Конспект урока по окружающему миру на тему Строение тела человека (2 класс)

Учитель: Атласова Татьяна Геннадьевна


Тема урока: Строение тела человека
Цели урока:
Образовательные: ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека; познакомить с частями и внутренними органами человека; дать первоначальное представление о работе внутренних органов; познакомить детей со строением организма человека как целостной системой; расширить и углубить знания детей о работе органов и систем организма.
воспитательные: содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитание умения работать в коллективе.
развивающие: способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза, навыков личной гигиены.

Оборудование: диапроектор, экран, компьютер, кроссворд «Внутренние
органы», бланки для тестов.





















Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока.
(1 слайд)
- Рассмотрите картинку, что вы видите на рисунке? (автобус)
- Как устроен автобус снаружи? (Окна, колеса, дверь.)
- То, что мы сейчас с вами видим снаружи – это внешнее строение автобуса.
- А давайте подумаем и назовём то, что находится внутри автобуса. (Сиденья, руль, поручни)
- То, что находится внутри автобуса – это внутреннее строение.
- Где мы сейчас с вами находимся? (в школе)
- Как школа устроена снаружи? А что находится внутри школы?
- Итак, мы рассмотрели автобус и школу. Это разные или одинаковые предметы? (Разные, но их объединяет наличие внутреннего и внешнего строения)
- Сегодня на уроке мы поговорим о внешнем и внутреннем строение тела человека.
- Тело человека, так же как и рассмотренные нами предметы имеет внешнее и внутреннее строение. Внешнее строение представлено частями тела, внутреннее органами.
(2 слайд)
3. Внешнее строение человека.
- Посмотрите друг на друга и скажите что вы видите, как устроено тело человека? (Есть руки, ноги, голова )
- Внешнее строение тела человека это части тела. Итак, у человека есть следующие части тела: голова, шея, туловище, которое состоит из груди и спины, верхние и нижние конечности или по-другому руки и ноги.
(Работа с 3 слайдом)
4. Внутреннее строение человека.
- А теперь давайте узнаем, каково внутреннее строение человека.
- Тело человека внутри состоит из органов.
(4 слайд)
- Вот мы с вами сейчас занимаемся, работаем на уроке. Вы в школе читаете, пишите, решаете задачи, общаетесь со сверстниками, встречаете много людей. В свободное время играете, отдыхаете, ходите в кино, вспоминаете как вы провели прошлые выходные. Все это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими чувствами, движениями, мыслями управляет мозг – важнейший орган человека. Что бы человек ни делал, всем управляет главный командный пункт, управляет работой всех внутренних органов, дает им указания.
- А как вы думаете, почему он называется головной? (Т.к. он находится в голове)
(работа по картинке)
- Скажите, как определить жив человек или умер?
- Прежде всего врач проверяет бьется ли у человека сердце. Если сердце остановится, то человек погибнет. Вот какой важный орган – сердце. Хотя размером оно всего с кулачок. Это мотор, который безостановочно гонит в сосуды кровь и заставляет её обегать все тело.
- Где находится сердце у человека? Покажите где у вас сердце.
- Как мы уже с вами отметили, определить жив человек или нет можно прослушав бьется ли у него сердце, т.е. есть ли дыхание. А этим управляет совсем другой орган –легкие.
- Что вы знаете о легких? (ответы детей)
- Без воздуха человек может прожить совсем недолго, в этом мы можем убедиться если на некоторое время задержим дыхание. Человеку нужно все время вдыхать и выдыхать воздух. У каждого из нас два легких – правое и левое. Находятся они в груди. Они похожи на две розовые губки. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере. Когда мы делаем вдох, легкие наполняются воздухом и расширяются. Легкие непрерывно проделывают огромную работу.
(Работа со слайдом)
- Представьте себе, что после школы вы пришли домой а из кухни доносятся приятные запахи. Это мама готовит вкусный обед. И точно так же как в каждом доме есть кухня, в организме тоже есть своя «внутренняя кухня».
- Главный орган нашей «Внутренней кухни – это желудок. Он находится в верхней части живота (под ребрами) с левой стороны. Желудок напоминает мешок. Внутри он полый. Без еды он как спущенный воздушный шарик. Но желудок как и шарик, когда в него попадает пища он растягивается. Чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее растягивается наш желудок. Но больше 2 – 3 литров пищи в него поместиться не может.
В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Она еще густовата, да и состав ее не совсем тот, какой нужен организму. И тогда она отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту – кишечнику. Он тянется почти на 8 метров, но свернут так плотно, что целиком помещается в животе. Но на этом процесс пищеварения не заканчивается т.к у желудка есть очень важная соседка – печень. Она находится с правой стороны от желудка в верхней части живота. Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу.
- Итак, мы поговорили о внутреннем и внешнем строении тела человека. Давайте составим схему строения тела человека, и тем самым подведем небольшой итог нашей работе.
(слайд 5)
5. Закрепление.
- Для закрепления изученного я предлагаю вам разгадать кроссворд «Части тела»



Г





Г








К










Ж






С








Щ





Ш





(Слайд 6)
6. Контроль усвоения нового материала.
Тестовое задание.
«Организм человека».
Зачем нужно знать свой организм?
А) чтобы сохранять и укреплять свой организм
Б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться
В) чтобы умело использовать свои возможности
С помощью какого органа дышит человек?
А) мозг Б) легкие В) желудок
Что относится к внешнему строению человека?
А) голова, туловище, шея Б) печень, легкие, кишечник
Какой орган управляет работой всего организма?
А) кишечник Б) мозг В) сердце
Какой орган похож на длинный извилистый коридор, длинною почти 8 метров.
А) кишечник Б)печень В)желудок
(Слайд 7)
7. Рефлексия.
Проверка тестового задания.
(Слайд 8)
8. Итог урока.
- Чем внешнее строение отличается от внешнего строения?
- Назовите внутренние органы и части тела человека.
- Зачем необходимо знать свой организм.
- Что особенно понравилось вам на уроке?
9. Домашнее задание.
Кроссворд «Внутренние органы».

Ж



П








Л








У


С








М







К





















15