Кратковременный проект экологического воспитания старших дошкольников Царица-водица


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 17 «Лесная сказка»
г. Набережные Челны РТ.
«ЦАРИЦА - ВОДИЦА»
экологического воспитания старших дошкольников

Составители: воспитатель первой
квалификационной категории Мамаева Н.В.,
воспитатель высшей квалификации Топчий Л.В.
2014 г.
Паспорт проекта
Тема «Царица-Водица»
Тип проекта исследовательский
Актуальность Исследовательская, поисковая активность детей старшего дошкольного возраста – естественное состояние ребенка, потому что по природе своей они исследователи. Именно эта активность лежит в основе появления у детей исследовательского поведения, что в свою очередь влияет на его психическое развитие, процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цели Раскрыть понятие «вода», её свойств (прозрачна, не имеет запаха), роли воды в жизни человека, животных и растений.
Задачи Образовательные: Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах воды.
Развивающие: Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.
Воспитывающие: Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.
1.Рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов.
2. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
Гипотеза проекта Нужна ли вода всему живому на Земле? Вся ли вода полезна человеку?
Методическое обеспечение проектной деятельности 1.  Костюченко М. Экспериментируем!// Дошкольное воспитание. - №8 – 2006.
2. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.
3. Рыжова Н.А.  Игры с водой и песком  // Обруч, 1997г.-№ 2
4. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.
5.  Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности.// Дошкольное воспитание. - № 6 – 2007.
Виды деятельности • Совместная образовательная деятельность педагога и детей с элементами экспериментирования
• наблюдения,
• обсуждение ситуаций;
• опыты, эксперименты;
• познавательное чтение;
• продуктивная деятельность (занятия, игры);
• лаборатория «Опыты без взрывов» (опыты и эксперименты);
• ведение календаря природы;
• экологические подвижные, дидактические, имитационные игры;
• эколого-познавательное развлечение.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта Необходимое оборудование:
•экспериментальный уголок: материалы и оборудование для проведения опытов;
• дневники наблюдений;
• алгоритмы опытов и экспериментов;
• методические рекомендации по проведению опытов;
• картотека опытов и экспериментов;
• познавательная литература;
• глобус;
• экологические игры;
• плакаты: «Круговорот воды в природе», «Значение воды в жизни человека, животных, растений»
Участники проекта педагоги, дети, родители
Сроки проведения краткосрочный
Этапы проекта 1. Подготовительный этап
Цель: Разработать содержание всего учебно-воспитательного процесса на основе темы проекта, систематизировать информационные источники, подобрать необходимые дидактические и методические пособия, пополнить экспериментальный уголок необходимыми материалами, дать задание родителям по подбору нужного материала. Подобрать детскую и методическую литературу по теме проекта, иллюстрации и фотографии, видео и аудиозаписи, дидактические игры, атрибуты и др.
2.Основной.
Цель: систематизировать знания детей о воде, охране водных ресурсов, бережному отношению к воде, организовать родителей и детей для совместной деятельности создания проекта.
3.Заключительный.
Цель: обобщить результаты и подготовить презентации.
План реализации проекта
Познавательное развитие:
Познание. Занятие на тему: «Волшебница вода».
Экспериментальная деятельность: опыты с водой (приложение) «Что такое роса?», «Почему летом идет дождь, а зимой снег?», «Путешествие тучки».
Создание альбома «Такая разная вода».
Ведение дневника наблюдения за погодой.
Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озерной?».
Составление таблицы-схемы «Для чего человеку нужна вода».
Моделирование «Круговорот воды в природе».
Исследовательская деятельность:
опыты (приложение) «Атмосферные осадки», «Откуда образовалась лужа?»; «Зачем растениям вода?»;
работа в дневнике наблюдения за природой, за огородом на подоконнике;
дидактические игры «Кому нужна вода», «Как человек использует воду», «Кто живет в воде? », «Расположи по порядку»;
беседа «Из чего состоит снег?»;
рассматривание снежинок.
Речевое развитие:
игра «Подскажи словечко»;
беседы «Вся ли вода полезна?»;
Социально-личностное развитие:
рассматривание энциклопедии «Водоемы. Кто живёт в пресной воде?»;
сюжетные игры: «Семья», «Прачечная», «Готовим обед»;
беседа «Зачем горб верблюду?»;
придумывание рассказа «Путешествие на море»;
чтение: «Жила была река» Н. А. Рыжова, рассказа «Поэзия дождя» К. Паустовского, рассказа «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвина.
загадки о воде;
Физическое развитие:
Подвижные игры «На болоте», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мельница», игры с водой, игры со снегом. Утренняя гимнастика «По морским волнам».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование «Круговорот, как я его понимаю».
Слушание «Звуки природы» (дождь, капельки, водопад)
Игра на металлофоне «Капельки дождя»
Слушание и исполнение песен о воде, музыкальных записей шума волн, пения ручья, весенней капели, дождя.
Лепка «Подводный мир».
Музыкальный праздник «Праздник Царицы-водицы»
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников».
Конкурс рисунков «Такая разная вода» (для книжки-малышки).
Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воде.
Создание фотовыставки «Если б не было воды…».
Участие в совместном празднике «Праздник Царицы- водицы».
мониторинг Добавить результаты мониторингового исследования по своей группе в процентах
Предполагаемый результат 1. Использование  старшими   дошкольниками  усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.
2.Изменение качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и многовариативности в ее решении).
3.Повышение уровня познавательных способностей детей.
4.Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.
Закладываются основы бережного отношения к ресурсам: воде.
Воспитывается ответственность за порученное дело.
Развивается коммуникабельность.
Популяризация экологических знаний среди детей и взрослых.
Итоговое мероприятие Развлечение «Праздник Царицы- водицы».
Прежде чем давать знания, надо научитьдумать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский
Перспективное тематическое планирование.
Образователь-ные области     С детьми С родителями Дни недели
Коммуникация Обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением дождя, и т водоемов, купания в них и т.д.
Познание. Занятие на тему: «Волшебница вода» Памятка с содержанием о том, какую читать научно-популярную и художественную литературу по теме детям.
Конкурс рисунков «Такая разная вода» (для книжки-малышки). понедельник
Художественное творчество Рисование «Круговорот, как я его понимаю». Создание экологических знаков на тему «Берегите воду».
Фотовыставка «Если б не было воды…». вторник
Музыка Музыкальная игра в движении «Дождик на дорожке», «Солнышко и дождик».
Отстукивание на металлофоне капели.
Слушание «Звуки природы» (шум дождя, водопада, капели, моря). Создание знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».
Рекомендации: «Проведите с детьми дома». среда
Художественное творчество Лепка «Подводный мир» Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» четверг
Физическая культура
Подвижные игры «На болоте», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Мы – капельки»
Утренняя гимнастика «По морским волнам». Экологическая газета на тему: «Вода в жизни семьи».
–Консультация на тему: «Простые опыты с водой для дошкольников».
пятница
Дополнительная работа
с детьми и родителями по следующим образовательным областям:
Труд:
Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений: полив цветов
Создание экологической книги «Комнатные растения» (работа с родителями).
Привлечение   родителей в субботники по благоустройству участка (работа с родителями).
Социализация:
Беседа «Зачем горб верблюду?».
Обыгрывание социально-игровых ситуаций.
Ситуативный разговор «Как беречь воду?».
Познание:
Наблюдения за комнатными растениями, опыты, эксперименты.
Оформление папки-передвижки «Что интересного можно узнать из эксперимента и опыта» (работа с родителями).
Здоровье:
Беседа о пользе и вреде воды (чистой, грязной, холодной).
Безопасность:
Беседа о том, что среди красивых, и безобидных растений на подоконнике могут расти те, с которыми нужно обращаться с осторожностью.
Консультация для родителей «Создание семейной лаборатории» (работа с родителями)
Анкетирование «Поисково-исследовательская деятельность» (работа с родителями)
На заключительном этапе (работа с родителями): подведение итогов проекта, выставка детских работ, организация развлечения «Веселые мыльные пузыри», участие в совместном празднике – «Праздник Царицы- водицы».
Чтение художественной литературы:
Чтение: «Жила была река» Н. А. Рыжова.
Рассказы «Поэзия дождя» К. Паустовского, «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвина.
Консультация для родителей: «Ребенок – исследователь» (работа с родителями).
Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода (работа с родителями).
Продукты проекта:
Книжки-малышки «Все о воде».
Фотовыставка «Если б не было воды…».
Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Царица-водица»
Альбом «Такая разная вода».
Дидактические игры: «Кому нужна вода», «Как человек использует воду» и др.
Музыкальное развлечение «Праздник Царицы-водицы».
Методика
определения уровня достижения планируемых результатов образовательного компонента детьми старшей группы.
Неживая природа.
Выявить знания о неживой природе.
Что относится к явлениям неживой природы.
Выявить знания о трех агрегатных состояниях веществ (газообразное, жидкое, твердое)
Знают ли дети свойства и качества жидких, твердых и газообразных веществ?
Методика диагностики.
1. Рассматривание картинок и беседа по ним: «Какие явления неживой природы вы знаете? Как образуется снег, дождь, град, роса?» и т.п.
2. Провести опыты на замораживание, жидкости и газообразного состояние веществ и условия, необходимые для этого перехода (температура).
3.Придумывание и зарисовка схем и моделей по ТРИЗу по трем агрегатным состоянием веществ (игра «Жидкое, твердое, газообразное).
Вода.
Знают ли дети, что такое вода? (жидкость.)
Знают ли дети, где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране.)
Знают ли дети, для чего мы ее используем?
Всегда ли она одинаковая? (Вода бывает разная. Это дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки.)Сформировано ли у детей понятие, что вода не исчезает, она «превращается» из одного состояния в другое (путешествует по кругу).
Знают ли дети свойства воды? (Прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т.д.)
Знают ли дети, что растет в воде?
Знают ли дети, кто живет в воде?
Кому нужна вода?
Знают ли дети, почему воду надо беречь?
Методика диагностики
Беседы с детьми по картинкам, рассматривание на глобусе голубых и белых пятен (голубые – вода, белые – льды, снега); стаканчики с водой и молоком; ложечка (прозрачность).
Соломинки для коктейлей (вкус); сахарный песок (в воде одни вещества растворяются, другие – нет); кусочки льда, термос с горячей водой (пар).
Предложить рассмотреть рисунки, фотографии водоемов и водных растений – что растет в воде.
Предложить иллюстрации кита, рыб, лягушек и других животных, обитающих в водной среде.
Организовать подвижные игры «Мы – большие киты, мы – лягушки, мы – рыбки, мы – раки, мы – улитки, мы – чайки» (Н.Рыжова, блок «Волшебница вода».)Роль воды в жизни растений и животных можно наглядно показать на растениях и животных уголка природы. Что должны сделать люди, чтобы сберечь воду, почему? (Чем меньше мы будем мы будем тратить воду, тем больше ее останется в реках и озерах.) прочитать детям стихотворение Б.Заходера «Течет река…» (Н.Рыжова, блок «Волшебница – вода».)
Методика
определения уровня достижения планируемых результатов образовательного компонента детьми подготовительной группы.
Явления неживой природы
Выявить знания детей о природно-климатических зонах (тундре, пустыне, саванне, т. п.).
Выявить знания о трех агрегатных состояниях веществ (газообразное, жидкое, твердое).
Знают ли дети свойства и качества жидких, твердых и газообразных веществ?
Выявить знания об образовании грома, облаков, дождя, урагана.
Методика диагностики
Провести опыты на замораживание, жидкости и газообразного состояние веществ и условия, необходимые для этого перехода (температура).
Придумывание и зарисовка схем и моделей по ТРИЗу по трем агрегатным состоянием веществ (игра «Жидкое, твердое, газообразное»).
Предложить детям расселить животных и растений по природно-климатическим зонам. (Почему медведь не может жить в пустыне, а верблюд на севере?), (Почему кактус не растет в тундре?) и т. п.
Провести опыты по образованию облаков, урагана и т. д.
Вода
Выявить знания детей о том, где встречается вода, назвать водоемы?
Выявить знания детей о том, как используют воду.
Выявить знания о круговороте воды в природе?
Знают ли дети, что воду нужно беречь.
Знают ли дети, что растет в воде?
Знают ли дети, кто живет в воде?
Методика диагностики.
Беседа с детьми по картинкам, рассматривание на глобусе голубых и белых пятен (голубые- вода, белые-льды, снега).
Предложить стаканчики с водой и молоком, ложечка (прозрачность), соломинки для коктейлей (вкус); сахарный песок (в воде одни вещества растворяются, другие – нет); кусочки льда, термос с горячей водой (пар).Рассматривание водоемов. Д\ игра «Собери водоем».
Д/игра «Кому нужна вода», зачем? Почему? Роль воды в жизни растений и животных можно наглядно показать на растениях и животных уголка природы.
Круговорот воды в природе? На наглядном пособии (Н. Рыжова, блок «Волшебница-вода»).
Чтение Рыжовой Н.А. «Почему речка обиделась?»
Беседа: Какая речка была до прихода людей? Что сделали люди? Как стала чувствовать себя речка после прихода людей? Почему речка больше никогда не приглашала людей к себе в гости? Как нужно беречь воду? Почему?
Провести опыт по фильтрации воды.
Используемая литература: 
Журнал Дошкольное воспитание № 6, 2007.
И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
Приложение
Обобщающие наблюдения
(эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам).
Предложить сравнить свойства самых распространенных объектов для наблюдений - это снег, вода и лед. Предлагается детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются.
Сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед)?
Что произойдет, если их соединить (снег и лед растают)?
Сравнить, как изменяются в соединении их свойства:
Воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает).
Воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем).
Снега и льда (не взаимодействуют).
Как сделать лед непрозрачным? (измельчить его).
Данная работа предусматривала активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми.
Приложение
ОПЫТ № 1 «Свойства воды».
Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.
Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
Вкус воды.
Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.
Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.
Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Запах воды.
Цель. Выяснить имеет ли запах вода.
Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.
Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?
Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Цвет воды.
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.
Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
ОПЫТ № 2 «Живая вода».
Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.
Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».
Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.
Итог. Одно из важных свойств воды - давать жизнь всему живому.
ОПЫТ № 3 «Испарение».
Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.
Материалы. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.
Процесс. Вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.
Итог. При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывание из газообразного обратно в жидкое.
ОПЫТ № 4 «Агрегатные состояния воды».
Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком - вода; твердом - снег, лед; газообразном - пар.
Ход:
1) Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег).
2) Если налить воду на блюдце, то через несколько дней вода испарится, она перешла в газообразное состояние.
Приложение
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Тема: «Волшебница вода»
Цели:
Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту
Учить правильно, вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза)
Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Предварительная работа: проведение мини-беседы «Если б не было воды»,
рассматривание глобуса, карты мира, отгадывание загадок о воде.
Ход занятия:
В: Ребята, для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку.
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды) 
Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.
Игра «Мама тучка»
В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.
-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан(перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках). 
В: Где встречается капелька воды? Отгадайте загадки.
Чуть дрожит на ветерке                       Бегу я как по лесенке,                                            
Лента на просторе.                               По камушкам звеня,
Узкий кончик – в роднике                   Издалека по песенке
А широкий в мире.    (Река)                 Узнаете меня.     (Ручеек)
Не море, не земля,                                 Кругом вода
Кораблям плавать нельзя.                    А с питьём беда.
Все обходят это место.                         Кто знает,
Здесь земля как будто тесто,                
Где это бывает.  (Море)                                                                                
Здесь осока, кочки, мхи…                                                          
Нет опоры для ноги.   (Болото)                                                      
В: А еще где?
( В луже, в пруду, в озере ….)
В группу заходит девочка в голубом плаще.
В: А кто это к нам сегодня пришел? Ты кто?
Девочка: Я капелька
В: Как зовут тебя?
Дев: Меня зовут Капитошка.
В: А зачем ты к нам пришла?
Дев: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.
II Дети идут по группе и делают остановки.
1-уголок природы - возле растений.
(Цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода).В: Правильно ребята (приклеивают капельку)
2-аквариум - приклеивают капельку.
3-мойка в подсобном помещении
( Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе). (приклеивают капельку)
4 –игровой уголок.
В: А здесь где вода нужна? Зачем?
( Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду). (приклеивают капельку)
5-туалетная комната
(Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования) (приклеивают капельку)
6 – У стола, где стоит кувшин с водой (приклеивают капельку).
В: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными.
Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории.
III  Исследование «Волшебная вода»
В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения во время работы.
( Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой, стекло может биться и им легко порезаться, слушать воспитателя, внимательно следить за результатом опыта, закончив наблюдение, сделать вывод).В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим?
 1. Доказать, что вода прозрачная и не имеет формы (различные бутылки, стаканы, молоко) 2. Сравнение льда и снега (рыхлый, твердый, прозрачный, белый) 3. Освободить игрушку из ледяного плена (кипяток) 4. Доказать без вкуса и запаха (растворить соль, сахар, лимонную кислоту; духи, лук).            
 В.«Вода – опасная стихия» - когда так говорят? - Какие пословицы вы знаете о воде?                                                                                                                        
1. Вода и землю точит, и камень долбит. 2. С огнем и водой не поспоришь. 3. Воды и царь не уймет. 4. От воды жди беды и т.д.  
В: Итог исследования – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:
-не имеет формы
-прозрачность
-нет запаха
-без вкуса
- растворитель.
Молодцы! Хорошо  работали. А сейчас не много отдохнём.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА. Пальчиковая игра «Дождик»
Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой
На цветы – круговые движения правой рукой
И на дорожку – обе руки перед собой
Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы
Побежали мы домой – бег на месте.
В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть картон, трафареты и карандаши.
Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите  в речку (приклеить).
Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.
Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)
В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.                          
Р.: Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в речке, в океане,
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда! 
Капитошка: Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без меня вам не прожить!
Вы меня в пруду найдёте,
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда,
Наша спутница – вода!
В: Молодцы ребята! Видишь Капитошка дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.
Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку).
В. На этом наше занятие закончено. Анализ деятельности детей.
Приложение Анкета для родителей.
Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской деятельности ребенка.
1. В чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребенок?
3. Бывает ли так, что начатое в детском саду исследование ребенок продолжает дома? Если да, то, как часто? (Часто, редко, всегда, никогда).
4. Какое участие вы принимаете в исследовательской деятельности ребенка?
5. Делится ли ребенок с вами результатами исследований (своими открытиями)?
Приложение
Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Царица-водица».
Цель: В игровой форме закрепить знания детей о свойствах воды.
Тема: «Капелька»
Цель: закрепить знания детей о том, что вода это жидкость и может принимать разную форму.
Ход игры:
Педагог предлагает детям «превратиться» в капелек. Представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные (дети хаотично гуляют по залу).
Но вот капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек, (дети разбиваются на пары и берутся за руки, пары двигаются друг за другом).
А теперь ручеек течет и впадает в море, (дети берутся за руки и образуют большой круг).
Наш круг может менять форму, как и вода (дети берутся за руки и образуют большой круг).
Наш круг может менять форму, как и вода (круг из детей вытягивается в овал).
А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет?(вода будет нагреваться)
Итак, каждый из вас – частичка воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара, (дети бегают по залу).
А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее, (дети обнимают друг друга).
Посмотрите, теперь вашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по – разному.
Педагог вместе с детьми делают выводы:
В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая частица движется сама по себе.
В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.
Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.
Тема: «Твердое - жидкое».
Цель: закрепить знания детей о воде, что она бывает в разных состояниях, (твердом, жидком, газообразном); развивать воображение, эмпатию; умение делать выводы.
Материал: карточки со схематическим изображением воды в твердом, жидком, газообразном состоянии по ТРИЗу., картинки.
Ход игры:
Педагог показывает детям картинки с водой в разных состояниях (снег, пар, лед и т.п.). В каких состояниях бывает вода? (твердых, жидких, газообразных). Педагог предлагает детям встать в круг и взяться за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал).
А теперь переставьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться, (дети бегают по группе). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делает? (становимся ближе друг к другу).
Конечно, надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частица льда. Наша группа – это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по – разному. Расскажите мне, как связаны частицы друг с другом.
Педагог вместе с детьми делают выводы: (во время выводов педагог показывает схемы), когда вода нагревается, она превращается в пар. Связей между частицами воды нет, и каждая движется как – будто сама по себе. В жидком состоянии связи между частицами воды более сильные, но они очень гибкие эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет своей формы, а когда вода находится в твердом состоянии, ее частички прочно связаны друг с другом. Вода в твердом состоянии – лед, имеющий свою форму.
Тема: «Тело, жидкость, газ»
Цель: развивать эмпатию, воображение, закрепить знания об агрегатных состояниях воды.
Материал: схемы по ТРИЗуХод игры:
Педагог предлагает поиграть в игру и выяснить, чем же отличаются друг то друга твердое вещество, жидкость и газ. Все, что есть вокруг нас, состоит из маленьких – маленьких частичек. Эти частички ведут себя по- разному в твердых телах, жидкости (воде) и газе (воздухе).
Дети и изображают частички в твердом веществе. Они соединяют свою ладошку с ладошкой соседа. При этом нужно стоять неподвижно: частички в твердых телах почти не движутся, они свободны.
Изображая жидкость, дети поодиночке медленно передвигаются по комнате, кружатся, некоторые из них могут взяться за руки (руки вытянутые) – жидкость течет.
Изображают газ, дети быстро бегают на расстоянии друг от друга. При этом им не будет хватать места в комнате, и они начнут сталкиваться друг с другом.
Тема: «Разрезные картинки».
Цель: развивать мыслительную деятельность, закрепить знания о разных водоемах,
воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: фотографии разных водоемов, разрезные картинки водоемов, флажки.
Ход игры:
Педагог обращается к детям. Какие водоемы вы знаете? (моря, океаны, реки, озера и т.д. ). Показ картин разных водоемов. Обращает внимание на стол, посмотрите, у меня все карточки перепутались, (показ разрезных картинок). Вы не поможете их сложить?
Возьмите по две карточки одного цвета. Дети с карточками синего цвета должны подойти, к столу с синим треугольником, желтого цвета к столу с желтым треугольником, фиолетового цвета к столу с фиолетовым треугольником и т. п.
А теперь самое интересное, переверните эти карточки и соедините их между собой. Дети выполняют задание. Педагог проверяет качество выполненного задания. Каждая группа рассказывает, что она сложила (озеро, море, реку и т. п.). Педагог предлагает посмотреть внимательно на все картинки и сказать что у них общее? (на всех картинках изображены водоемы).
Тема: «Мы - капельки».
Цель: закрепить представление о круговороте воды в природе, развивать эмпатию. воображение, мыслительную деятельность, связную речь (подбор эпитетов); умение делать выводы; воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: бумажные короны с рисунками капелек, шляпа мамы Тучи. Схема круговорота воды в природе.
Ход игры:
1-й вариант
Провести с детьми беседу и рассмотреть схему круговорота воды в природе. Объяснить детям, что капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках, поят растения, а затем, под лучами солнца, снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда - то пришли на землю в виде дождя. Педагог предлагает детям превратиться в капельки дождя.
Дети получают бумажные короны с рисунками капельки. Педагог, или ребенок, превращается в маму Тучку.
Педагог читает стихотворение Б. Заходер «Дождик»
Каждый раз после слов «кап- кап», дети прыгают и хлопают в ладоши.
Дождик песенку поет:
Кап, кап…
Только кто ее поймет-
Кап, кап?
Не поймем ни я, не ты.
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава.
Лучше всех поймет зерно:
Прорастать начнет оно!
Кап, кап.
Задание детям – капелькам: полететь на Землю, полить растения, напоить животных, людей (каждый ребенок сам выбирает свой вариант), а когда пригреет солнышко, вернуться к маме Тучке и рассказать о своем путешествии. Дети разбегаются в стороны, бегают по комнате, «поливая» комнатные цветы (звучит спокойная музыка), потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). Затем по команде педагога ручейки соединяются вместе, (дети берут друг друга за руки и образуют два ручейка). Ручейки соединяются в реку, речка впадает в море (дети образуют широкий круг). Тут пригревает солнышко, и мама Тучка просит, капелек вернуться домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к тучке. Круг замкнулся. Мама Тучка радуется их возвращению, а затем спрашивает, что они делали на земле, кому помогли. Дети фантазируют, например: наполнил речку водой, полила растение, напоил верблюда и т. п.
2-й вариант
педагог читает стихотворение А.Стойло «Капелька дождя»
Эта капелька дождя
В землю теплую упала.
Не пропала, не пропала
Эта капелька дождя:
Вышел гриб - дождевик,
Вышел гриб - боровик,
Их сестричка – гриб лисичка,
Их подружка - гриб волнушка,
Вышла тонкая травинка,
Вышла тонкая рябинка…
Обсуждение стихотворения. Кому помогла вырасти капелька дождя?
Педагог предлагает детям превратиться в капелек и рассказать, что они сделали в этой роли: кого напоили, спасли от засухи т. п. как они путешествовали по земле? Дайте образец начала рассказа «Я маленькая капелька дождя…?» (и дальше следует рассказ о ее путешествии и делах). В конце сделать выводы: всем живым существам на земле нужна вода, есть растения, животные, которым для жизни, развития нужно много воды, и есть такие, которые довольствуются небольшим количеством воды.
Тема: «Животные водоемов».
Цель: закрепить представление о жителях водоемов, об их приспособляемости к среде обитания; развивать мыслительную деятельность.
Материал: набор карточек жителей водоемов и суши, макет водоема.
Ход игры:
Предложите детям внимательно рассмотреть рисунки животных на карточках и отметить их приспособляемость к обитанию именно в воде. При рассматривание карточек выделите характерные признаки каждого животного. Например, у гуся, утки, лягушки, бобра - на лапках есть перепонки. Хвост у бобра- это и весло, и руль одновременно.
Предложить детям подумать, почему говорят: «Как с гуся вода?». Что это значит? Почему именно с гуся, а не с курицы?
Предложите детям набор карточек различных животных и рисунок водоема. Водные жители заблудилась и никак не найдут свою реку, а дети могут помочь им. Задание детям: выбрать из набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?
Тема: «Цепочки реки».
Цель: расширять представления об обитателях водоема. Познакомить с пищевыми связями обитателей водоема. Закрепить представления о приспособляемости животных к условиям жизни в воде.
Материал: карточки с изображением обитателей реки по типу «Домино».
Игровые действия: Игроки по очереди выкладывают пищевые цепочки. Например комар – лягушка – цапля; ряска – рыба – выдра – человек.
Тема: «Этажи реки».
Цель: закрепить представление об обитателях реки, их образе жизни. Дать элементарное представление о ярусах и нишах в экосистеме «река». Развивать любознательность, интерес к природе родного края.
Материал: цветная схема ярусов реки: желтый (дно), синий (вода), зеленый (берег); изображения обитателей реки (моллюски – беззубка, катушка, прудовик; насекомые – личинки ручейника, стрекозы, жук – плавунец, водомерка, комар, стрекоза; земноводные – лягушка; рыбы; млекопитающие – бобр, выхухоль; птицы - цапля , утка, чайка, крачка; растения – ива, тростник, кувшинка, кубышка, ряска).
Игроки из цветных полосок выкладывают «этажи реки» и размещают на них обитателей.
Тема: «Кому нужна вода».
Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому, развивать связную речь, воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: большие карты с изображением воды. маленькие карточки с изображение животных, человека, растений.
Ход игры:
Дети по очереди выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужна вода.
Тема: «Летающие семена».
Цель: закрепить представление детей о ветре и его ролью в жизни растений на примере семян, которые он разносит. Развивать тактильную память, мышление; умение соблюдать правила игры.
Материал: семена растений: одуванчика, клена, ясеня, березы, сосны, и т.д. лупы, а также семена гороха, фасоли, подсолнечника. Ящик ощущений, комплект карточек «Одуванчик».
Ход игры:
1-й вариант
Игра начинается с «ящика ощущений». Положите в него семена с крылышками, шишки, ели, сосны. Предложите детям по очереди определить на ощупь семена растений. При этом никто не сообщает о своих открытиях до тех пор, пока последний участник не ознакомится с содержимым. Свой секрет каждый должен держать в тайне. Затем дети рассказывают, что они обнаружили в ящике и по каким признакам они это сделали. Покажите детям, что в действительности скрывалось внутри ящика.
2-й вариант
Педагог разлаживает перед детьми летающие семена в один ряд. Рассмотреть все семена с крылышками - клена, липы, березы, ели, сосны. Какие у них крылышки? У одних большие, у других- маленькие. Но все они тонкие прозрачные. Для чего нужны эти крылышки? Сравним их с крыльями бабочек, стрекоз, которые умеют летать. Значит и крылышки семян помогают им летать по воздуху, путешествовать. А для чего семенам нужно летать? Ведь не из любопытства же они отправляются на воздушные прогулки? Обсудите предположения детей, напомните им, для чего вообще нужны семена, как из них появляются маленькие растения.
Тема: «Дерево - семена»
Цель: закрепить знания детей о деревьях и их роли в окружающей жизни. Познакомить детей с семенами, имеющими разнообразные «крылышки» для переноса ветром. Развивать воображение, память, мышление.
Ход игры:
Педагог изображает дерево, дети – летающие семена. Сначала дети – семена растут на дереве,- стоят рядом с педагогом. Затем налетел ветер (звучит музыка), семена падают. Летят. Дети машут руками, разбегаются в стороны. Затем летающие семена падают на землею – дети приседают, закрыв голову руками. Звучит «весенняя» музыка (капель) – приходит весна, светит солнышко, идет дождик. Из семян вырастают маленькие деревца: дети медленно поднимаются, руками- ветками тянутся к солнцу, вырастают. В ответ дерево- мама, приветствуя их, тоже машет руками. Педагог комментирует происходящее.
Можно заучить песенку о дереве или использовать стихи.
Педагог:
Я - дерево-мама, а вы – мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время прошло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Дети:
На дереве - маме мы долго висели,
Но ветер примчался, и мы полетели,
Умчаться от мамы подальше хотим,
Нас ветер подхватит, и мы улетим!
Нам крылышки наши летать помогают,
Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.
На землю родную мы все упадем,
Земля нас накормит, земля - это дом,
Весною нас солнце лучами согреет,
А дождик напоит водой, как сумеет.
Тогда прорастем мы зеленым листом.
Нам дерево - мама помашет в ответ.
Как стать нам большими, не дашь ли совет?
И дерево - мама, качаясь, шумит.
Советы, давая, листвой шевелит.
Тема: «Пищевые цепочки водоемов»
Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках водоема.
Материал: карточки животных и растений.
Ход игры:
Педагог предлагает картинки обитателей водоема и просит детей выложить, кто кому необходим для питания.
Дети выкладывают карточки.
Комар – лягушка - цапля
Червяк – рыба - чайка
Водоросли – улитка - рак
Ряска – малек - хищная рыба.
ВЫСТУПЛЕНИЕ
о разработке и реализации проекта «Царица-водица».
На протяжении ряда лет мы занимаемся проблемой экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста через практическую, исследовательскую деятельность. Мы считаем, что исследовательская, поисковая активность детей старшего дошкольного возраста – естественное состояние ребенка, потому что по природе своей они исследователи. И именно эта активность лежит в основе появления у детей исследовательского поведения, что в свою очередь влияет на его психическое развитие, процесс саморазвития. Поэтому формирование осознанного выполнения правил поведения в природе на основе сформированных навыков поисковой деятельности приобретает особую значимость. Эта концепция лежит в основе проекта под названием «Исследователи природы», который был разработан нами в 2011-2012 учебном году и успешно реализуется в работе с детьми.
Мы уделяем особое внимание усвоению детьми представлений о взаимосвязи природы и человека. Эта проблема сложная и требует кропотливой работы по овладению детьми способами практического взаимодействия с окружающей средой. Мы считаем, что существенную роль в этом направлении может сыграть поисково-познавательная деятельность дошкольников, организуемая в форме экспериментальных действий. Так возникла потребность в разработке кратковременного исследовательского проекта под названием «Царица-водица», направленного на становление мировидения ребенка, его личностный рост. Для нас важно, чтобы дети не на картинках, а в процессе практической деятельности (с помощью опытов и экспериментов) могли преобразовать конкретные объекты с целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы. Учитывая «зону ближайшего развития», мы начали с такого объекта, как «вода». Для нас важно не только опытным путём довести до детей понимание о свойствах воды, но и показать важность воды для всего живого (людей, животных, растений). Кроме того, особенно в настоящее время остро стоит вопрос экономии водных ресурсов. Поэтому важно с раннего детства прививать чувство бережного, экономного отношения к воде.
Таким образом, цель проекта «Царица-водица» - раскрыть понятие «вода», её свойств (прозрачна, не имеет запаха), роли воды в жизни человека, животных и растений. В связи с этим нами были сформулированы следующие задачи:
1) образовательные: продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов; активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах воды.
2) развивающие: развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать: развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;
3) воспитывающие: воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе; прививать навык экономного отношения к воде, как неотъемлемой составляющей в жизни человека и других живых организмов.Реализация проекта включает в себя работу с детьми и родителями по трём этапам. Цель подготовительного этапа - разработать содержание всего учебно-воспитательного процесса на основе темы проекта, систематизировать информационные источники, подобрать необходимые дидактические и методические пособия, пополнить экспериментальный уголок необходимыми материалами, дать задание родителям по подбору нужного материала. Подобрать детскую и методическую литературу по теме проекта, иллюстрации и фотографии, видео и аудиозаписи, дидактические игры, атрибуты и др.
Цель основного этапа - систематизировать знания детей о воде, охране водных ресурсов, бережному отношению к воде, организовать родителей и детей для совместной деятельности создания проекта.
Цель заключительного этапа - обобщить результаты и подготовить презентации.
Технология работы по проекту включает в себя разные виды деятельности: совместную образовательную деятельность педагога и детей с элементами экспериментирования, наблюдения, опыты и эксперименты, познавательное чтение, продуктивную деятельность (занятия, игры), экологические подвижные и дидактические, игры, эколого-познавательное развлечение. Кроме того, в течение нескольких дней в свободное время предполагается чтение детям произведений по теме проекта, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и много другое.
В рамках проектной деятельности с детьми запланированы следующие мероприятия:
диагностика уровня развития практических навыков у дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе данных диагностического обследования;
создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки);
проведение цикла познавательных, эвристических бесед, игр, опытов и т.д.
Таким образом, мы планируем выстраивать занятия так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность. Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, мы придерживаемся следующей последовательности этапов исследования:
актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;
обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;
предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
Мы считаем, что для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. В работе с детьми мы считаем важно акцентировать внимание на:
организацию совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни;
использование технологии ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности;
организацию детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы;
чтение и заучивание художественного слова по теме проекта;
организацию и проведение художественно-продуктивной деятельности в рамках проекта;
отработку различных приемов развития мысли ребенка: от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.
Вся эта деятельность в проекте «Царица-водица» представлена нами в перспективном тематическом плане на неделю. Деятельность расписана по образовательным областям, в соответствии с требованиями ФГТ: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» и др. Кроме того, нами запланирована конкретная деятельность в разных направлениях развития старших дошкольников:
«Познавательное развитие»:
Занятие на тему: «Волшебница вода».
Экспериментальная деятельность: опыты с водой.
Создание альбома «Такая разная вода».
Ведение дневника наблюдения за погодой.
Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озерной?».
Составление таблицы-схемы «Для чего человеку нужна вода».
Моделирование «Круговорот воды в природе».
«Исследовательская деятельность»:
опыты «Атмосферные осадки», «Откуда образовалась лужа?»; «Зачем растениям вода?»;
дидактические игры «Кому нужна вода», «Как человек использует воду», «Кто живет в воде? », «Расположи по порядку»;
беседа «Из чего состоит снег?»;
рассматривание снежинок.
«Речевое развитие»:
игра «Подскажи словечко»;
беседа «Вся ли вода полезна?»;
«Социально-личностное развитие»:
рассматривание энциклопедии «Водоемы. Кто живёт в пресной воде?»;
сюжетные игры: «Семья», «Прачечная», «Готовим обед»;
беседа «Зачем горб верблюду?»;
придумывание рассказа «Путешествие на море»;
чтение: «Жила была река» Н. А. Рыжова, рассказа «Поэзия дождя» К. Паустовского, рассказа «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвина.
загадки о воде;
«Физическое развитие»:
Подвижные игры «На болоте», «С кочки на кочку», игры с водой, игры со снегом и др.
Утренняя гимнастика «По морским волнам».
«Художественно-эстетическое развитие»:
Рисование «Круговорот, как я его понимаю».
Слушание «Звуки природы» (дождь, капельки, водопад)
Игра на металлофоне «Капельки дождя»
Слушание и исполнение песен о воде, музыкальных записей шума волн, пения ручья, весенней капели, дождя.
Лепка «Подводный мир».
Мы предполагаем, что результатом внедрения краткосрочного проекта станет:
1. Использование  старшими   дошкольниками  усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.
2.Изменение качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и многовариативности в ее решении).
3.Повышение уровня познавательных способностей детей.
4.Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению (начала бережного отношения к воде, ответственность за порученное дело, коммуникабельность).
Проект планируется завершить развлечением «Праздник Царицы - водицы» совместно с родителями воспитанников, для которых также запланирована работа:
Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома». Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
Оформление наглядной информации в родительском уголке:
– Консультация на тему: «Простые опыты с водой для дошкольников».
– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
– Рекомендации: «Проведите с детьми дома».
- Конкурс рисунков «Такая разная вода» (для книжки-малышки).
- Создание фотовыставки «Если б не было воды…».
На заключительном этапе планируется подведение итогов проекта, выставка детских работ, создание книжки-малышки «Все о воде», альбома «Такая разная вода», разработка цикла дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме проекта, т.д.
Результатами нашей работы должны стать показатели мониторинга развития детей по данному направлению, которые будут свидетельствовать о правильном пути решения данной задачи. Уровень знаний детей планируется повысить до 93% высокого и среднего уровня.