Педагогические чтения «Сердце, отданное детям» (часть 1)


Борисова Анна Анатольевна,
методист методического кабинета
управления образования
Амвросиевского района
Донецкой Народной Республики
Войтенко Алла Васильевна,
библиотекарь Амвросиевской ОШ№6
Гончаренко Марина Евгеньевна, библиотекарь Амвросиевской ОШ№2

Педагогические чтения «Сердце, отданное детям» (часть 1)

Цель: акцентировать внимание на значении литературного и педагогического наследия педагога-гуманиста для каждого учителя, с помощью произведений В. Сухомлинского создать позитивное настроение, развивать эмоциональную чувствительность.
Сцена празднично оформлена. В центре – портрет В. А. Сухомлинского, плакаты со словами «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям (В.Сухомлинский)». В зале экспонируются выставка книг „Сердце, отданное детям...” и выставка детского творчества.
(На фоне музыки Альбиони «Адажио»)
Ведущий І: Проходят годы, десятилетия, распадаются государства и образуются новые, а звезда Василия Александровича Сухомлинского продолжает сиять на педагогическом небосклоне, помогая современному учительству находить правильную дорогу в океане школьной жизни.
Ведущий ІІ: Его глубокий и светлый ум, доброе и чуткое сердце остались в его книгах, научных трудах, в учениках, воспитанных им. Он как магнит притягивал к себе людей, завораживал их богатым духовным миром, своей человечностью.
В. А. Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составляет около 4 млн. экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира.
Ведущий ІІІ: Сегодня мы проводим педагогические чтения и отдаем дань памяти выдающемуся педагогу-гуманисту, поднявшемуся от сельского учителя к вершинам мировой духовности и культуры.
Ведущий ІУ: Как важна и актуальна глубинная сущность идей Василия Александровича: „Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света, не уходя от вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости”.
Ведущий І: Мы хотим посоветоваться с Сухомлинским, перелистав страницы его произведений, размышляя, сопоставляя; и ощутить настоящее наслаждение от собственного труда, перерастающего в творчество. Ведь его опыт убеждает – каждый педагог должен проявлять настоящий, неподдельный интерес к ребенку, вместе с ним фантазировать, увлекаться, радоваться. И непременно мечтать!
Ведущий ІІ: Сегодня вас ожидает презентация необычной книги «Сердце, отданное детям», которую мы проведем в форме устного журнала. (На сцене макет импровизированной книги)
Ведущий І : Мы открываем первую страницу «Истоки»
( на фоне музыки)
Ведущий ІІІ: Родился Василий Александрович Сухомлинский 28 сентября 1918 года неподалеку от Павлыша в селе Омельник. Отец его был бедный крестьянин. Он и пахал, и столярничал, мастерил колеса и музыкальные инструменты. Позже стал первым председателем колхоза. Был он человеком великой принципиальности, честности и трудолюбия.
Мать была человеком великой доброты и нежности, умная, трудолюбивая, заботливая. В зимние вечера занималась шитьем, рассказывала детям сказки.
Ведущий ІУ : В семье Сухомлинских было четверо детей: три брата и сестра, все они стали учителями, все преподавали родной украинский язык и литературу. Это можно объяснить тем, что в семье были сильны традиции народной педагогики, родители были прирожденными педагогами. От отца и матери Василию Александровичу достались талант, честность, доброта, трудолюбие, практический взгляд на жизнь.
Ведущий І: В доме Сухомлинского любили книгу, ценили меткое, бойкое слово. Дед был книгочеем. Умирая, он подарил свои книги Василию. Произведения Ивана Франко, Тараса Шевченко, Николая Гоголя, Федора Достоевского, Леси Украинки помогали Сухомлинскому формировать литературные вкусы, нравственные убеждения.
Ведущий ІІ: Василий рос живым, увлекающимся, сметливым и любознательным, бойким и резвым. В детстве у него пробудились способности к рисованию. А тетради, кисти и краски можно было приобрести только за собранные лекарственные растения и семена акации. И Василий собирал растения и семена. За красками ходил 35 км пешком в Кременчуг.
Ведущий ІІІ: Учился в Василевской семилетке. Проявлял способности не по летам. Отличался богатой памятью. Понимал и любил шутки, был общительным, задушевным, трудолюбивым, целеустремленным. Писал стихи, помогал одноклассникам по математике.
Ведущий ІV: Сухомлинский был наделен многими способностями, но возобладал в нем талант педагога. Он проявился в любви к детям и они тянулись к нему. Вот что писал Василий Александрович, когда ему было 45 лет: «Вспоминаю свое детство, отрочество Однажды по дороге из школы я увидел во дворе группу малышей – человек двадцать. То были дети от трех до семи лет. Мне захотелось поиграть с ними. Я показал малышам, как лепить снежную бабу. Они визжали от счастья На следующий день задолго до окончания уроков малыши уже ждали меня. Постепенно это стало обычным явлением: уроки еще не закончились, а малыши уже возле школы.
Думаю, тогда и начался мой учительский путь. Думаю, что главное для педагога – это человечность, это глубокая потребность в человеке ощущение того, что вместе с детьми он счастлив».
Ведущий І : Любовь к детям пройдет через всю жизнь Сухомлинского, и это будет главным в развитии его педагогических способностей и взглядов.
Ведущий ІІ : Школу Василий Александрович окончил в 1933 году, и вскоре стал студентом Кременчугского педагогического института. Много лет спустя он вспоминал: «Мне было 15 лет, когда я улетел из родительского гнезда Был трудный голодный 1933 годНачалось моё учение. Трудно было овладевать знаниями, когда в желудке пусто Но вот появился хлеб нового урожая. Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне первую хлебину, испеченную из новой ржи. Привез передачу дедушка Матвей, еженедельно приезжавший в город за солью и керосином. Булка хлеба была в полотняной торбе – мягкая, душистая, с хрустящей корочкой И рядом с хлебом – отцовское письмо, оно хранится у меня как первая заповедь «Не забывай о том, что, пока ты учишься, кто-то трудится, добывая тебе хлеб насущный. И выучишься, станешь учителем – тоже не забывай о хлебе. Хлеб – это труд человеческий, это и надежда на будущее, и мерка, которой всегда будет измеряться совесть твоя и совесть твоих детей».
Ведущий ІІІ : Потом дедушка Матвей привозил 16-летнему студенту по хлебу каждую неделю. Институтские же талоны на обед, случалось, обменивались на билеты в театр: «Продашь обед – смотришь Островского».
Ведущий ІV: На дневном отделении учился Сухомлинский всего два года, в 1935 г., 17 лет от роду, он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1939 году. Именно Полтавскому педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску. В стенах этого института он останется навсегда. Одна из самых светлых, уютных аудиторий в старом корпусе института, в том самом, где когда-то учился скромный юноша Василий Сухомлинский, носит теперь его имя.
Ведущий І: С большой теплотой вспоминал Сухомлинский о педагогическом институте: «Здесь педагогика была не засушенными выводами, а живым, ярким рассказом об искусстве воспитания, о методах воздействия на сознание и чувства. Здесь научили меня любить слово». Тон высокой интеллектуальной жизни в институте задавали педагоги – Петр Эрастович Гребинский, Тимофей Никифорович Шелест, Григорий Михайлович Боришполец. Своей эрудицией, увлеченностью, начитанностью они пробуждали у студентов любовь к знаниям, науке. Они учили проникать в детскую душу, изучать её, чтобы влиять на неё, воспитывать. «Если вы не будете знать детей – своих учеников, если не найдете дороги к их сердцам, если не отдадите им своего сердца, - успеха вы не добьетесь».
Ведущий ІІ : Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение и первое ранение получил под Смоленском. В январе 1942 года младший политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого лечения в госпитале на Урале его назначили директором средней школы в Уфе.
Ведущий ІІІ : Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим районо. Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году В. А. Сухомлинский становится директором Павлышской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.
Ведущий ІV : Школа занимала помещение бывшей четырехклассной земской школы. Занятия в ней из-за тесноты проводились в три смены. Рядом размещался сарай, а вокруг пустырь. Молодой директор поставил перед собой цель создать здесь образцовую школу. Это означало, что Василий Сухомлинский решил добиться занятий в одну смену и сформировать высокопрофессиональный педагогический коллектив. Начал со стройки. Новые корпуса школы возводили сами учителя, старшеклассники и родители учеников. Затем школе передали еще помещение, принадлежащее ранее церкви, а в 1956 году выделили средства на строительство дополнительной пристройки. Со временем вокруг школы разбили сад, был заложен виноградник, появились своя пасека, теплица и розарий. Дети после уроков с увлечением работали в различных кружках, от сельскохозяйственных до научных. Своими руками даже сделали маленький электромобиль, изготавливали сеялки, веялки, в том числе и по заказам соседних хозяйств.
Ведущий І: Когда основные хозяйственные вопросы были решены, Василий Сухомлинский вплотную приступил к усовершенствованию учебно-воспитательной работы. Сам же он был очень эрудированным человеком, часто читал лекции по истории педагогики, знакомил преподавателей с различными теориями воспитания.
Ведущий ІІ : Особенно часто Василий Александрович посещал уроки молодых учителей, но никогда не говорил о недостатках в их работе на педсоветах, давая возможность профессионально вырасти.
Ведущий ІІІ : Сухомлинский требовал от педагогов тщательной подготовки к урокам. Он постоянно стимулировал учителей к пополнению своих знаний, заинтересовывал их чтением периодики. Семья Сухомлинских ежегодно выписывала двадцать шесть наименований газет и журналов. Куда бы ни ездил Василий Александрович, он всегда привозил домой книги. Со временем целая комната в его квартире была отдана под библиотеку, где все стены были заняты стеллажами высотой в четыре метра.
Ведущий ІV : Василий Сухомлинский в своей Павлышской школе сначала преподавал в старших классах историю, обществоведение, украинский язык и литературу. Кстати, знал наизусть всего Шевченко и Лесю Украинку. Работая в старших классах, Василий Александрович обратил внимание на то, что там практически не было отличников, когда в начальной школе многие из этих же ребят учились на «отлично». Вопрос «Куда деваются отличники?» так мучил педагога-исследователя, что он перешел преподавать в начальную школу, чтобы найти причины, ведущие к падению успеваемости. Он стал брать первоклашек и доводить их до седьмого класса. Потом он даже взялся работать с дошкольниками, которым предстояло в будущем году идти в школу. В «зеленом» классе специальной беседке возле школьного виноградника он рассказывал детям о жизни природы, увлекал их поучительными сказками. В таком непосредственном общении выяснял потенциальные возможности малышей, а потом давал советы родителям по развитию способностей их детей.
Ведущий І: При ближайшем знакомстве со стилем работы Сухомлинского как директора школы появляется желание сравнить его с пианистом, который знает, на какие клавиши нужно нажимать, чтобы родилась музыка как гармония звуков  сложная гармония учебно-воспитательного процесса. Сухомлинский творил именно такую гармонию. Это требовало от него колоссальной работоспособности. Симон Соловейчик, замечательный писатель и публицист, изучавший наследие Василия Александровича и очень высоко его ценивший, писал: «Сухомлинский сам успевал за день  и успел за жизнь  столько, что у обычного человека это вызывает удивление. Кажется, он за день проживал три дня и прожил за жизнь три жизни».
Ведущий ІV: Он создал дружный учительский и детский коллектив, основал «школу радости». Многие годы ушли на это у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и Василия Александровича Сухомлинского не стало.
Ведущий І: Сухомлинский учил и воспитывал детей, прежде всего своими личными примерами. Это был человек изумительной нравственной чистоты и благородства. Любовь к детям пройдет через всю жизнь Василия Александровича, и это будет главным в развитии его педагогических способностей и взглядов.
Ведущий ІІ: В этом было его призвание, призвание высокое, благородное.
Открываем вторую страницу нашей необычной книги.
(Ведущий открывает на фоне музыки вторую страницу „Призвание высокое, благородное”)
Ведущий ІІІ: „Детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год – вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира”.
Ведущий ІV : Десятки, сотни нитей, связывающих учителя и учащегося, - это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.
Ведущий І: Сухомлинский был для своих учеников старшим другом, единомышленником. Он располагал к себе ребят настолько, что они доверяли ему сокровенные мечты и душевные тайны. Он вспоминал:
« В свободное время все вместе мастерили лодку; другую лодку купил учитель на свои деньги, еще на одну лодку собрали деньги родители, и летом весь класс отправился в путешествие по Днепру. Это было необыкновенное путешествие!»
Ведущий ІІ: Спустя тридцать лет после этой веселой, шумной поездки Василий Александрович, уже известный педагог напишет: «Что самое главное в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям».
Ведущий ІІІ: Присматриваясь к детям, изучая их, Сухомлинский все больше убеждался, что нет детей абсолютно неспособных, бездарных, ленивых. В каждом ребенке обязательно есть какая-то золотая жилка. Открыть её, развить детские способности, помочь ребенку обрести радость успеха в учебе – в этом состоит мастерство учителя.
«Без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания рушатся как карточный домик. Кроме того, чтобы ребенок поверил в свои силы, привык никогда не отступать перед трудностями, он должен верить в своего воспитателя, видеть в нем помощника».
Ведущий ІV: Вера в ребенка! Это было основным педагогическим убеждением Василия Александровича, которое он пронес через всю жизнь. Он считал, что учитель должен стать другом ребенка, проникнуться его интересами, переживать его радости и тревоги И тогда ребенок откроется перед ним.
Ведущий І: «Мы, учителя, имеем дело с самым нежным, самым тонким, самым чутким, что есть в природе, - с мозгом ребенка. Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны для того, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю. Вот такая же осторожность нужна и нам каждую минуту: ведь мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе – к мыслящей материи растущего организма.»
Ведущий ІІ: У Василия Александровича есть небольшое произведение «Письмо дочери». Это своеобразный гимн учительскому труду. Он раскрывает сущность педагогического мастерства, его неоценимое достоинство в формировании человеческой души. (На фоне музыки)
«Мы, моя девочка, стоим посредине между двумя великими вещами С одной стороны – знания, добытые, накопленные, выстраданные в веках, сосредоточенные и в копилке мудрости – книгах, и в бессмертной душе бессмертного народа, а с другой стороны – ребенок, маленький человек, из которого надо создать человека
Создать человека – не значит переложить знания из копилки мудрости в головы наших питомцев. Нет, это процесс более сложный. Помни, что книги остаются спящими великанами, пока к ним не прикоснулась живая вода мудрого ума и трепетного, взволнованного сердца педагога. Вот тогда великан оживает. Ты будешь по-настоящему счастлива, когда почувствуешь, что твои ученики не просто узнали что-то новое, а поднялись на одну ступеньку выше, чем просто узнавание истины: их сердца одухотворены величием и красотой идеи»
Ведущий ІІІ : Сухомлинский утверждает, что учитель должен постоянно изучать ребенка, быть светочем знаний и ума, и тогда он сможет пробудить у ученика интерес к знаниям, воспитать его патриотом, благородным человеком. Знания становятся убеждениями учеников в том случае, когда учитель сам глубоко прочувствовал преподносимый материал, «когда, образно говоря, в живом теле знаний затрепещет кровь эмоциональности. Если в изложении учителя нет подлинной, настоящей эмоциональности сердце ученика остается глухим к знаниям, а где в духовной жизни не участвует сердце, там нет убеждений».
Ведущий ІV: Педагогическая система В. А. Сухомлинского раскрывает множество возможностей для формирования и сохранения здоровья учащихся как составной части всестороннего гармонического развития личности. Василий Александрович утверждал: «Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил - важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности. Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребенок – источник многочисленных невзгод».
Ведущий ІV: Василия Александровича дети очень любили, старались на него походить, для многих учеников он был и на всю жизнь остался идеалом. Его бывшие ученики, с чувством особого благоговения вспоминали своего учителя и говорили: «Когда по расписанию были уроки Сухомлинского, мы в этот день ходили в школу, как на праздник».
Ведущий І: Дети чувствовали, что Василий Александрович отдавал им свое сердце, и они отвечали ему горячей признательностью и любовью.
Ведущий ІІ: Он считал, что «интереснее, чем сам человек, ничего в мире нет». Мы открываем следующую страницу, которая так и называется «Интереснее, чем сам человек, ничего в мире нет»
Ведущий ІІІ: Сухомлинский своим ученикам постоянно напоминал, что мы живем среди людей. Люди видят нас, наши дела, поступки, И нам не безразлично, что о нас думают и как нас оценивают другие.
Неслучайно в программе самовоспитания моральной культуры, разработанной в Павлышской школе, было записано: «Делая добро людям, ты приобретаешь бесценное богатство. Тот, кто живет во имя блага людей, - самый богатый, самый счастливый человек. Помни, что в мире есть единственное измерение богатства, красоты, величия – человек».
Ведущий ІV: «В школе должно быть все направлено на то, чтобы обогатить духовный мир ребенка, сделать его гуманным, человечным, добрым», - часто повторял Василий Александрович и на каждом шагу добивался этого.
Очень важно научить ребенка любить людей. Задача учителя – дать ребенку ни с чем несравнимую радость любить людей и творить для них добро.
Каждому поколению девушек и юношей Сухомлинский рассказывал сказку о любви.
( На фоне музыки Глиера)
Сказка о любви
Я с волнением рассказываю своим детям сказку, которую услышал от своей столетней бабушки Марии. Мне было лет пятнадцать, когда в тихий вечер ранней осени, сидя с ней под развесистой яблоней и глядя на отлетающих журавлей, я спросил:
- Бабушка, а что такое любовь?
Самое сложное она умела объяснять сказкой. Её черные глаза стали задумчивыми и тревожными. Она посмотрела на меня с каким-то затаенным удивлением.
- Что такое любовь?.. Когда Бог создал мир, он научил все живые существа продолжать род свой. Поселил Бог мужчину и женщину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщине – горсть зерна.
- Живите, продолжайте род свой, - сказал Бог, - а я пойду по хозяйству. Приду через год, посмотрю, как тут у вас
Приходит Бог к людям через год с архангелом Михаилом. Приходит раным-рано, до восхода солнца. Видит, сидят мужчина и женщина возле шалаша, перед ними дозревает хлеб на ниве, под шалашом – колыбель, а в колыбели ребенок спит. А мужчина и женщина смотрят то на розовое небо, то в глаза друг другу. В тот миг, когда глаза их встречались, Бог видел в них какую-то неведомую силу, непонятную для него красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и звезд, прекраснее всего, что слепил и смастерил Бог. Эта красота до того удивила Бога. Задрожал он от зависти: как это так, я сотворил твердь земную, слепил из глины человека и вдохнул в него жизнь, а не мог, видишь, создать этой красоты; откуда она взялась и что она такое – красота?
- Это любовь, - сказал архангел Гавриил.
- Что такое - любовь? – спросил Бог.
Архангел пожал плечами.
Бог подошел к мужчине, коснулся его плеча своей старческой рукой и стал просить: «Научи меня любить, Человек». Мужчина даже не заметил прикосновения божьей руки, он смотрел в глаза женщины – своей жены, матери своего ребенка.
Разгневался Бог и закричал:
- Ага, значит, ты не хочешь научить меня любить, Человек? Попомнишь же ты меня! С этой минуты старей. Каждый год жизни пусть уносит по капле твою молодость и силу. Превращайся в развалину. Пусть пустым становится твое сердце! А я приду через пятьдесят лет и посмотрю, что останется в твоих глазах, Человек.
Пришел Бог с архангелом Гавриилом через пятьдесят лет. Глядит, вместо шалаша стоит хата беленькая, на пустыре сад вырос, на ниве пшеница колосится, сыновья поле пашут, дочки лен теребят, а внуки на лугу играют. У хаты сидят дедушка и бабушка, смотрят то на утреннюю зарю, то друг другу в глаза. И увидел Бог в глазах мужчины и женщины красоту, еще более могучую, вечную и неодолимую. Увидел Бог не только Любовь, но и Верность. Разозлился Бог:
- Мало тебе старости, человек? Так помирай же, помирай в муках и печали по жизни и своей любви, иди в землю, превращайся в прах и тлен. А я приду и посмотрю, во что превратится твоя Любовь.
Пришел Бог с Архангелом Гавриилом через три года. Видит: сидит мужчина над маленькой могилкой, глаза у него печальные, но в них еще могучее, непонятнее и страшнее для Бога человеческая красота. Уже не только Любовь, не только Верность, но и Память Сердца увидел Бог. Взмолился Бог:
- Дай мне, Человек, эту красоту! Что хочешь проси за нее, но только дай мне ее, дай эту красоту!
- Не могу, - ответил Человек. – Она, эта красота, достается очень дорого. Цена ей – смерть, а ты, говорят, бессмертный.
- Дам тебе бессмертие, дам молодость, но только отдай мне Любовь.
- Нет, не нужно. Ни вечная молодость, ни бессмертие не сравнятся с Любовью, - ответил Человек.
Бог поднялся, отошел от старика, сидевшего у могилки, повернулся лицом к пшеничной ниве и розовой зарнице и увидел: возле золотых колосьев пшеницы стоят молодые мужчина и женщина и смотрят то на розовое небо, то в глаза друг другу.
Вот что такое Любовь. Это вечная красота и бессмертие человеческое. Мы превращаемся в горстку праха, а Любовь остается вечно И передается это чувство от деда-прадеда внукам, детям. Передаётся из поколения в поколение. Недаром говорят, что на Любви мир держится(звучит музыка)
Ведущий І: Сухомлинский считал, что «невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Слова о любви к людям – еще не любовь. Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости – это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности».
Ведущий ІV: „Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка”.
Ведущий І: Мы открываем 5-ю страницу книги – „Дети должны жить в мире творчества”
Ведущий ІІ: Сухомлинский считал, что каждая человеческая личность неповторима, и воспитание человека заключается, прежде всего, в раскрытии этой неповторимости, самобытности, творческой индивидуальности.
Ведущий ІІІ: Осуществлять эту задачу – значит вести каждого воспитанника по той дорожке, на которой с наибольшей яркостью может раскрываться сила его разума и учений, мастерство и творчество.
Ведущий ІV: Сухомлинский умело вводил малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы.
Ведущий І: : В своей книге „Сердце отдаю детям” Сухомлинский писал:
(на фоне музыки Грига)
„Мы пошли в виноградную аллею. В тихом, скрытом деревьями уголке, разрослись виноградные лозы. Расстелившись на металлическом каркасе, они образовали зеленый шалаш. Внутри шалаша земля покрыта нежной травой. Здесь царила тишина, отсюда, из зеленого сумрака, весь мир казался зеленым. Мы расселись на траве...
Дети притихли, очарованные красотой природы... Поверхность земли – поля, луга, дороги – как бы дрожит в малахитовом тумане, а на освещенные деревья сыпятся солнечные искорки.
-Солнышко рассыпает искорки,- тихо сказала Катя.
Дети не могли оторваться от очаровавшего их мира, а я начал рассказывать сказку о Солнце.
-Да, дети, хорошо сказала Катя: „Солнышко рассыпает искры”. Оно живет высоко в небе. У него есть два Кузнеца-великана и золотая наковальня. Перед рассветом Кузнецы с огненными бородами идут к Солнцу, которое дает им два пучка серебряных нитей. Берут Кузнецы железные молотки, кладут серебряные нити на золотую наковальню и куют, куют. Они выковывают Солнышку серебряный венок, а из-под молотков рассыпаются по всему миру серебряные искры. Падают искры на землю, вот вы и видите их. А вечером уставшие Кузнецы идут к Солнышку, несут ему венок; надевает Солнышко венок на золотые косы и идет в свой волшебный сад отдохнуть.
Слушают дети сказку, очарованные волшебным миром, и кажется, что они боятся нарушить тишину, чтобы не рассеялось очарование. Потом сразу засыпают вопросами: а что делают Кузнецы-великаны ночью? Зачем Солнышку каждый раз новый венок? Куда деваются серебряные искорки – ведь сыпятся они на землю каждый день?..”
Ведущий І : Почему ребята охотно слушают сказки, почему они так любят вечерние сумерки, когда сама обстановка располагает к полету детской фантазии? Почему сказка развивает речь и мышление сильнее любого другого средства? Потому, что сказочные образы ярко эмоционально окрашены. Слово сказки живет в детском сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину.
Ведущий ІІ : В сказках Василия Александровича глубокий нравственный смысл, взволнованность чувств, яркий и сочный язык.
Маленькой Иринке нужно рано вставать, в детский сад идти  а не хочется, ой, как не хочется. Вечером спрашивает Иринка:
- Дедушка, почему утром вставать не хочется? Научи меня так спать, чтобы хотелось вставать и идти в садик.
- Это подушка у тебя ленивая,  говорит дедушка.
- А что же ей сделать, чтобы не была такая ленивая?
- Знаю я тайну,  шепчет дедушка.  Вот именно тогда, как вставать не хочется, возьми подушку, вынеси на свежий воздух и хорошо выбей её кулачками  она и не будет ленивая.
- В самом деле? - обрадовалась Иринка. - Я завтра так и сделаю
Ещё ни свет, ни заря, а надо собираться в сад. Не хочется вставать Иринке, но ведь нужно наконец подушку проучить, лень из неё повыбивать.
Схватилась Иринка, скорей оделась, взяла подушку, вынесла во двор, положила на лавку, - и кулачками её, кулачками. Возвратилась домой, положила подушку на кровать и давай умываться.
Кошка внизу мяукает, за стеной ветер гудит, дедушка в усы усмехается.
Ведущий ІІІ: (На фоне музыки „Вальс цветов”) Сказка – это образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Дети не только любят слушать сказку. Они создают её. „Однажды на рассвете мы с детьми сидели на берегу реки, завороженные рождением утренней зари,- писал Сухомлинский. – Я рассказывал детям сказку о волшебнике, который посеял на небе розовые маковки. Это была сказка о Маковом Поле. Она пробудила детскую мысль. Тут же на берегу пруда, в этот дивный расцвет, я услышал десять новых сказок о солнце и луне, о небе и жаворонке... Я еще раз убедился: сказка – это радость мышления; и создавая сказки ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению и тем самым – чувство собственного достоинства”.
Ведущий І: Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение как одну из сфер духовной жизни ребенка... Ребенок не видит красоты окружающего мира, если он не почувствовал красоты слова, прочитанного в книге.
Ведущий ІІ: Жизнь в мире книг – это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя.
Ведущий ІІІ: Атмосфера любви к книге, уважения к книге, благоговение перед книгой – в этом заключается сущность школы и педагогического труда.
Ведущий ІV: В школе может быть все, но, если нет книг, нужных для всестороннего развития человека, для его богатой духовной жизни или если книгу не любят и равнодушны к ней, это еще не школа... В школе может многого не хватать, во многом мы можем быть бедны и скромны, но, если у нас есть книги, нужные для того, чтобы перед нами всегда было широко открыто окно в мир, это уже школа”.
...Я вижу свою задачу в том, чтобы мой воспитанник тянулся в библиотеку. Чтоб ему хотелось сидеть над книгой и размышлять в одиночестве. Чтоб каждый подросток познал ни с чем несравнимое счастье – засидеться за умной книгой до рассвета. Вот что на практике можно назвать преподаванием литературы...
...слово на уроке литературы подобно мелодии на уроке музыки. Все начинается со слова, само сознание, становление чувств, пробуждение убежденности и желания отстаивать свои убеждения, открытие идеала, во имя которого стоит жить, бороться, а то и отдать свою жизнь. И пример тому – жизнь многих великих людей, начавших свое трудное восхождение после чтения первой книги...
Ведущий І: Василий Александрович рекомендовал учителям посвящать часы школьных занятий путешествиям по безбрежному книжному морю.
«Не бойтесь отвести несколько уроков по каждому предмету самому удивительному, самому прекрасному человеческому занятию – встрече с книгой. Пусть эти встречи наполнят юные сердца радостным волнением. Пусть книга захватывает юношество так же, как звуки любимой музыкальной мелодии. Если книга станет для ваших воспитанников всегда новым, всегда непостижимым чудом, если молодой человек будет стремиться к уединению для общения с книгой, если среди юношества будет много «чудаков», влюбленных в книгу, «чудаков», отдающих преимущество книге перед всем другим, исчезнут многие проблемы школьной жизни, и прежде всего равнодушие, безразличное отношение к знаниям».
Ведущий ІІ: Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни. Чтение обогащает жизнь детей лишь при условии, когда слово затрагивает сокровенные уголки их сердец, когда озарено каким-то интересом, связано с игрой.
Ведущий І: Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств.
Ведущий ІІ: (на фоне музыки) Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком раскрывается красота окружающего мира. Многолетний опыт убеждает, что человек овладевает и родной речью и азбукой музыкальной культуры – способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии – только в годы детстваДетская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство.
Ведущий І: В минуты наслаждения музыкой ребенок чувствует, что, он настоящий человек. Душа ребенка – это душа чуткого музыканта. В ней туго натянутые струны, и если вы сумеете прикоснуться к ним – зазвенит музыка. И не только в переносном, но и прямом смысле. Детство также невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки.
Ведущий ІІ Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды распрекрасного, которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому, с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.
Ведущий ІІІ: Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, стал бы мостиком, соединяющим дошкольное воспитание и обучение в школе.
Ведущий ІV: Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития, игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Ведучий І: Да, действительно, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Вспомните сказку Сухомлинского „Поющее перышко”
Есть удивительная птица Стрепет. Она поет... Чем она поет, как вы думаете, дети? Поет она крылом. Есть в неё в крыле особое поющее перышко. Во время полета, когда Стрепету захочется петь, он расправляет крылья так, что поющее перышко выдвигается на пение. Раздается тонкий, ни с чем несравнимый свист. Похож он и на звучание самой тонкой струны, когда по ней водят смычком, и на песню ветра в тонком стебле камыша.
Но вот однажды случилась беда. Потерял Стрепет поющее перышко. Выпало оно, упало на землю... Захотелось Стрепету петь, а поющего перышка нет.
Маленький мальчик Сережа нашел поющее перышко Стрепета. Поднял его, побежал – перышко запело. Услышал Стрепет пение собственного перышка, прилетел к мальчику и просит:
-Мальчик, отдай мое поющее перышко. Не могу я без песни.
Удивился Сережа, отдал Стрепету поющее перышко.
Много лет прожил на свете человек, выросший из маленького мальчика Сережи. Много раз, вспоминая Стрепета, он думал: у каждого человека есть своё поющее перышко. Несчастен тот, у кого поющего перышка нет.
Ведучий ІІ: А к нам сегодня сюда прилетели волшебные перышки из детских садов и школ. Встречайте их!
(Звучит веселая музыка и в ярких красочных костюмах на сцене появляются самые маленькие артисты из детского сада).


Литература:
1.Воспитание коллективизма у школьников. М., 1956.
2.Павлышская средняя школа. 3 т. М.: Просвещение, 1969, 1979, 1981.
3.Разговор с молодым директором школы. 3 т. М.: Просвещение, 1973. 
4.Мудрая власть коллектива. 3 т. М.: Мол. гвардия, 1975.
5.О воспитании. М.: Политиздат, 1975.
6.Родительская педагогика. М.: Знание, 1978.
7.Избранные педсочинения: в 3 т М.: Педагогика, 1979.
8.Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.
9.Потребности человека в человеке. М.: Сов. Россия, 1981.
10.Книга для учащихся М.: Просвещение, 1985.
11.Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989.
12.Не только разумом, но и сердцем... М.: Мол. гвардия, 1986.










15