Урок музыки 4 класс. Русские народные календарно-обрядовые песни.

Музыка моего народа.
Тема: «Календарные обрядовые песни славян».
Цель: объяснить учащимся, что каждая календарная обрядовая песня исполнялась в определённое время года, была связана с определённым земледельческим действием, обрядом и поэтому отличалась музыкальным своеобразием.
Углубить представление о различных жанрах русских народных песен. Вызывать эмоциональный отклик на разнохарактерную музыку.
Развивать музыкальный и интонационный слух учащихся, воображение, память. Развивать представление учащихся о средствах музыкальной выразительности. Развивать интерес к элементарной теории музыки.
Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Знать: Жанры русских народных песен. Слова песен.
Уметь: Различать жанры русских народных песен. Определять на слух
услышанные мелодии. Исполнить на музыкальных инструментах
заданную мелодию. Исполнять ранее изученные песни.
После приветствия и оргмомента.
Сцена «Проводы масленицы» из оперы Римского – Корсакова «Снегурочка».
У: Благодаря музыке мы побываем на Руси в далёком прошлом, когда наши предки – славяне – были язычниками и поклонялись природе – солнцу, ветру, лесам, полям, камням, Матери-земле. Но всё же главным божеством славян было Ярило – Солнце. Солнцу поклонялись все от мала до велика, ведь оно даёт тепло и свет всему живому на земле ( на доске иллюстрация яркого солнца).
Славяне считали, что природа населена добрыми и злыми духами. Духов необходимо умилостивить, чтобы они не мешали человеку в труде. Все верования славян сопровождались закличками и заговорами, пением, плясками, хороводами.
Песню, которую мы сегодня услышали, тоже была частью народного праздника. Но какого? Когда он отмечается?
Д: Этот праздник называется Проводами масленицы и отмечается в конце зимы, для того, чтобы ускорить приход весны.
У: Русские люди всегда очень любили масленицу, ждали: неделю гуляли, затем наряжали соломенное чучело и встречали Масленицу. С песнями возили чучело по деревенским улицам, а к вечеру сжигали. Так надеялись ускорить приход весны. А название этот праздник получил в честь древнего обрядового блюда – масляного блина.
Так весной начинался год. В эти дни дети стайками бегали по селу с жаворонками, испечёнными из теста. При этом ребята пели звонкие песни – веснянки.
- Ребята, какая из этих песен веснянка?
Исполнение учителем нескольких календарных песен при помощи нотной записи.
Д: «Жаворонушки, прилетите – ка» и есть веснянка.
У: Что же особенного в звучании этой песни? Как движется мелодия?
Повторное исполнение мелодии на слог.
Д: Мелодия движется по одним и тем же ступеням, сверху вниз, и так несколько раз. Мелодия близка к «зовущим» интонациям речи.
Исполнение попевки детьми с помощью нотной записи со словами.
Задача: спеть эту попевку, передавая протяжные «зовы»; для этого перенесём ударение с сильной доли на слабую.
У: Весной люди приветствовали пробуждение природы и просили её быть доброй к ним. Летом и осенью они славили природу, которая дала им богатый урожай. Именно эту сцену показал П.И.Чайковский в опере «Евгений Онегин». С песней «Болят мои скоры ноженьки со походушки» появляются крестьяне. По случаю окончания жатвы, они приносят разукрашенный сноп.
Слушание сцены из оперы.
- Что особенного в песне, которую поют крестьяне?
Д: Крестьяне будто приближаются издалека, потому что их песня звучит сначала тихо, а затем всё громче и громче. Мелодия напевная, неторопливая – люди очень устали после сбора урожая. Сначала запевает один голос, а затем его подхватывает весь хор.
У: Все эти особенности приближают песню к русским народным. Вам знакома ещё одна песня из этой оперной сцены. Послушайте её, чем она отличается от песни «Болят мои скоры ноженьки»?
Исполнение учителем песни «Уж как по мосту-мосточку» из оперы «Евгений Онегин».
Д: Эта песня весёлая, плясовая. Кажется, что певцы притопывают, приплясывают, исполняя её.
У: Споём эту песню и мы, приплясывая на месте, выделяя сильную долю ударом бубна.
Исполнение песни детьми с плясовыми движениями и игрой на бубнах.
У: Мы увидели, что в творчестве русских композиторов есть самые разные обрядовые песни русского народа. И все они связаны с каким- то земледельческим действием, обрядом.
О народных праздниках написаны не только музыкальные, но и литературные произведения. Об одном из них мы читаем в фантастической повести Н.В.Гоголя: «Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа».
- О каком же празднике идет речь в повести Гоголя?
- Что значит «колядовать»?
Д: Это праздник Рождества Христова. А «колядовать», значит поздравлять с этим праздником.
У: Правильно. Колядками называют зимние поздравительные песни песни. Их пели дети и молодежь в первый день Рождества. Многие считают, что слово «коляда» произошло от слова «календарь» - что значит «первый день». Это, пожалуй, самые любимые из календарных песен. Именно поэтому и в наше время их продолжают сочинять и петь. Хотя современные колядки и звучат по-современному, как, например, эта – в исполнении современной фольклорной группы «Иван Купала».
Слушание колядки «Заинька» в исполнении «Иван Купала».
У: В чем же особенность мелодии колядок? Что в них общего с веснянками? Ведь эти песни самые древние из всех календарных песен? Что в этих песнях главное – музыка, или слова?
Д: Очень простая и запоминающаяся мелодия, повторяющиеся мотивы. В этих песнях главное не музыка, а слова.
У: Правильно, ребята! Древняя обрядовая музыка очень проста. Тем не менее, передаваясь из уст в уста, она веками изменялась, сохраняя всё самое лучшее.
Благодаря талантливым мастерам прошлого, современный музыкальный язык стал более красочным и интересным.
Вокально – хоровая работа над современной композиторской песней о ЗИМЕ.
Итак, на нашем уроке прозвучала самая разная музыка - композиторская и народная, современная и написанная много лет назад, её исполняли профессиональный хор, эстрадный ансамбль, исполняли и мы сами. Каждая песня отличалась чем – особенным,
Но многое в них было общим. Все прозвучавшие песни так, или иначе были связаны с временами года и народными обрядами. Поэтому они и получили название «календарно – обрядовые песни». Это ещё один жанр народной песни.
15