на деревьях нет листочков?
Дети. Дерево зимой «спит», отдыхает. Отдыхают и кусты, и травы, и цветы. Накрылись теплым одеялом и спят.
Воспитатель. А кто защищает деревья от вредных насекомых? (ответы детей). Мы сегодня о них и поговорим. Каково птицам в зимнюю стужу? Вы ведь знаете, что птицы бывают разные – одни улетают на юг, с приходом зимы, а другие остаются зимовать. Как мы называем таких птиц, одним словом? (Зимующие)
Какие это птицы? (Снегирь, синица, ворона, сорока, голубь, дятел, воробей, куропатка)
Игра: «Счет до пяти»
Воспитатель. А каких птиц вы видите в нашем городе зимой?
Дети. Сорока, ворона, воробей.Игра: «Опиши птицу»
Физминутка: Игра «Деревья в лесу»
Руки подняли и помахали,
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем,
Крылья мы сложим назад.
Воспитатель. А теперь скажите, почему эти птицы живут у нас круглый год?
Дети. Не боятся морозов, умеют самостоятельно добывать себе корм.
Воспитатель. Но зимой его мало. Кто же приходит к ним на помощь? (ответы детей)
- Без помощи человека птицы пропадут? Что произойдет, если птицы пропадут.
Дети. Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет, есть, и они покинут лес. Мертвый лес – больные деревья. Без птиц, без животных, без ягод и цветов человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам нарисовать птицу необычным способом, с помощью своей ладошки. Представьте свою ладошку в виде птицы, хвостом которой будут являться пальцы. Прикладываем ладонь к листу бумаги и обводим ее простым карандашом, части тела птицы дорисовываем, раскрашиваем. Этих необычных птиц я предлагаю вам поместить на выставку творческих работ. Вы согласны?
- Тогда садимся за столы. Перед вами лежит белый лист бумаги, простой карандаш и цветные карандаши. Но прежде чем вы приступите к работе, назовите части тела птицы.
(Ответы детей)
Начинаем рисовать.
(Включается музыка с пением птиц.)
- Молодцы, справились с заданием.
- Наши пальчики устали, мы немного отдохнем.
Пальчиковая игра.
Этот пальчик – соловей,
Этот пальчик – воробей,
Этот пальчик – свиристель,
Этот пальчик – совушка, сонная головушка,
Этот пальчик – злой орлан,
Птицы, птицы по домам.
Игра с мячом «Назови ласково»
(птица – птичка, воробей – воробышек и т.д.)
Итог занятия:
О ком мы сегодня говорили? Что интересного вы узнали? С помощью чего мы рисовали с вами птицу? Вы довольны своей работой?
Литература:
1. Книга «Как знакомить дошкольников с природой» под редакцией П. Г. Саморуковой.
2. Книга «Птицы России». Составитель Л. Л. Семаго. М. Советская Россия, 1992.
3. Рахманов А. И. «Птицы – наши друзья», М. Росагропромиздат, 1989 .
4. Голованова Э. Н. «Птицы над полями». Ленинград. Гидрометеоиздат, 1987.
5. Пукинский Ю. Б. «Птицы» из серии «Природа Ленинградской области», Лениздат, 1988.
6. Гуральчук Л. «Удивительные странички». Журнал «Дошкольное воспитание» № 8 1995, с 28 -30.
7. О. Ф. Горбатенко. Система экологического образования в ДОУ. -Волгоград: Учитель, 2007.-286с. 8. Н. Г. Зеленова., Л. Е. Осипова. Мы живем в России. -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. -104с.