Развивающие занятие Как помочь перелетным птицам


Занятие: «Как помочь перелетным птицам».
Цель: научить детей отличать перелетных птиц от зимующих.
Задачи:
воспитывать любовь к природе и окружающему миру;
развитие логического мышления младших школьников.
Оборудование:
Презентация по теме «Птицы».Ход занятия:
Воспитатель в краткой беседе говорит о временах года и о птицах. Затем начинает занятие.
Воспитатель:
Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Послушайте новые загадки и попробуйте отгадать.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Черный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам враг. (Грач.)
Прилетает к нам теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
Верещунья белобока,
А зову ее… (Сорока.)
Маленький мальчишка
В сером армячишкеПо дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует,
Коноплю ворует. (Воробей.)
На шесте – дворец.
Во дворце – певец,
А зовут его… (Скворец.)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей.)
Воспитатель:
О ком я загадала загадки?
Дети:
О птицах.
Воспитатель:
Название каких птиц вы запомнили, отгадывая загадки?
(Дети называют птиц, которых запомнили).
Воспитатель:
Можно ли всех этих птиц увидеть у кормушки?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Почему?
Дети:
Вы загадали загадки о зимующих и перелетных птицах. Такие птицы, как грач, стриж, ласточка и соловей, зимой не могут встретиться.
Воспитатель:
Какие птицы улетают на юг?
Дети:
Ласточка, соловей, скворец, грач, стриж.)Воспитатель:
Какие птицы называются зимующими?
Дети:
Снегирь, синичка, воробей, голубь, ворона, сорока.
Воспитатель:
Чем питаются птицы зимой?
Дети:
Ягодами, семечками, хлебом.
Воспитатель:
Почему птицы улетают на юг?
Дети:
Птицы не могут переносить холод, поэтому они улетают на юг.
Воспитатель предлагает провести физкультминутку.
Физкультминутка:
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар – кар – кар!
Дети около парт имитируют прыжки воробья.
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар – кар – кар!
Дети садятся за парты и низко опускают головы.
Воспитатель:
Мы уже составляли рассказ о зимующих птицах. Сегодня попробуем составить рассказ о любой птичке, которая есть на слайдах. Но есть одно правило. Описывая внешний вид птицы, нельзя ее называть.
Отгадайте, о какой птичке я вам сейчас расскажу.
Эта птичка прилетает на лето, она любит тепло и солнышко. Птенчиков выводит в гнездышке, которое сама лепит под крышей домов, но чаще всего эти птички строят гнездо около рек. У них белая грудка, черная головка, черные крылышки, хвостик раздвоенный и похож на острый уголок.
О какой птичке я загадала загадку?
Дети:
Ласточка.
Воспитатель:
А теперь попробуйте рассказать о любой птичке, а я отгадаю.
Учащиеся составляют загадки описательного характера, а воспитатель помогает им наводящими вопросами.
- Какого цвета грудка, крылышки?
- Когда выводят птенцов?
- Зимующая или перелетная?
- Чем питаются? И т. д.
Воспитатель заслушивает загадки о птицах.
Экологический словарь
Воспитатель предлагает учащимся прослушать краткий экологический словарь и отгадать, к зимующим или перелетным птицам относятся приведенные примеры птиц.
Воробей
А вот некоторые ученые думают, что слово «воробей» восходит к древней основе вор -. От нее образованы такие слова, как ворота, забор.
Наверное, за то воробей получил свое название, что издавна вертелся возле человеческого жилья.
Городской воробей – страшный забияка и драчун: поет неважно, но весну встречает радостным неугомонным чириканьем. Порой мы не замечаем воробьев, а ведь они особенные: эти самые многочисленные птицы нашей планеты. А вот поймать воробья нелегко.
А как же здесь: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»? Выходит, поймать воробья все – таки можно? Но дело тут в слове, а не в воробье. Очень – очень трудно – да еще второй раз! – воробья, но невозможно вернуть сказанное слово.
Существует и такое шутливо – разговорное выражение: «Воробью по колено». Ну, но тут и комментарии излишни. Маленький он, воробьишка.
Ворон, ворона
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. Кто она?...Ворон и ворона – птицы разные, хоть и очень похожие. Ворон гораздо крупнее вороны, и оперение его синевато – черное. Вороны же бывают и черными и серыми.
Упоминание о вороне вы найдете и в былинах, и в сказках, и в песнях. Черный ворон – предвестник беды, мрачный вестник смерти. Тут не до шуток, не до иронии. На долю вороны пришлось немало колоритных выражений! «Проворонил» - так скажут о человеке, который по рассеянности и несообразительности прозевал подходящее дело, полезное начинание, позволил себе провести (вспомните, у И. Крылова: «Ворона каркнула во все воронье горло, сыр выпал…). «Эх, ворона ты, ворона» - иногда и такое можно услышать про растрепу – растяпу.
Но на самом деле вороны – птицы очень расторопные, своего не упустят: «Сокол с места – ворона на место». Могут они и подраться, и поскандалить, такой иногда крик поднимут из – за пустяка, а потом вдруг возьмут и разлетятся в разные стороны. Несерьезно это выглядит. Не случайно о том, на кого нельзя положиться, на кого нельзя рассчитывать, говорят: «Эта ворона не оборона». А вот «белой вороной» называют человека, резко отличающегося от окружающих, «не от мира сего», возможно, одаренного или даже талантливого, но странного, непонятного, «не как все».
«Разминка – запоминалка»
Воспитатель:
Если вы внимательно слушали наш разговор, то вы без труда отгадаете несколько старых русских загадок о птицах:
Белый как снег, надутый как мех, лопатами ходит, а рогами ест.
Дети:
Гусь.
Воспитатель:
Пестрая крякушка ловит лягушек.
Дети:
Утка.
Воспитатель:
Днем спит, ночью летает и прохожих пугает.
Дети:
Сова.
Воспитатель:
Посреди деревьев кузнецы куют.
Дети:
Дятлы.
Воспитатель:
Черный, проворный, кричит «Крак!», червякам враг.
Дети:
Грач.
Воспитатель:
Шапочка серенькая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький, а ходит босиком.
Дети:
Ворона.
Подведение итогов занятия:
Воспитатель еще раз показывает слайды с изображением перелетных птиц. Дети делают вывод, что эти птицы любят теплый климат и в голодное время года улетают в теплые края.
Воспитатель:
Вам понравилось занятие?
Ответы детей.