РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а, следовательно, на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению. Исходя из этого, я разработала рабочую программу кружковой работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники продуктивной деятельности. Новизна этой программы заключается в том, что она направлена на расширение базового компонента образования через интеграцию различных видов продуктивной деятельности.
Цель моей работы - овладение детьми умениями и навыками работы с природным и искусственным материалами, техниками квиллинг и бисероплетение для самостоятельного и творческого создания композиций, формирование художественного мышления и эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
Поэтому важными задачами для меня являются:
1.) Формировать технические умения и навыки работы с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, бисер и др.) и инструментами;
2.) Формировать навыки учебной деятельности:
- умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях;
- умение действовать по словесной инструкции;
- умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
- умение контролировать собственные действия;
3.) Развивать у детей:
- умения создавать композиции;
- творческих способностей, наглядно-образного мышления, внимания, памяти;
- мелкой моторики рук;
- произвольности, усидчивости, целеустремленности;
4.) Воспитывать:
- эстетический вкус, аккуратность при работе с различными материалами;
- интерес к творческой, художественной деятельности.
5.) Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.
Для этого я выделила следующие этапы работы:
- обдумывание;
- подготовка к занятиям с детьми, чтобы у детей не возникли технические проблемы;
- непосредственное изготовление изделия детьми.
В основе такого методического подхода положена идея – ребенок должен самостоятельно создавать нечто свое, новое, используя приобретенные навыки и умения.
Занятия я провожу в мини группах одновременно работающих детей, состав которых может меняться. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Дни образовательной деятельности кружка я выбираю в зависимости от интенсивности нагрузки на детей. При реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Именно такая гибкая форма организации детского труда в образовательной деятельности позволила мне учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, состояние здоровья, уровень овладения определенными навыками, нахождение на определенном этапе реализации творческого замысла и другие возможные факторы.
Кроме развития мелкой моторики, творческих способностей, формирования технических умений и навыков в работе, я отметила положительную динамику во взаимоотношениях между детьми. Они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им большую радость. Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше. Поэтому в моей работе был соблюден принцип от простейшего к более сложному. Благодаря этому, дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.
Я регулярно представляю вниманию детей и родителей выставку детских работ, выполненных в нетрадиционных техниках продуктивной деятельности – это квиллинг, бисероплетение, аппликация из бросового материала, рисование витражными красками по стеклу, аппликация из ткани и многое другое. Практически всю работу дети выполняют самостоятельно. Полученный при этом результат всегда эстетически и эмоционально их радует. Но при этом ребенку не просто заниматься целенаправленной продуктивной деятельностью, тем более доводить ее до конца.
В заключение хочется отметить, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей через различные виды, в том числе и нетрадиционные, продуктивной деятельности дает позитивный результат: дети все более уверенно работают в знакомых техниках, более точно производят движения пальцами рук, дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.