Статья. Новые требования при организации непосредственной образовательной деятельности в разновозрастной группе

Новые требования при организации непосредственной образовательной деятельности в разновозрастной группе

Важной задачей дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Внедрение ФГОС ДО требует от педагогов пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования, и провоцирует к поиску такого подхода к организации детской деятельности, который позволит, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались. Одним из средств, способствующих этому, является непосредственно образовательная деятельность (НОД), которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
НОД интегрированного характера способствует формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствует формированию коллективных взаимоотношений. При этом материал, предлагаемый взрослым, обязательно должен быть интересным и нужным для ребенка, а осмысление им предполагаемой деятельности является главным залогом развивающего эффекта.
На протяжении нескольких лет в ДОУ «Сказка» функционирует разновозрастная группа краткосрочного пребывания (от 6 месяцев до 1,5 лет), воспитанниками которой являются дети с туберкулёзной интоксикацией, имеющие II и III группы здоровья. Большая часть детей из социально неблагополучных семей.
Организация образовательного процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности и требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями. Так, например, важно всегда соблюдать правило – режимные процессы начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна). Это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди. 
Учитывая особенности контингента воспитанников, особое значение имеет обеспечение в группе атмосферы эмоционального благополучия как необходимого условия эффективного развития и воспитания.
В роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе организации совместного пребывания детей разных возрастов выступает РППС, которая ориентирована на потребности каждого ребенка и способствует тому, что дети самостоятельно делают выбор, активно играют, используют материалы, которым можно найти более чем одно применение, работают все вместе и заботятся друг о друге.
Наблюдения за детьми свидетельствуют о том, что младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших. При этом задача педагога - позаботиться о том, чтобы младшие дети были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.
Образовательная деятельность в разновозрастной группе осуществляется в ходе режимных моментов, в самостоятельной и совместной деятельности детей, в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Этапы НОД в разновозрастной группе:
Первый этап (игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент) - деятельность общая для всех.
Второй этап - активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми. Каждый ребенок решает поставленную задачу в удобном ему темпе и решает сам, закончил он работу, исследование или нет. После этого дети младшего возраста уходят. При этом они могут свободно перемещаться по групповому помещению и заниматься свободной самостоятельной деятельностью.
На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют детей старшего возраста.
Организации детской деятельности осуществляется с использованием разнообразных форм: решение проблемных ситуаций, игровые упражнения, речевые ситуации, творческие мастерские и др. А развивающие игры, дидактические пособия, материалы позволяют «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей и пр.
Оценка педагогом действий детей дается в ходе НОД лишь косвенно, как сопоставление результата с целью: что хотел сделать, что получилось.
Но не всегда НОД целесообразно проводить одновременно со всеми воспитанниками. Часть деятельности проводится только с детьми 5 лет, часть – только с детьми 6-7 лет. Так, с подготовительной к школе подгруппой проводится подготовка к обучению грамоте и математика, а с детьми 5 лет –математика и рисование.
Дети, которые не участвуют в организованной совместной деятельности (в данном случае дети 4-х лет), становятся более дисциплинированными, а так же невольно заинтересованными, в том, что делают старшие. Они становятся слушателями и воспринимают определенную часть информации, полезную для себя. Например, при обучению грамоте, дети 4-х лет привлекаются к выполнению упражнений по развитию фонематического слуха. Дети сообща отгадывают загадки, находят заданный звук, повторяют чистоговорки и скороговорки. И, наоборот, во время художественно-продуктивной деятельности с детьми 4 лет, старшие дети выполняют более сложный вариант, соответствующий данной теме.
Деятельность подгруппами позволяет решить задачи частного характера, которые относятся только к детям данного возраста. Планомерное усложнение материала позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем возможностей и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах деятельности.
Сотрудничество детей обладает огромным воспитательным потенциалом. Учитывая, что некоторые воспитанники нашей разновозрастной группы испытывают затруднения в освоении Программы, это сотрудничество особенно результативно, так как старшие дети передают свой опыт младшим товарищам. При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал.
Например, если ребёнок 6 лет слабо владеет навыками рисования, лепки, аппликации, следует в течение некоторого времени предлагать ему выполнять те задания, которые запланированы для 5-летних детей. И наоборот, если ребёнок 5 лет проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе более старшей подгруппы. Возможность дифференцированного подхода к выбору содержания деятельности в зависимости от возрастных возможностей и индивидуальных способностей отражена в Рабочей программе группы.
Таким образом, правильная организация жизни и разнообразной деятельности детей, в том числе НОД, способствуют всестороннему развитию детей в условиях межвозрастного взаимодействия.