Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме Повторение и закрепление пройденного материала. Математический марафон

Технологическая карта урока
Учитель: Алабина Раиса Игнатьевна
Дата:
Класс:4 класс «Ж»
Предмет: математика
Тема урока: «Повторение и закрепление пройденного материала. Математический марафон.»
Цели урока: закрепить, обобщить и систематизировать пройденный материал, познакомить с признаком деления на 3; совершенствовать навыки счёта, умения составлять и решать простые и более сложные задачи на движение, повторить единицы измерения скоростей, времени и расстояния; проверить знания детей по теме «Координаты на плоскости», развивать словарный запас учащихся; способствовать повышению интереса школьников к изучению математики
Задачи урока: деления на 3.
-на основании повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым создать прочную основу для решения и изучения более сложных задач и практический действий;
- способствовать становлению умения оценивать полученные результаты и делать соответствующие выводы;
- развивать умения высказывать свою точку зрения, вести разговор , делать выводы на основе изученного материала, наблюдений
- помочь учащимся увидеть результаты своего труда;
- формировать у учащихся умение выделять главное, отбирать нужный материал, работать по плану и т. п.;
-сформировать те способы и приёмы мышления, при которых учащиеся будут успешно овладевать знаниями
Оборудование: презентация, карточки с формулами, тест, пазлы.
Планируемые результаты:
познавательные: закрепить умение анализировать полученные результаты и на основе этого анализа делать вывод; вспоминать, обобщать, систематизировать изученный материал;
регулятивные: определять цель, планировать деятельность, работать по плану, совершенствовать умение работать быстро;
коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения, работать в паре, группе, участвовать в диалоге;
личностные: ставить собственные цели, уметь отстаивать собственное мнение, приводя доказательства, добиваться решения поставленных самим собою задач.














Этап урока
Время
Цель
Содержание учебного материала
Методы и приемы работы
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Орг. момент
2
Проверить готовность к уроку. Научить излагать свои мысли по предложенной теме.
Ребята, внимательно посмотрите, готовы ли вы к уроку. На парте учебник, тетрадь, ручки, линейка. Настройтесь на урок, чтобы получить в результате работы наилучшие результаты.

Беседа
Фронтальная
Проведение беседы
Высказывание своих мнений, готовность к уроку

Введение в тему урока
2
Определить тему урока.
«Математику , друзья,
не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Интересная наука –
Эта МАТЕМАТИКА»
Архимед (около 287-212 л до н.э.)
Как вы думаете , почему так высоко ценил математику Архимед и кто он такой?
Сегодня у нас будет необычный урок. Это будет урок – марафон. А что значит марафон и каким он бывает?
Марафон – это длительное, многоступенчатое состязание, соревнование в чем-либо. Чем же мы с вами сегодня будем заниматься?
Беседа
Фронтальная
Проведение беседы
Дети высказываются и аргументируют свои ответы, а потом сообщают тему урока.
Мы будем стараться быстро и правильно выполнить как можно больше математических заданий, повторяя, обобщая и закрепляя пройденный материал

Минутка чистописания
3
Закрепление навыка правильного письма цифр.
Как всегда мы начнём наш урок с чистописания. Сегодня мы будем писать число , первая цифра которого обозначает количество конечностей у животных, а вторая - наивысшая оценка , полученная учениками на уроке. Можете ли вы точно сказать , какое число вы сейчас запишете и почему?
Правильно, необходимо уточнить мой вопрос: первая цифра обозначает количество конечностей у самого разумного существа на Земле.

Беседа и работа в тетрадях
Фронтальная
Беседа
Дети рассуждают, объясняют свои ответы, пишут число 45.

Повторение пройденного и изучение нового материала
4
Закрепление знаний по нумерации и выведение признака делимости на 3
На следующей строчке запишите ещё раз число 45.
Что вы о нём можете рассказать?
Припишите к нему справа ещё одно такое же число?
В какое число оно превратилось?
Сколько различных четырёхзначных чисел мы можем получить, сделав перестановку цифр в этом числе? Проделайте эту операцию.
Назовите мне полученные числа.
А делятся ли они на 3? Можно ли сразу ответить на этот вопрос? Что для этого нужно сделать?
Каждый из учеников делить в столбик по два любых числа, А потом находит сумму цифр разделённого числа и пробует сделать вывод
Работа в тетрадях и у доски
Фронтальная и индивидуальная
Направляет деятельность учеников. Организация ситуации поиска ответа
Ученики выполняют предложенные действия , в результате которых самостоятельно приходят к выводу: на 3 делятся те и только те числа, сумма цифр которых делится на 3

Математическая разминка
5
Совершенствовать навыки устного счёта
Решение математической цепочки:
450:9 +63 -13 х10;
определяют, какого предмета не хватает (ученикам предлагается рассмотреть ряды изображений);
Решение логической задачи:
Пара лошадей пробежала 24 км за 2 часа. Сколько километров пробежала каждая лошадь? Сколько часов бежала каждая лошадь?
Быстрый счёт (использование различных математических приёмов):
45 х 11
67 х 11
94 + 399 + 6 + 101
26 х 32 + 74 х 32
25 х 59 х 4
78 х 4 х 25

Работа в тетради
Индивидуальная, фронтальная.
Предлагает задания
Дети считают и записывают ответы в тетрадь, применяя ранее полученные знания

Самостоятельная работа
6
Решение примеров на порядок действий.
Решение круговых примеров.
Работа в группах, планирование своей деятельности

Сейчас мы с вами посоревнуемся. Разобьёмся на четыре группы, каждой из которых предстоит решить пример. Победит та группа, которая раньше всех получит правильный ответ.
( 4 824 : 4 + 3 243 х 5 ) – 14 874
2 547 х 4 – ( 3 090 + 7 506 : 3 )
( 4 596 : 2 + 2 743 х 6 ) – 8 267
10 489 – ( 624 х 7 + 3 891 : 3 )
Ребята, а вы можете сами сказать, правильно вы решили пример или нет? Почему? Что такое круговые примеры?
Работа в тетради
Групповая
Наблюдает за работой детей
Ученики сами распределяют свои действия для того, чтобы быстрее получить правильный результат

Закрепление изученного. Решение задач.
7
Повторение материала, связанного с темой
«Движение»
Групповая работа
О чём пойдёт наш разговор далее, вы сможете сказать, угадав зашифрованное слово. Что нужно сделать , чтобы расшифровать предложенное слово?
(ученикам предлагаются карточки:
8\ж 4\ и 2\ в 9\ е 11\ и 14\е 10\ н 1\ д
Что такое движение и какие виды движения вы знаете?
Какие величины не используются в задачах на движение: кг, км\ч, см, т, м, км\с,
с,км, сут, дм, ч, кВ.м, ц, м\с
На сколько групп можно разбить данные величины и по какому признаку?
Какие формулы мы используем, решая задачи на движение?
Каждая группа выбирает своего представителя, который выбирает конверт с заданием, где нужно собрать формулу и подобрать соответствующие единицы измерения
В это время ребята указывают соответствия между движущимися телами и их скоростями. Ученикам предлагаются изображения черепахи, катера, кенгуру, автомобиля, орла и вертолёта и скорости 30м\с, 250 км\ч, 80 км \ч, 15 км\ч, 4 м\мин, 50 км\ч.
Затем каждая группа решает задачу, соответствующую собранной формуле:
Слон прошёл до водопоя 8км со скоростью 2км\ч. Сколько времени он был в пути?
Стрекоза за 15 с пролетела 150 м. С какой скоростью она летела?
олень бежит со скоростью 13м\с. Сколько метров он пробежит за 20 секунд?
Все ребята решение данных задач записывают в заранее приготовленные таблицы и выполняют взаимопроверку.

беседа
фронтальная, индивидуальна и групповая
С помощью вопросов направить детей на правильное выполнение заданий
Ученики отвечают на вопросы, распределяют , кто чем будет заниматься, заполняют таблицу и выполняют взаимопроверку.

Физминутка
8
Отдых, расслабление
Сейчас мы немного отдохнём

фронтальная

Дети выполняют определенные движения

Решение более сложныхзадач
9
Давайте поразмышляем
Повторение правил дорожного движения
Сейчас я предложу вам изображение, которое иллюстрируе одну задачу в которой навстречу друг другу со скоростями 70км\ч и 80 км\ч движутся два поезда. Время их движения 2 часа. Можно ли дать ответь на вопрос: встретятся ли данные поезда или нет и в каком случае?
А сколько времени понадобиться двум движущимся телам проехать до встречи, если до начала движения расстояние между ними было 30 км и двигались они со скоростью 9 км\ч и 6 км\ч?
Кто может двигаться с такой скоростью?
А теперь давайте вспомним правила дорожного движения
беседа
Фронтальная
Направляет, помогает
Дети высказывают все возможные варианты ответов, доказывая , аргументируя свои ответов, возникает дискуссии

Проверка внимания
10
Поиск допущенных ошибок
Математика –наука, которая не допускает к себе небрежного отношения. Во время выполнения различных математических заданий мы должны быть очень внимательны. Сейчас я и проверю ваше внимание. Вам необходимо быстро обнаружить допущенную в примере ошибку. Победит тот, кто сделает это быстрее всех
Детям предлагается пример на вычитание, записанный в столбик:
4 001 053 – 832 974 = 4 169 089
Затем ребята собирают пословицу «Тише едешь, дальше будешь!»
Поисковая работа
Фронтальная
наблюдает
Дети ищут ошибку и доказывают свои ответы

Работа на координатной плоскости
11
Выполнение теста по теме «Координатная плоскость» и построение прямоугольника по заданным координатам
А сейчас мы с вами вспомним еще одну пройденную тему.
Что вы видите на экране?
Что это такое?
Давайте проверим ваши знания по этой теме. Я предлагаю вам выполнить следующий тест.
Под каким углом пересекаются координатные лучи?
а)Под острым углом;
б)Под прямым углом;,
в) Под тупым углом;
г) Под развёрнутым углом.
Как называется горизонтальный луч?
а) Биссектриса;
б) Ордината;
в) Абсцисса
Как называется вертикальный луч?
а) Абсцисса;
б) Ордината;
в) Биссектриса
Как называют общую точку пересечения лучей?
а)Начало всех начал;
б) Разделитель;
в) Начало отсчёта
Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости?
а) Координата точки;
б) Числа для точки;
в) Показатели точки
Как правильно записывают координаты?
а) (х;у)
б) ( у;х);
в) х.,у
г) в любом порядке
А затем ребята выполняют самопроверку
А теперь постройте на координатной плоскости следующие точки и последовательно их соедините:
А( 6,2) В ( 2,7), С ( 10,13) Д ( 14,8)
Какая фигура у вас получилась? Можно ли её сразу назвать прямоугольником? Почему? Что для этого надо сделать? Является ли эта фигура прямоугольником?
Тестирование .
Беседа
фронтальная
Предлагает выполнить тест и построение, создаёт ситуацию поиска ответа
Ребята выполняют тест, записывают ответы, выполняют самопроверку и затем по данным координатам строят четырёхугольник, выясняют, является ли данная фигура прямоугольником

Работа с диаграммами и графиками
12
Нахождение ответа на вопрос с помощью диаграмм
Что вы видите на слайде? Для чего они нужны? Какие диаграммы бывают? Что ещё вы здесь видите?
По данной диаграмме и графику вы можете проследить за успеваемостью в нашем классе. Каких учеников у нас больше всего? Каких наименьшее количество? Можно ли изменить вид этих диаграмм и графика? Что для этого нужно сделать?
Беседа
Фронтальная
Задаёт вопросы
Рассматривают предложенные диаграммы и график и дают ответы

Подведение итогов урока. Рефлексия
13
Анализ проведённого урока. Математическая игра «Точный бросок»
Итак .наш марафон подошёл к концу : пора подвести итоги.
У каждого ученика на парте лечит квадрат с числами и предлагаются примеры, решив которые дети отыскивают ответы (числа ) в квадрате и закрашивают их. В результате этих действий дети получают оценку, которую они получили за этот урок.
А теперь я предлагаю вам самим оценить свой труд и наш урок. Выберите ответ.
-Урок прошёл удачно: я участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой.
- Сегодня на уроке не все задания оказались лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я доволен собой.
- Задания на уроке оказались трудными. Мне нужна помощь.
Потом ребята выбирают лучшего марафонца.
Подумайте!
-Какие виды работ вы выполняли на уроке?
- Какое задание для вас было интересным?
- Нужно ли быть внимательным при движении на дорогах и почему?
-Пригодятся ли вам полученные на уроке знания в жизни?
Спасибо за урок!
Дома ещё раз вспомните материал, который мы сегодня повторяли.
За вашу хорошую работу на уроке я хочу предложить вам сыграть в игру «Точный бросок» ( ребята выполняют вычисления, если они верные , их мяч попадает в корзину, побеждает тот, кто забьет больше мячей)
Беседа

Фронтальная
Вопросы, ответы
Дети самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке и сам урок. В заключении играют в математическую игру «Точный бросок»


15