Конспект урока по окружающему миру «Строение тела человека» (3 класс)


Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Зайцева Елизавета Сергеевна
Класс: 3 "А"
Дата: 25.02.15
Предмет: окружающий мир
Тема: «Строение тела человека»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
Цель урока: Создать условия для усвоения понятий «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека, познакомить с частями и внутренними органами человека, дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
Задачи
Образовательные: сформировать представление об о здоровом образе жизни как основе не только хорошего здоровья, но и успешной учебы и работы, способности полноценно жить в обществе людей;
Развивающие: способствовать развитию способностей анализировать полученную информацию, выделять существенные  и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.
Воспитательные: способствовать формированию у учащихся позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья. 
Дидактические средства:
для учителя – учебник Окружающий мир 3 класс, доска, наглядности "Строение тела человека", ИКТ (презентация, ноутбук), губка.
для обучающегося – учебник Окружающий мир 3 класс, тетрадь, раб. тетрадь.
Характеристика этапов урока
№ Название этапа,
цель Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы работы УУД
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель: включение в учебную деятельность. Построение детей. Проверка рабочего места. - Добрый день, ребята. Присаживаемся. Меня зовут Елизавета Сергеевна и сегодняшний урок проведу у вас я. Сегодня у нас необычный урок – мы с вами исследователи, а наш класс – научная лаборатория, в которой присутствуют гости – поприветствуйте их. Мы с вами будем проводить исследования. Здороваются с учителем Фронтальная -Самоопределение к деятельности (Л)-Включение в учебную деятельность (Л)
-Волевая саморегуляция (Л)
2. Актуализация опорных знаний.
Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.
Самостоятельное выполнение теста. -Но перед началом нашего исследования, мы вспомним, что же изучали на прошлом уроке. Сейчас я раздам вам небольшой и не сложный тест. Вы должны вспомнить прошлую тему и ответить на вопросы этого теста, выбирая правильный вариант. Букву верного ответа обводим. На выполнение этого задания я даю вам 5 минут. Итак, все ясно? тогда начинаем. (Приложение №1) Индивидуальная -Формирование познавательной инициативы
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. Определение темы и цели урока. -А для того, чтобы узнать тему нашего урока, давайте вспомним, какое внешнее строение имеют растения?
-А что представляет собой внутреннее строение?
-А чем строение растений отличается от строения тела человека?
-Итак, кто-нибудь догадался, какая же тема урока у нас будет?
(Слайд 1)
-Кто скажет мне, какая цель будет у нашего урока?
-Что такое орган?
-(Если не отвечают).Откроем стр.49 в учебнике и прочитаем. Читай (Имя ученика)
-А что представляет собой органы, выполняющие общую работу? (Если не отвечают).Посмотрите на стр.49 в учебнике. Кто прочитает, что же такое система органов? (Имя ученика)
-Почки, стебель, листья, побег, корень
-Клетки
(Предположительные ответы)
-Строение тела человека
-Познакомится со строением тела человека
- орган – часть организма, которая имеет определённое строение и выполняет определённую работу
- систему органов

Фронтальная -Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи (Л)
-Принимать и сохранять учебную задачу (Р)
-Планировать свое действие в соответсвии с поставленой задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане (Р)
-Устанавливать причинно-следственные связи (Р)
-Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях (Р)
4. Проектирование и фиксация нового знания.
Цель: Построение детьми нового способа действий
и формирование способности к его выполнению.
Изложение нового материала
Сообщение о головном мозге
Сообщение о легких
Сообщение о сердце
Сообщение о желудке
Сообщение о кишечнике
Сообщение о печени - Посмотрите друг на друга, как устроено ваше тело? Что видите?
- Всё, что вы перечислили это части тела – внешнее строение.
-Итак, повторим еще раз, к внешнему строению человека относятся следующие части тела:(Начинаем сверху) (Слайд 2)
-Молодцы! Мы рассмотрели и составили схему внешнего строения человека. Убедились, у всех вас части тела на своем месте. Перейдём к внутреннему строению. (Слайд 3)
 В здоровом организме все органы действуют слаженно. Отвечает за эту работу головной мозг. Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите, вы бегаете, играете. Вы без труда вспомните, где вы были вчера, куда ездили летом. Вы решаете примеры и задачи. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – один из важнейших органов тела. Головной мозг – главный командный пункт организма. Чтобы человек не делал, всем управляет мозг и растет он только до 25 лет. В какой части тела располагается этот орган?
-Кто сделает вывод?
-Правильно. А вот чтобы угадать следующий орган, вам надо отгадать загадку.
Два воздушных лепестка,
Розовых слегка,
Важную работу выполняют,
Дышать нам помогают.
-Что же это за орган?
Лёгкие находятся в грудной клетке. Они похожи на две розовые губки. Чтобы убедиться как работают наши легкие давайте положим руку на диафрагму (представляет собой мышечную перегородку между полостью груди и брюшной полостью) сделаем глубокий вдох. И выдох. Что заметили при вдохе? При выдохе?
-Верно. При вдохе наши легкие расширяются, т.к. наполняются воздухом, а при выдохе воздух из легких выходит и они становятся меньше. (Показываю пример на губке)Лёгкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду, то за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа полтонны воды – 500 кг.( демонстрирую 1,5 бутылку) или 500 таких банок. В среднем человек делает вдохов за год 9 миллионов.
-Итак, сделаем вывод.
- Приготовьтесь отгадать следующий орган:
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
-Что это за орган?
-Верно. Сердце расположено в левой части грудной клетки и представляет собой сильную мышцу. Сердце — самый мощный в мире мотор, который заставляет двигаться нашу кровь. В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови. Масса сердца всего 250 – 350 грамм. Давайте сожмем руку в кулачок и вот так вы увидите, какого размера ваше сердце. Сердце-один из самых главных органов нашего организма.
-Вывод сделает...
-Перейдем у следующему органу. Представьте себе, что вы пришли домой. Время обеда. И мама подает вам на тарелке кусок сырого мяса. Вы будете это есть?
-Почему?
-Главное отделение «внутренней кухни» - желудок. Он находится в верхней части живота, под рёбрами, с левой стороны. Желудок напоминает мешок. Без еды он как спущенный воздушный шарик. Когда в него попадает пища, он растягивается. Но больше 2-3 литров еды в него поместиться не может.
-Что происходит с пищей в ротовой полости?
-И куда попадает?
- Дальше из желудка пища двигается в кишечник, который расположен под желудком. В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Она ещё густовата, да и состав её ещё не совсем тот, какой нужен организму. И тогда она отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту кишечника. Он тянется почти на 8 метров, но свёрнут так плотно, что целиком помещается в животе.
-Сделаем вывод.
- На этом можно было бы закончить разговор о «внутренней кухне» организма. Однако, мы ещё не упомянули о необыкновенной соседке желудка, самого «горячего» органа нашего организма и название у неё от слова «печь». Догадались, о чём идёт речь?
- Рядом с желудком находится печень. Она находится справа от желудка в верхней части живота и вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает перерабатывать пищу. Это самый горячий орган, как печка. Какова роль печени?
-Вывод сделает..
- Схема основных внутренних органов готова. Давайте снова перечислим все внутренние органы. (Слайд 4) -Голова, шея, туловище, руки, ноги.
-В головном отделе
(Предполагаемые ответы)
-Легкие
-Легкие расширились и увеличились в объеме, а потом снова уменьшились .
Диафрагма стала плоской.
-Сердце
-Нет
- Потому что это надо сварить или поджарить.
-Измельчается
-В желудок
-Печень
- Печень обезвреживает отходы и яды. Фронтальная -Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи (Л)
-Установка на здоровый образ жизни (Л)
-Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане (Р)
-Устанавливать причинно-следственные связи (П)
-Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях (П)
-Допускать возможность существования у других различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера (К)
-Формулировать собственное мнение и позицию (К)
-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой общения (К)
-Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане (Р)
Физкультминутка Вот мы руки развелиСловно удивились.И друг другу до землиВ пояс поклонились!Наклонились, выпрямилисьНаклонились, выпрямилисьНиже, ниже, не ленись,Поклонись и улыбнись 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: усвоение нового способа действий; применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха. Самостоятельная работа с проверкой. Откроем рабочие тетради на стр. 29 и выполним упражнение №5. Прочитайте его. Что нужно сделать?
Выполняем самостоятельно. А далее вместе проверим.
(Читает один из учеников) Индивидуальная
Фронтальная -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Л)
-Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане (Р)
-Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Р)
6. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний.
Итог урока.
Рефлексия -О чем же шла речь на сегодняшнем уроке?
-Какая цель у нас была?
-Выполнили ее?
-Чем же организм человека отличается по строению от растения?
-Что такое орган?
-Что такое система органов?
-Что вам понравилось сегодня на уроке? Все ли было понятно?
Рефлексия: "Вырази свое отношение цветом или нарисуй рисунок"
Сейчас вы получите листочки со смайликами. Но смайлики необычные. Как вы можете заметить у них нет рта, поэтому мы не можем узнать, какое настроение у них. Я предлагаю нарисовать вам улыбку у смайлика, если вам было все понятно и никаких трудностей не было, если возникали трудности или чувствовали себя неуверенно, то нарисуйте прямой рот, который не улыбается и не грустит, а вот если ничего не было понятно и было неинтересно, нарисуйте рот, чтобы смайлик грустил.
Спасибо за урок! -О строении тела человека
Познакомиться со строением тела человека
(Предполагаемые ответы)
- часть организма, которая имеет определённое строение и выполняет определённую работу

- представляют собой органы, выполняющие общую работу
(Предполагаемые ответы)
Фронтальная -Самоопределение к деятельности (Л)
-Способность к самооценке на основе критерия успешности,
неуспешности учебной деятельности (Л)