Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми в старшей группе на тему: «Мир микробов в мире воды»


Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми в старшей группе
на тему: «Мир микробов в мире воды»
Цель: расширить знания детей о мире воды – микромире микробов;
Познакомить с историей изучения микробов;
Формировать навыки пользования микроскопом;Развивать познавательный интерес;
Развивать интерес к исследованиям.

Материал: микроскопы, слайды с изображением загрязненной воды, очистительных сооружений, фильтров, микроорганизмов-клеток.
Ход совместной деятельности:
1. -Здравствуйте, мои юные ученые! Я рада вас приветствовать в нашей научной лаборатории.
-А в какой мир мы сегодня попадем, вы должны мне ответить сами.
Мы говорим, она течет,
Мы говорим, она играет,
Она бежит всегда вперед,
Но никуда не убегает.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
-Да, правильно, это вода! Мы отправляемся в мир воды!
-Что на нашей Земле вода? (реки, океаны, озера, моря).
-Как называют нашу планету? (голубая планета).
- С какой проблемой воды нам приходится сталкиваться? (с проблемой загрязнения).
-Кто загрязняет воду? (люди, заводы, фабрики…).
-А кто или что страдает от загрязнения? (животные, деревья, люди…).
- Правильно, все живое вокруг нас страдает.
- Ребята, а что надо сделать, чтобы сохранить воду? (не мусорить на берегу, строить очистительные сооружения).
2. Ребята, посмотрите у меня в стакане прозрачная, чистая вода! Я ее из-под крана налила, можно я ее выпью?! (дети рассуждают над проблемой, доказывают, что этого делать нельзя, т.к. вода сырая, в ней есть микробы).
- А кто такие микробы и почему их надо бояться? (они переносят болезни, можно отравиться. Надо пить только кипяченую воду).
- Но я их совсем не вижу, где же они? (они очень маленькие)
- Может мы их под лупой увидим? (Рассматривают под лупой. Делают выводы).
- Что же нам поможет выявить микробов в воде? (микроскоп).
- Правильно! А вы помните, кто изобрел микроскоп?
- Много лет назад жил ученый Антони Левенгук, который изучал разных животных и растения и придумывал увеличительные стекла. Однажды он захотел рассмотреть каплю воды, но оказалась это не просто. И он придумал микроскоп (показ слайда ученого и первого микроскопа). За многие года ученые сделали еще лучше микроскоп – вот он у нас в лаборатории. В него и стали рассматривать то, что глазами не увидишь.
- Я предлагаю провести исследование рассмотреть нашу каплю воды под микроскопом. Но для начала давайте сделаем гимнастику для глаз.
«Лучик»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазками.)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо.)
3. - А теперь, мои юные ученые приглашаю вас занять свои рабочие места за столами.
В микроскоп ученый смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки-
Весь в работе, весь в науке.
(Дети рассматривают капельку воды под микроскопом, деляться своими впечатлениями от увиденного).
- Молодцы, хорошо поработали! Давайте разомнёмся немного.
Физминутка Весенняя
Чтобы ровной была спинка,
очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай
и за нами повторяй!
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет
(дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет
(кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело,
(разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела
(руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки
(ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты
(приседают и снова встают, руки поднимают вверх).
4. – Ребята, ученые не только рассматривают под микроскопом, но и делают заметки, записи. Я вам предлагаю зарисовывать микробов на листе бумаги. Эти опасные микробы мы покажем другим детям и расскажем, как они вредны для нас. Дети делают зарисовки.
5. Молодцы! Теперь у нас получиться настоящая выставка. О чем мы сегодня говорили? Что рассматривали? Как бороться с микробами?
-Я жду вас, мои юные ученые в нашей научной лаборатории в следующий раз. Нас ждут новые открытия!