Презентация к уроку ОБЖ Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных Силах России


Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных Силах России Весь уклад военной службы определяется и регулируется не только нормами права, закрепленными в уставах, приказах командиров и начальников, но и моральной силой традиций и ритуалов, которые сплачивают воинов, воспитывают у них высокие морально-боевые и нравственно-эстетические качества.Каждый ритуал связан с важными моментами в жизни воинского коллектива, Вооруженных Сил государства и оказывает сильное влияние на психологию и духовный мир воинов. Всякое нарушение традиционного порядка проведения ритуала ведет к разрушению его как системы и к резкому ослаблению его эмоциональной действенности.Традиции и ритуалы в значительной степени определяют жизнедеятельность и морально-психологическую атмосферу воинских коллективов армии и флота.В основе воинских традиций и ритуалов лежат три ключевых нравственных понятия - «Родина», «честь», «воинский долг», а также закреплены духовно-нравственные и организационные принципы, на которых держатся Вооруженные Силы - патриотизм, войсковое товарищество, профессионализм, дисциплина и субординация. Воинские традиции поддерживаются и выполняются прежде всего в силу внутренней убежденности военнослужащих в их необходимости, так как приказом и страхом наказания невозможно заставить человека длительное время переносить тяготы и лишения службы, жертвовать здоровьем и жизнью.Многие воинские традиции и ритуалы закреплены в Военной присяге, уставах, наставлениях и инструкциях. Таким образом они приобретают не только моральную необходимость, но и юридическую значимость. Так, например, в Общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации определены ритуалы служебно-боевой деятельности и традиционные нормы поведения военнослужащих. Кроме того, в Вооруженных Силах России есть ритуалы и традиции, о которых не говорится в уставах, но они прочно вошли в жизнь воинских коллективов и широко практикуются. Это посвящение в гвардейцы (под- водники, десантники); встречи 1 молодого пополнения; чествования ветеранов и сослуживцев, отличившихся при выполнении воинского долга, и другие.Традиции и воинские ритуалы являются душой армии и флота. Они создают благоприятную социальную среду, в которой происходит формирование у военнослужащих высоких моральных и боевых качеств, они вызывают у них нравственный подъем и чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам и своей части. В Российских Вооруженных Силах исторически сформировалась стройная система традиций и ритуалов, охватывающая все сферы военной службы: боевую деятельность, повседневную жизнь, обучение и воспитание войск. Ведущую роль в жизни Вооруженных Сил России играют боевые традиции, в которых сконцентрирован опыт по защите Отечества. Их исключительно важная роль обусловливается особенностями жизни нашего народа, государства, его Вооруженных Сил. Русская государственность складывалась в тяжелых, главным образом, оборонительных войнах. Среди боевых традиций можно назвать следующие:1. Верность Военной присяге и торжественный ритуал ее принятия. Принятие Военной присяги - наиболее торжественный и волнующий момент в жизни каждого воина. В Российских Вооруженных Силах традиционно рассматривают принятие Военной присяги как:- акт духовно-нравственный, закрепляющий клятву на верность Отечеству, своим знаменам и славным боевым традициям. Выдающийся военный педагог и психолог генерал М.И. Драгомиров говорил, что присягу следует «держать не в уме, а в сердце»;- акт юридический, определяющий момент вступления в военную организацию и принятие обязанностей по вооруженной защите государственный интересов;- акт волевой, требующий гражданского мужества и готовности жертвовать жизнью, защищая с оружием территориальную целостность и независимость России.В Российской армии принято присягать один раз, повторное принятие присяги превращает ее из священной клятвы в пустую формальность.В Советских Вооруженных Силах этот ритуал неоднократно изменялся, совершенствовался. В послевоенные годы принятие Военной присяги молодыми воинами начали проводить у памятников боевой славы: в Волгограде - на Мамаевом кургане, в Москве - у Могилы неизвестного солдата. 2. Верность Боевому знамени части, флагу корабля и ритуал их почитания. В Российской армии и на флоте стало традицией считать знамя символом духовного единения людей, спаянных общей целью защиты Отечества. В Русской армии утрата воинской святыни всегда считалась величайшим преступлением и позором. Полк, потерявший знамя в сражении, подлежал расформированию, а солдаты и офицеры лишались права носить воинское звание. Захват знамени противника свидетельствовал не только о военной, но и о нравственной победе над врагом. 3. На Руси с древнейших времен соблюдали традиции и ритуалы почитания ратных дел и героических подвигов. С созданием Русской регулярной армии и флота стала формироваться стройная, законодательно закрепленная система наград и поощрений за военные заслуги. Высшей солдатской наградой стал орден Славы трех степеней, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР 8 ноября 1943 года. За Великую Отечественную войну 1941 - 1945 гг. около 980 тыс. воинов были награждены орденом Славы III степени, почти 46 тыс. - II степени и 2631 воин отмечен орденом Славы трех степеней.За безупречную службу и выслугу лет в мирное время нижние чины в Русской армии награждались знаком отличия ордена Святой Анны, медалями «За усердие». Ритуал награждения знаком отличия ордена имел важные последствия: награжденные освобождались от телесных наказаний, получали увеличенное жалование, а затем пенсию «по смерть свою, где бы ни находились».В годы Великой Отечественной войны широко распространилась традиция присвоения почетных наименований частям и соединениям, отличившимся при освобождении городов. Первыми почетных наименований Донских, Зимовийковских, Котельниковских, Сталинградских, Тацинских в январе 1943 года удостоились дивизии и корпуса, отличившиеся в Сталинградской битве. 4. Важной боевой традицией является сохранение памяти о павших в сражениях.Павшим в боях и при исполнении служебных обязанностей всегда оказывались символические знаки уважения, их проведение было закреплено Уставом воинским 1716 года, как торжественно-траурный ритуал «Погребение с воинскими почестями». В Русской армии с 40-х годов XIX века стало святой традицией начинать вечернюю перекличку именами героев, навечно зачисленных в списки части за геройские поступки. В годы Великой Отечественной войны эта традиция была возрождена. Так, например, приказом наркома обороны от 8 сентября 1943 года Герой Советского Союза Александр Матросов был зачислен навечно в списки первой роты 254-го гвардейского полка. Всего же до конца войны навечно в списки частей было зачислено более 350 человек. Особую группу представляют традиции и ритуалы, связанные с повседневной деятельностью войск. К ним относятся: поддержание внутреннего порядка в части и несение караульной службы; соблюдение образцового внешнего вида и проведение строевых смотров; выполнение требований воинского этикета и другие.В советских Вооруженных Силах с появлением частей, выполнявших боевые задачи в мирное время, появился ритуал «Заступления на боевое дежурство», соответствовавший разводу караулов. Но, несмотря на все изменения ритуала, постоянным оставалось его назначение - это проверка готовности караулов к несению службы, мобилизация воинов на качественное выполнение боевой задачи, переход личного состава в подчинение строго определенным лицам и предоставление права на смену старых караулов.Важную роль в жизни воинских коллективов играет воинская традиция и ритуал «Строевой смотр». Служба каждого солдата начинается с постановки в строй. Цели проведения строевого смотра диктуются необходимостью строгого контроля за личным составом, за состоянием его обмундирования и вооружения. Смотр имеет большое воспитательное значение, так как на нем военнослужащие могут обратиться с жалобой, личными вопросами, получить оценку от начальников за свои старания в службе.Ритуал «Отдание воинской чести» и соблюдение традиций воинского этикета в Российских Вооруженных Силах свято соблюдаются с древнейших времен. В 1809 году при военном министре А.А. Аракчееве впервые в истории Русской армии ритуал чинопочитания стал выполняться прикладыванием руки к головному убору. В период революционных событий в России 1917 года была сделана попытка ограничить, а затем и отменить в армии и на флоте отдание воинской чести. Но при строительстве новой регулярной армии Советское правительство вынуждено было восстановить этот ритуал. Отдание чести стало одним из рычагов восстановления дисциплины и порядка в молодой Красной армии. В Вооруженных Силах РФ ритуал чинопочитания получил название «Воинское приветствие».Военные парады являются частью традиций Вооруженных Сил и играют положительную роль в воспитании у воинов гордости за принадлежность к славе русского оружия, сопричастности героизму и мужеству, проявленным офицерами и солдатами предыдущих поколений. Демонстрация военной мощи на военных парадах вселяет в граждан уверенность в полной готовности Вооруженных Сил отстаивать интересы России на полях сражений. К основным воинским традициям обучения и воспитания относятся: обучение тому, что необходимо на войне; добросовестное изучение военного дела; взаимопомощь в учебе; поддержание сознательной воинской дисциплины; гордость за свой род войск, Вооруженные Силы и др.Система традиций и воинских ритуалов Российских Вооруженных Сил складывалась веками на полях сражений. Она формирует военную психологию, военный уклад, в котором все взаимосвязано и нет мелочей.