КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ) В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВОДА-ВОДИЧКА»


Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование)
в старшей группе
«Вода-водичка»
Цель:
Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности в процессе закрепления знаний детей по свойствам воды (в ходе игры «Вода-водичка»)
Задачи:
Создать условия для закрепления знаний детей со свойствами воды.
Способствовать к развитию познавательных действий.
Создать условия для развития самостоятельности и умения работать в группе.
Оборудование и материалы:
- карточки-капельки с загадками; схемы: «Свойств воды»; иллюстрации по теме «Вода». Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведерко.
Место проведения - групповое помещение.
Предварительная работа:
Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»
Методические приемы:
Беседа;
Вопросы;
Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);
Загадки;
Сюрпризный момент,
Игра.
Этапы
образовательной деятельности Действия педагога Действия детей Используемые методы, приемы, технологии Предполагаемые результаты
1.Организационный момент.
Цель: создание эмоционального настроя детей.
Предлагаю собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!! 
В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.
- Скажите, чем занимаются ученые?
-Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.
- Где работают ученые?
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
Встают в круг, берутся за руки, говорят приветствие.
(ответы детей)
(в научной лаборатории)
(в научной лаборатории)
(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.) Словесный, психологический настрой
Гуманно-личностная педагогика Эмоциональный настрой детей на игру
1 этап. - Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований.
И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
- А что такое глобус?
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем?
- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим?
- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?
- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.
-А вот в каком виде встречается вода в природе, нам помогут ответить загадки.
- Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь это-…
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые…
Сверху одеяло
На землю упало,
Самой лучшей ваты
Мягче и белей.
Травкам и козявкам,
Всем зверушкам малым
Спать под одеялом
До весенних дней.
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет-
Гвоздь упадет.
Пушистая вата – плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно.
- Что объединяет все наши отгадки?
-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких?
- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.
- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.
Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.
Без пищи мы можем прожить 3-4недели.
Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток. Ответы детей
(глобус)
(Глобус – это модель Земли).
(синий, желтый, зеленый, коричневый).
(леса, горы, пустыни, моря и реки)
(Значит, что воды больше)
(картинки – отгадки вывешиваются на мольберт).
Ответы детей.
(дождь)
(снежинки)
(снег)
(сосулька)
(облака)
(лед)
(Это вода.)
Ответы детей. Информационно-коммуникативные технологии

Эмоциональное погружение в действительность, познавательный интерес.
Воспитывать интерес к математике.
Эмоциональное погружение в действительность, познавательный интерес.
2 этап. Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

(шагаем на месте)
(наклоны вперед, руки на поясе)
(хлопаем в ладоши)
(встряхиваем руками)
(круги двумя руками вперед)
(круги руками вперед поочередно)
(прыжки на месте)
(шагаем на месте) Задания на развитие памяти, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. Эмоциональное погружение в действительность, познавательный интерес.
2 этап. -И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого нам надо отправиться в лабораторию.
-Надеваем фартуки и проходим.
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт №1. «Вода - жидкость».
Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку.
Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
-Какой вывод можно сделать из проведенного опыта?
Вывод: вода – жидкость.
Опыт№ 2. «Вода бесцветная»
- А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.
- Какого цвета молоко?
-А можно ли сказать про воду, что она белого цвета?
-
Какой вывод можно сделать из проведенного опыта?
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?
Вывод: вода – прозрачная жидкость.
Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».
- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.
- Понюхайте стакан с соком
Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Какой вывод можно сделать из проведенного опыта?
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».
- Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус?
- А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус?
-Какой вывод можно сделать из проведенного опыта?
Вывод: Вода не имеет вкуса.
(Дети подходят к столу, на которых стоит раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведерко.)
(ответы детей).
(ответы детей).
( Вывешиваем схему)
Наводящие логические вопросы для ответа ребенка, если он затрудняется ответить
(белого).
(ответы детей)
(ответы детей).
( Вывешиваем схему)
(У воды нет запаха).
(апельсиновый).
(ответы детей).
( Вывешиваем схему)
(Нет).
(Да).
(ответы детей).
( Вывешиваем схему) Игровая технология
Эмоциональный настрой
Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, восприятие.
Физ.минутка- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.
Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”
Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь.
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать.
Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками
Встретились ручейки и стали большой речкой
Плывут капельки в большой реке, путешествуют.
Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан.
Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться.
А тут как раз солнышко пригрело.
Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке. Релаксация, смена динамических поз
(Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
( звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).(составляют ручейки, взявшись за руки).
(капельки соединяются в одну цепочку).
(дети двигаются по кругу). Здоровьесберегающий подход Дети выполняют физминутку3 этап. - Отдохнули, ребята?
Ну, тогда возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт 5.
Способность воды отражать предметы.
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит?
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?
- А где ещё можно увидеть своё отражение?
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?
-Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Вывод: - Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. -Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто. Ответы детей.
(Таз с водой)
(Своё лицо, отражение.)
(В зеркале, в витрине магазина и т.д.)
(Очень плохо, оно размытое)
(ответы детей).
(Вывешиваем схему)
Игровая технология
Аактивизировать мыслительную и познавательную деятельность.
Эмоциональный настрой
Заключительный этап. - Что вы узнали о воде?
-Какими свойствами обладает вода.
-Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой.
-Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям.
-Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях.
-А сейчас кому понравилось занятие выберите веселый смайлик и прикрепите его на доску, ну а кому не понравилось, выберите грустный смайлик.
-Спасибо вам ребята. 
-Пора возвращаться в нашу группу. Ответы детей с опорой на схемы.
Подходят к столу, выбирают понравившийся смайлик и прикрепляют его на доску. Беседа. Эмоциональный настрой
Удовлетворение работой