Конспект«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «История путешествия в прошлое и будущее часов! »


Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Содержание и методика организации
познавательно-исследовательской деятельности
детей дошкольного возраста»
на тему:
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
в непосредственно образовательной деятельности
«История путешествия в прошлое и будущее часов! »
по методике Н.А. Коротковой «Река времени»
время обучения: 09.02. - 13.02.2015г.


Выполнила:
Ялмурзина Светлана Евгеньевна,
воспитатель СП " Детский сад"Планета детства" ГБОУ СОШ №7
г.Похвистнево , 2015 г.
План-конспект
непосредственно образовательной деятельности
с дошкольниками в подготовительной группе
Тема: «История путешествия в прошлое и будущее часов! »
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие », «Физическое развитие»
Задачи:
1) Познакомить детей с историей появления, развития и совершенствования часов; закреплять умение самостоятельно обследовать предмет и делать выводы.
Развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации («Познавательное развитие»)
2) Формировать умение образовывать относительные прилагательные; расширять словарный запас детей словами
(«Речевое развитие»)
3) Воспитывать интерес и уважительное отношение к профессии часового мастера , к труду людей - изобретателя, созидателя, творца. Развивать умение работать сообща, доводить начатое дело до конца.
(«Социально-коммуникативное развитие»)
4) Воспитывать интерес к творческой продуктивной деятельности.
(«Художественно- эстетическое развитие »),
5) Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки.
("Физическое развитие")
Методы и приемы:
практические: игра, динамическая пауза, эксперимент;
наглядные: панно «река времени», рассматривание часов , просмотр слайдов
словесные: чтение сказки, беседа, вопросы к детям
Материалы и оборудование: панно «река времени», предметные картинки - «метки» для наклеивания на панно ( 7 х 10 см) с изображением часов в разное историческое время , значки- награды, материалы для оформления (вырезки из журналов, элементы декора), клей, фломастеры, салфетки.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная игровые упражнения, физминутка , игра “Ходят стрелочки по кругу”
Игровая игра- путешествие «Река времени»
Познавательно-исследовательская экспериментирование, познавательно-исследовательский проект ,
Коммуникативная беседа, речевые ситуации вопросы ,отгадывание загадок,
чтение стихотворений
Восприятие
(художественной литературы и фольклора) Чтение отрывка сказки Прокофьевой Софьи «Часы с кукушкой,

Изобразительная
Рисование эскизов часов будущего (различными нетрадиционными способами рисования)
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие! Хотите совершить путешествие в прошлое и будущее? Тогда постарайтесь угадать загадку.Нет ног, входим,Рта нет, а скажем:Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать. Дети слушают проявляют интерес . Беседуют с воспитателем, отгадывают загадку Эмоциональное включение детей в решение познавательной задачи.
2. Посмотрите на экран.(на слайде №1картинки с изображением солнечных, песочных, механических, электронных часов) Что это за приборы? Что их объединяет? Для чего они нужны? .Чем эти часы отличаются?  Все эти часы изобретены людьми в разное время. Кто знает, какие часы появились раньше, а какие позже? Активно вступают в диалог, высказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы педагога. Делятся чувствами и эмоциями. Предполагаемые ответы детей.

Сформирована познавательная активность т. е. готовность к познавательной деятельности и инициативности в ней. Дети настроены на предстоящую деятельность.
3. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также как и время.
Чтобы нам не заблудиться во времени, давайте мы обозначим наши остановки-островки . И поможет нам в этом «река времени»(Слайд №2.)
Чтобы перенестись нам в давние времена проговариваем волшебные слова:
. Дети рассматривают слайды ,отвечают на вопросы, рассуждают,
делают выводы.

Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В древность все мы попадем. (Слайд №4 Формируется умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации
4. Как люди раньше жили без часов? Как люди определяли время? (Оказывается, часы были и раньше , но в те давние времена они были другие — живые! Ведь было же такое время, когда часов не было. Как же без них обходились люди?
  Догадайся, что такое «живые часы»? Какие они могли быть?
живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы. Как ты думаешь, как соловьи, жаворонки, зяблики могут нам помочь определить время?–
А  как ты думаешь, когда начинает петь – чирикать воробей? Он у нас соня, спит долго, встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись – значит,  и нам скоро пора вставать в садик, в школу, на работу
Знали люди и другие живые часы – это растения.  Попробуй догадаться, как цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени? У них ведь нет рта, языка, словами они сказать не могут. Но они «говорят» по-другому. Как? возможность ребенка поразмышлять, рассуждать, делать выводы . Наклеивают картинки на реку Времени (солнечные часы, водные часы
петуха), петух – это тоже «часы». Он всем показывает, что уже наступило утро. Это живой будильник!
Птицы они поют утром. Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый. Позже поет жаворонок.
Одуванчики открываются ровно в 5 утра. Люди внимательно наблюдали за цветами и травами и могли определить, сколько времени.
Проявляют интерес к истории часов. Развивают мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез и др5. Воспитатель организует физкультминутку под музыку
Тик -так, тик -так, -Так ходики стучат. Туки-так, туки-так, -Так колеса стучат.
Токи-ток, токи-ток, -Так-стучит молоток.Туки-ток, туки-ток, -Так стучит каблучок. Дети выполняют движения под музыку.
(Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам).

(Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг).
(Изображают кулачками молоточки).
(Стучат каблучками). Созданы условия для снятия мышечного напряжения. Сформирован музыкальный слух, чувство ритма.
6. «Русской старины»
Здесь на столе очень много картинок, все они могут найти своё место на «реке времени». Давайте мы их все вместе дружно разместим.
Предлагает послушать сказку "Часы с кукушкой"
Прокофьевой Софьи
Время бежало, появлялись новые приборы для измерения времени. Потом появились в домах часы "ходики", их вешали на стену, под часами был маятник. Механизм таких часов состоял из множества шестеренок и пружинок. Такие часы называли механическими.
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В старину мы попадем.
Дети слушают сказку

Умение делать логические выводы;
Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.
7.

8.

9.

10

11.

12 "Настоящее время". Люди стали придумывать новые часы. И придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов.
Дидактическая игра
"Назови правильно"
Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.
А часы, которые висят на стене называются – как? (Настенные).
Часы, которые носят на руке, называются – как? (Наручные).
Нас по утрам будят часы, которые называют – как? (Будильник).
Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные).
В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты».
Есть часы механические, их надо заводить. Есть часы кварцевые. В них вставляют батарейки. А есть электронные.
Какие часы есть у нас дома? У бабушки? У папы?

Творческое задание «Рисунки часов будущего».
Воспитатель предлагает
поиграть в дизайнеров – придумать и нарисовать свои авторские часы: циферблат, стрелки, цифры- Давайте посмотрим, какие часы вы изобрели.
Какие разные получились у вас часы! Расскажите о них. Кому их можно подарить?  . Интересно было самим делать часы?
- А вы , ребята хотите научиться определять время по часам?
- А может кто-то умеет?
Игра «Ходят стрелочки по кругу».

Рефлексия
Вот и закончилось наша история часов. Надеюсь, что дальше она продолжится в Вашем творчестве! Интересны ли Вам путешествия в прошлое, настоящее и будущее предметов?
Благодарит всех за активную работу. Предлагает организовать выставку рисунков, созданных во время путешествия.
Выражают собственное суждение. Осваивают временную последовательность появления часов.
Выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок «реки времени»
Играют в компьютерную игру, рассуждают , высказывают свое мнение
Дети слушают бой курантов и просматривают слайды и вспоминают, что слушали куранты на
Новый год
Дети составляют рисунок ,коллаж из вырезок из журналов Дети обмениваются мнениями. Определяют, что часы могут быть круглой, квадратной, прямоугольной формы
На полу по кругу разложены карточки с числами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Все вместе произносят стихотворение
Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу,
И хотят догнать друг друга. (Дети идут по кругу)
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время
подскажите!
Делятся впечатлениями, выражают собственное мнение о проделанной работе.
Помогают воспитателю
организовать выставку рисунков,

. Сформирована познавательная активность т. е. готовность к познавательной деятельности и инициативности в ней.
Сформированы навыки классификации и обобщения

Знают , где находятся главные часы страны.
Развитие внимания, фантазии;
умение применять различные способы рисования
Совершенствовать
умения детей
определять время.
Развитие умения делать выводы и умозаключения


Развитие умения взаимодействоватьс коллективом в процессе совместной деятельности
Итоговое мероприятие: Создание мини-музея часов, организованного совместно с родителями и детьми.